Обследование детей с общим недоразвитием речи

Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставля­ет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсатор­ного фона, речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом ов­ладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотно­шение развития экспрессивной и импрессивной речи ребен­ка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев ре­чевой способности; сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

Выделяются три этапа обследования:

Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает доку­ментацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследование компонен­тов языковой системы и на основе полученных данных де­лается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое на­блюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет про­явления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важ­но выяснить, в каком «возрасте появились первые слова и каково количественное-соотношение слов в пассивной импритивней речи. Диссоциация между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологи­ей (за исключением редких случаев сенсорной алалии) со­храняется без специального обучения длительное время.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда по­явились двухсловные, многословные предложения, не пре­рывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причи­не), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в раз­витии речи, каково речевое окружение (особенности есте­ственной речевой среди).

[В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает кон­такт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлага­ются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интере­сы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве вопросы задаются таким образом, чтобы от­веты были развернутыми, рассуждающего характеру. Бесе­да дает первые сведения о речи ребенка, определяет Направ­ление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.(Особенно тщательно обследуются звукослоговая структура-слов, грамматический строй и связная речь. При обследовании связной речи выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).

Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического об­следования детей с общим недоразвитием речи. Выявляет­ся правильность употребления детьми категории рода, чис­ла, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обсле­дования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы су­ществительного от данного слова, а также глаголов с оттен­ками действий. Основными приемами могут быть следующие;

• закончить начатую фразу по наводящим вопросам;

• составить предложения по картине или демонстрации дей­ствий;

• вставить пропущенный предлог или слово в нужной падеж;

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозна­чаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Основным приемами могут быть следующие:

• нахождений (показ) детьми предметов и действий, названных
логопедом (Покажи, кто моет, а кто подметает, и т. д.);

• выполнение названных действий (Нарисуй дом — раскрась дом);

• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений и признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одеж­ду, зимнюю обувь);

• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов арти­куляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются сло­ги, слова и предложения с основными группами звуков рус­ского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различаю­щихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбира­ются так, чтобы заданный звук находился в разных пози­циях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в даль­нейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняе-мости подбираются слова с определенными звуками, с раз­ным количеством и типом слогов; слова со стечением соглас­ных в начале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: пред­метных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведе­нии слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных соглас­ных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.); из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по­пы, ту-та-то); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.

При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем на­чинать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики Логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, поход­ку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.), особенности беса, выполнение упражнений с мячом, прыж­ки в длину на точность приземления? Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), по­переменно постоять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т.д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по про­странственно-временным параметрам, удерживанию в па­мяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполне­нии заданий.

"" Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно боль­шом количестве примеров детской речи и на динамичес­ком наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии. При­мерами логопедических заключений могут быть следую­щие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третье­го уровня у ребенка с открытой ринолалией и т. п.

Логопедическое заключение раскрывает достояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой ано­малии. Это необходимо для правильной организации инди­видуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Наши рекомендации