Положения коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии

Большой вклад в разработку принципов и приемов пре­одоления афазии внесли Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. В логопедической работе по преодолению афазии ис­пользуются общедидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.). Однако необходимо помнить, что восстановление речевых функций отличается от формирующего обучения, что высшие коркою вые функции говорившего и писавшего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка (А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготский, 1984). В связи с этим при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

1. После завершения обследования больного логопед определяет, какая область второго или третьего «функционального блока» мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены. У большинства больных с афазией оказываются сохранными функции правого полушария. При афазиях, возникающих при поражении височной или теменной долей левого полушария прежде всего используются планирующие, программирующие и контролирующие функции левой лобной доли, обеспечивающие сознательность восстановительного обучения. Именно сохранность функций правого полушария и третьего «функционального блока» левого полушария позволяет воспитать у больного установку на восстановление нарушенной речи. Продолжительность логопедических занятий с больными при всех формах афазии составляет два-три года систематических (в стационаре и амбулаторно) занятий. Однако нельзя информировать больного о столь долгом сроке восстановления функций речи.

2. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа восстановления речевых функций. В первые дни после инсульта работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Используются методики, растормаживающие речевые функции и предупреждающие на
раннем этапе восстановления такие речевые расстрой­ства, как аграмматизм типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афазии и обилие литеральных парафазии при афферентной моторной афазии. На бо­лее поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется структура и план занятий, да­ются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания и т. п.

3. Коррекционно-педагогическая система занятий пред­полагает такой выбор приемов работы, который по­зволил бы либо восстановить первично нарушенную
предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. На­пример, компенсаторное развитие акустического кон­троля при афферентной моторной афазии — это не просто замещение нарушенного кинестетического кон­троля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афа­зии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной опти­ческой, кинестетической, а главное, смысловой диф­ференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуни­кативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования, за коррекцией литеральных или вербальных парафазии и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восста­новлением словесных понятий, включением их в раз­личные словосочетания.

В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии пред­ложения и метод фишек, позволяющие восстанавли­вать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии — схема выбора способов арти­куляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодо­ления импрессивного аграмматизма. Динамика восстановления нарушенных речевых функ­ций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмбо­лии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6-летних детей (в большин­стве случаев травматического происхождения) преодолева­ются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разре­шению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути* Восстановление нарушенных психических функций дости­гается при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые ло­гопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный! личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах — 30—40 минут не реже 3 раз в неделю. Для групповых занятий (три — пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи вре­мя занятий 45—50 минут.

Логопед должен разъяснить родным особенности лично­сти больного, связанные с тяжестью заболевания. На конк­ретных примерах объясняется обязательность его посильного участия в жизни семьи. Даются инструкции для рабо­ты по восстановлению речи.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова история учения об афазии? Расскажите о классификациях афазии.

2. Раскройте особенности нарушения понимания уст­ной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

3. Раскройте предпосылки акустико-мнестической афазии.

4. В чем специфика семантической афазии?

5. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторную афазии.

6. Охарактеризуйте динамическую афазию.

7. Раскройте основные положения коррекционно-педагогической работы при афазии. Покажите специфи­ку коррекционно-педагогической работы при разных
формах афазии.

8. Подберите речевой и дидактический материал для логопедической работы с больными, страдающими различными формами афазии.

9. Назовите приемы и содержание обследования лиц, страдающих афазией.

Литература

1. Бейн Э. С, Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстанов­ление речи у больных с афазией. М., 1982.

2. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая ра­бота при афазии. М., 1989.

3. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М., 1997.

4. ЛурияА. Р. Восстановление функций мозга после во­енной травмы. М., 1948.

ЛурияА. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

5. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

6. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии. М., 1978.

7. Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. Л., 1963.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко­вой, В. И. Селиверстова. М., 1997. — Ч. II.

9. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обуче­ние. М., 1988.

10. Шохор-Троцкая М. К. (Вурлакова) Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 1972.

11. Шохор-Троцкая М. К. (Вурлакова) Стратегия и так­тика восстановления речи. М., 2000.

Наши рекомендации