Неречевая симптоматика моторной алалии

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженнос­ти: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единич­ных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особен­но пирамидной и экстрапирамидной систем. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается у 10% детей с ала­лией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение дина­мического и статического равновесия (не могут стоять и пры­гать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена v мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобла­дании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в v деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, за­торможенные, инертные, аспонтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), осо­бенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особен­но страдает вербальная память — произвольная, опосредо­ванная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты.

В ряде случаев у детей развиваются патологические ка­чества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмо­ционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обой­ти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием, центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает его из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности.

Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией раз­личны по содержанию, степени обобщенности способов деятельности, по уровню выполнения. И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981), отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности у них обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М. В. Богданов-Березовский (1909), Р. А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недо­развитию языковой способности. М. В. Богданов-Березовский говорил, что детские афазии (алалии) не только связаны с на­рушением определенных участков мозга и следствием этого имеют расстройство во всей речевой функции, но также обя­зательно находят свое отражение в общей сфере интеллекта.

Н. Н. Трауготт (1940, 1965), Р. Е. Левина (1951), М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. А. Никашина и дру­гие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается. У детей есть познавательный ин­терес, достаточно развита предметно-практическая и тру­довая деятельность, но отмечается замедление темпа мыс­лительных процессов, несформированность понятий и т. д.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление» для которого необходимы полноценные языковые обобщения.

У детей с алалией отмечается бедность логических опе­раций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у них снижены интеллек­туальные операции, требующие участия речи. Недостаточ­ность уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совмес­тной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Однако в большинстве случаев в картине своеоб­разия высшей нервной деятельности детей с алалией интел­лектуальные расстройства являются вторичными.

Вопрос о состоянии мышления детей с алалией должен решаться дифференцированно, так как встречается много­образие вариантов речевого недоразвития.

Разные исследователи называют различные степени тя­жести алалии. Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого недоразвития (отсутствие общеупотребительной речи, начат­ки общеупотребительной речи и развернутая речь с элемен­тами недоразвития во всей речевой системе), Н. Н. Трау­готт, Л. В. Мелехова называют четыре периода (этапа) в формировании речи ребенка с алалией, О. В. Правдина го­ворит также о четырех, но других этапах. Принципиаль­ных разногласий по этому поводу нет: первые из названных авторов более подробно рассматривают начальные периоды формирования речи, выделяя полное безречье или отдель­ные лепетные проявления, эмоциональные возгласы и т. д. О. В. Правдина считает целесообразным выделить в особый период появление у ребенка первой фразы.

В процессе развития учения об алалии Т. Б. Филичева представляет четвертый уровень речевого недоразвития (в дополнение к трем уровням по Р. Е. Левиной).

С возрастом и интеллектом ребенка указанные уровни ни в коем случае прямо не соотносятся: более старший мо­жет иметь худшую речь. Последовательная суммация всех уровней показывает условный путь развития речи каждого отдельного ребенка.

Деление на уровни не всегда может быть достаточно чет­ким, так как между ними нет твердой границы, иногда толь­ко примерно можно говорить об отнесении речи ребенка к одному из названных уровней недоразвития. Полностью без­речевые дети — явление достаточно редкое, чаще встречаются случаи недоразвития речи, которые проявляются в той или иной степени. Четкая периодизация в развитии речи ребен­ка при моторной алалии отсутствует, выявляются запаздывание появления речи, непропорциональность формирования « отдельных компонентов, устойчивое повторение ошибок.

В процессе развития речи детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика: они переходят по состоянию речи с одного уровня на другой, более высо­кий, приобретают те или иные речевые навыки и умения,
перестают быть неговорящими, но остаются детьми с недо­развитой речью. В ходе этого очень замедленного по тем­пам, но тем не менее поступательного развития у детей об­
наруживаются дефекты, которые почти не поддаются спонтанной компенсации и с трудом преодолеваются при на­правленной коррекции. Большинство детей имеют общие дефекты, характерные для всех форм алалии: несформированность системы значений слов, дефекты грамматического структурирования, семантические дефекты. У них нарушается структурно-семантическое оформление как отдельных высказываний, так и связной речи. В процессе школьного обучения обнаруживаются многочисленные затруднения в формировании умений и навыков письменной речи; из-за бедной речевой практики, несформированности языковых обобщений не формируется готовность к овладению грамотой и изучению грамматики.

Наряду с общими для моторной алалии дефектами наблюдаются проявления, характерные для ее определенной формы. Именно эти дефекты и составляют ядро нарушений, которые на начальных этапах развития речи не всегда уда­ется обнаружить сразу, так как они оказываются замаски­рованными сопутствующими нарушениями.

Наши рекомендации