Сравнение различных видов психотерапии
Нет никаких сомнений в том, что пациенты, получающие психотерапию, в среднем чувствуют себя лучше, чем больные, которые не лечатся. С этой точки зрения психотерапия работает. Но, как мы уже убедились, существуют различные виды психотерапии. Какие из них наиболее эффективны? Этот вопрос горячо обсуждается психотерапевтами. Приверженцы психодинамической терапии придерживаются мнения, что их поведенческие и когнитивные коллеги делают лишь «временную работу». А те, в свою
1 В качестве примера подобной дискуссии см.: Hollon S.D. The efficacy and effectiveness of psychotherapy relative to medications // American Psychologist. 1996. 51. P. 1025-1030; Jacobson N.S., Christenson A. Studying of effectiveness of psychotherapy // American Psychologist. 1996. 51. P. 1931-1039; Mintz J., Drake Д., Crist-Cristoph P. The efficacy and effectiveness of psychotherapy: Two paradigms, one science // American Psychologist. 1996. 51. P. 1084-1085; Strupp H. The tripartite model and theConsumer Reports study // American Psychologist. 1996. 51. P. 1017-1024; Dineen T. Psychotherapy: The snake oil of the 90s? // Skeptic. 1998. 6. P. 54-63; Seligman M.E.P. Science as an ally of practice // American Psychologist. 1996. 51. P. 1072-1079.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Оценка эффективности терапии
1 2 3
Время лечения, месяцы
Рис. 1. Вердикт Додо
На рисунке представлены результаты исследования 279 пациентов, страдающих депрессией; они получали лечение в рамках когнитивной терапии, межличностной терапии1, получали антидепрессанты (тофранил) или плацебо. Результаты 4-месячного лечения показали, что по сравнению с группой, принимавшей плацебо (штриховая линия), все остальные пациенты продемонстрировали большее улучшение, хотя существенных различий между уровнем их улучшения все же выявлено не было2
очередь, полагают, что сторонники классического психоанализа используют методы, основанные на псевдонаучных теориях. Кто же из них прав?
Ответ, полученный при сравнении результатов исследований различных видов психотерапии, не дает преимущества сторонникам какой-либо одной школы. Большинство этих исследований показывают, что различные виды психотерапии эффективны примерно одинаково. Это утверждение иногда называют вердиктом Додо (по имени персонажа сказки «Алиса в Стране чудес», организовавшего соревнование среди различных созданий этой страны и заключившего, что «каждый победил и все должны получить призы»3. В то время как одни исследователи полагают, что поведенческий и когнитивный виды психотерапии имеют некоторое преимущество4, многие другие полагают, что различия слишком незначительны5.
1 См.: Klerman G.L., Weissman М.М., Rounsaville B.J., Chevron E.S. Interpersonal
psychotherapy of depression. N. Y.: Basic Books, 1984.
2 См.: Gibbons RX>., Hedeker D., Elkin I et al. Some conceptual and statistical issues in analysis
of longitudinal psychiatric data. Application to the NIMH treatment of depression Collaborative
Research Program dataset // Archives of General Psychiatry. 1993. 50. P. 739-750.
3 См.: Luborshy L.I., Singer В., Luborsky L. Comparative studies of psychotherapies //
Archives of General Psychiatry. 1975. 20. P. 84-88.
4 См.: Shapiro DA., Shapiro D. Meta-analysis of comparative therapy outcome studies: A
replication and refinement // Psychological Bulletin. 1982. 92. P. 581-604.
5 См.: Sloane R.B.,Staples F.R.,Cristol A.H.,Yorkston NJ.,Whipple K. Psychotherapy vs.
behavior therapy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1975; Smith M.L., Glass G.V.,
Miller R.I. Tile benefits of psychotherapy. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1980; Elkin I.,
Shea M.T., Watkins J.T., Imber S.D. et al. National Institute of Mental Health treatment of
depression collaborative research program: General effectiveness of treatments // Archives
of General Psychiatry. 1989. 46. P. 971-982; Shear M.K., Pilkonis PA., Cloitre M., LeonA.C.
Cognitive behavioral treatment compared with nonprescriptive treatment of panic disorder //
Archives of General Psychiatry. 1994. 51. P. 395-401; Wampold B. E., Mondin G. W., Moody M.,
Stich F., Benson K., Ahn H. A meta-analysis of outcome studies comparing bona fide
psychotherapies: Empirically, «all must have prizes» // Psychological Bulletin. 1997. 122.
P. 203-216.
604 Тема 14. Развитие личности
Общие факторы
Одно из объяснений равной эффективности различных видов психотерапии кроется в сходстве идей, лежащих в их основе. Сюда входят различные стремления терапевта: разряжать эмоциональные ситуации, способствовать межличностному научению, создавать доверительные отношения с другим человеком. Это, безусловно, положительные факторы, и они являются общими для различных школ; соответственно, мы можем ожидать и их равной эффективности (учитывая также общий для всех эффект плацебо).
По данным некоторых исследователей, разные виды лечения эффективны при лечении одних пациентов и состояний больше, чем других. Они убеждены, что тот или иной вид психотерапии помогает лучше, если он соответствует заболеванию пациента1. Эта позиция иногда называется условием предписания, поскольку она подразумевает, что определенный вид терапии должен назначаться пациентам, страдающим конкретным психическим расстройством, подобно тому, как специфические лекарственные препараты выписываются при определенных соматических заболеваниях.
Условие предписания
Существует ряд факторов, которые не так-то легко выявить в исследованиях эффективности (по большей части мета-аналитических). Эти исследования предполагают, что все виды психотерапии эффективны примерно одинаково. Но настоящей проблемой является вопрос, какое лечение является наиболее подходящим для каждого пациента в данных конкретных обстоятельствах2.
Мета-анализ, скорее всего, не даст ответа на этот вопрос, поскольку он объединяет различные заболевания. Очевидно, существуют весьма тонкие различия, когда одни терапевтические методы более подходят в одних случаях, а другие — в других; эти различия могут быть проигнорированы мета-анализом. Конечно же, многие критики считают, что мета-анализ как раз и есть смешение яблок и апельсинов, предлагающий лишь одно положительное решение в пользу фруктов.
1 См.: Beutler L.E., Clarkin J. Systematic treatment selection: Toward targeted treatment
interventions. N. Y.: Brunner-Maazel, 1990; Norcross J.C. Prescriptive matching in
psychotherapy: Psychoanalysis for simple phobias? // Psychotherapy. 1991. 28. P. 439-443;
Norcross J.C, Freedheim D.K. Into the future: Retrospect and prospect in psychotherapy //
Freedheim D.K. (Ed.). History of psychotherapy. Washington, D. C: American Psychological
Association, 1992.
2 См.: Paul G.L. Insight versus desensitization in psychotherapy two years after termination
// Journal of Consulting Psychology. 1967. 31. P. 333-348.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД Оценка эффективности терапии 605
Ответственность в психотерапии
Наряду с исследованиями эффективности психотерапии, важным является и вопрос ее экономической рентабельности. Начиная с 1970 г. частные страховые компании, которые на протяжении многих лет возмещали пациентам затраты на лечение в стационаре и на амбулаторную психотерапию, стали подвергать сомнению затраты каждого. Поскольку организации медицинского обеспечения гарантировали охрану здоровья людей, они также начали требовать, чтобы психотерапевты доказали, что время, которое они потратили на пациента, соответствует оплате. В конце концов государственные организации поставили вопрос о том, следует ли финансировать психотерапию1.
Действительно ли один вид психотерапии помогает пациенту больше, чем другой, а 12 лет терапии более эффективны, чем 12 недель? Эти вопросы, сказывающиеся на бумажнике как пациента, так и практикующего врача, привели к решительным переменам в практике психотерапии. Психотерапевтам пришлось доказывать, что они улучшают состояние пациентов, используя все возможные факторы, и отвечать на самые разные вопросы. Как быстро может пациент прекратить терапию? Как скоро он может вернуться к работе? Как долго пациент сможет жить в дальнейшем без обращения за профессиональной помощью? Если терапия должна быть оплачена службой медицинского обеспечения или страховой компанией, они заинтересованы в том, чтобы терапия была эффективной. И если терапия не помогает пациенту, следует немедленно ее прекратить.
Аналогичные вопросы возникают и в юридическом контексте. Можно ли обвинить терапевта в злоупотреблении служебным положением, если он не предлагает пациенту лучшее или, по крайней мере, апробированное лечение? Этот вопрос был поставлен в одном судебном разбирательстве, которое противопоставляло биологическое лечение депрессии психоаналитической терапии. Случай касался больного, страдавшего тяжелой депрессией и направленного в психоаналитически ориентированную частную клинику, где он не получал никаких антидепрессантов. За время пребывания в больнице его состояние ухудшилось. Несмотря на это, курс психотерапии продолжался, а ухудшение состояния пациента интерпретировалось как отражение трудностей «в борьбе с психологической защитой». Через 7 месяцев семья больного начала беспокоиться, перевела его из этой клиники в другую, где было немедленно начато лечение антидепрессантами. Пациент выздоровел в течение 3 месяцев и начал судебный процесс против первой клиники2.
Этот инцидент встряхнул медицинское сообщество и заставил сформировать набор критериев эффективного лечения. Одними из первых
1 См.: Garfield S.L. Major issues in psychotherapy research // Freedheim D.K. (Ed.).
History of psychotherapy. Washington, D. C: American Psychological Association, 1992.
2 См.: Klerman G.L., Osheroff V. Chestunt Lodge. 1990.
606 Тема 14. Развитие личности
были разработаны критерии приемлемого лечения депрессии. Они предусматривали, что лучшим лечением больных депрессией является сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. Изолированно психотерапия может применяться только в легких случаях и только если улучшение достигается очень быстро, иначе должно быть назначено лечение антидепрессантами1. Аналогичные стандарты — правда, немного более мягкие в отношении психотерапии — были затем приняты как Американские правительственные руководящие принципы здравоохранения2. Эти стандарты разработаны для регулирования деятельности всех практикующих врачей; сейчас разрабатываются стандарты и в отношении других заболеваний.
Зная эти юридические и экономические факторы, большинство психотерапевтов сегодня редко предлагают пациентам долгосрочную психоаналитическую или гуманистическую терапию. Вместо этого они стараются разработать лечение, которое сработает быстро и наверняка. Содержание психотерапии сегодня — это не только ее теоретическая основа, но и прагматическое беспокойство о стоимости и целесообразности. Часто курс лечения состоит из коротких сеансов (посвященных, например, таким проблемам, как совладание со стрессом) и ограниченной по времени поведенческой терапии8.
Век терапии
Прошло уже более ста лет с тех пор, как Крафт-Эббинг открыл, что прогрессирующий паралич вызывается сифилисом, и со времени классического изучения истерии Фрейдом и Брейером. Что мы можем сказать сегодня о лечении психических расстройств?
Начнем с психотерапии. Нет никаких сомнений в том, что психотерапия обладает рядом серьезных достоинств. Она помогает людям обрести кого-то, кому они могут довериться, кто дает советы относительно беспокоящих вопросов, кто слушает их и вселяет надежду на улучшение. Критики могут возразить, что подобные результаты — лишь отражение эффекта плацебо или чего-то в этом роде. Согласно этой точке зрения, положитель-
1 См.: American Psychiatric Association. Practice guidelines for major depressive disorder
in adults // American Journal of Psychiatry. 1993. 150 (Supplement). P. 1-26.
2 См.: Depression Guideline Panel. Clinical Practice Guideline Number 5: Depression in
primacy care. 2: Treatment of major depression. AHCPR publication 93-0551. Rockville,
Md.: U. S. Dept. of Health and Human Services, Agency for Health Care Policy and Research.
1993; Persons J.B., Thase M.E., Crist-Christoph P. The role of psychotherapy in the treatment
of depression: Review of two practice guidelines // Archives of General Psychiatry. 1996.
53. P. 283-290.
8 См.: Vandenbos G.R., Cummings NA., DeLeon P.H. A century of psychotherapy: Economic and environmental influences // Freedheim D.K. (Ed.). History of psychotherapy. Washington, D. C: American Psychological Association, 1992.
Глейтман Г., ФридлунА А, РайсбергД. Оценка эффективности терапии 607
ный эффект достигается не вследствие применения специфического психотерапевтического метода; он вполне может быть достигнут мудрой тетушкой, понимающим семейным врачом или священнослужителем.
Даже если все это так, к делу это не относится. Мудрые тетушки сегодня — большой дефицит. Большие семьи, в которых тети, дяди, племянники, племянницы и бабушки живут рядом, уже давно в прошлом. То же относится и к семейным врачам, которые фактически сошли со сцены. Сегодня люди очень редко обращаются к служителям церкви как к пожизненному доверенному лицу. Все это предполагает, что психотерапия появилась для того, чтобы заполнить социальный вакуум. Конечно, многие психотерапевтические эффекты сродни эффекту плацебо, но это лучше, чем ничего. И в настоящее время психотерапевты официально имеют право их применять.
Но психотерапия — это нечто гораздо большее, чем эффект плацебо. Помимо этого эффекта, есть ряд психотерапевтических методов, вызывающих улучшение (к сожалению, гораздо реже — полное излечение). Специфические компоненты, обеспечивающие этот процесс, пока окончательно не выявлены, но, вероятнее всего, они включают в себя эмоциональную разрядку, межличностное научение и инсайты — все, что возникает в процессе психотерапевтической сессии и определенным образом ассоциируется с жизненным опытом пациента.
А что можно сказать о биологическом лечении? Здесь прогресс налицо. Антипсихотические средства помогают при лечении наиболее тяжелых проявлений шизофрении. Антидепрессанты и антиманиакальные препараты (а где возможно, ЭСТ) весьма эффективны при лечении больных с перепадами настроения, а анксиолитики — при лечении больных, страдающих от тревоги. Эти успехи, безусловно, еще далеки от полного триумфа. Лекарства начинают действовать не сразу, и у каждого из них есть побочные эффекты. Но никто не будет спорить с тем, что за столетие мы далеко продвинулись.
Насколько далеко? Как всегда, это зависит от точки отсчета. Если сравнивать современное лечение с лечением времен Американской гражданской войны, когда Бенджамин Раш окунал своих пациентов в ледяную воду или вращал их, пока они не теряли сознание, то, конечно же, мы проделали долгий путь. Но если мы смотрим вперед, в некоторый диагностический справочник будущего, в котором остались шизофрения, тревожные расстройства, нарушения настроения, а также все остальные расстройства, перечисленные в DSM-IV, где каждому аккуратно подобрана соответствующая терапия, мы должны признать, что намного более длинный путь нам еще предстоит пройти. И все-таки, оценивая наш прогресс за последние сто лет, нам есть что отпраздновать.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тексты
В трех томах Том 2
Субъект деятельности
Книга 3
Редактор М.И. Черкасская Оформление обложки и верстка О.В. Кокоревой
УМК «Психология»
121069 г. Москва, Трубниковский пер., д. 22 стр. 2. Тел. (095)746-02-39, тел./факс (095)952-45-90
E-mail: [email protected]. Лицензия № 00451 от 15 ноября 1999 г.
Московский психолого-социальный институт
113191 г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9 А
Тел. (095) 234-43-15, 958-17-74 доб. 111, 117
E-mail: [email protected]
Подписано в печать 19.04.2004. Формат 70х 100/16. Тираж 3000. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook. Усл. печ. л. 49,02.
Заказ № 1664
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов
на издательско-полиграфическом предприятии «Правда Севера»
163002 Архангельск, пр. Новгородский, 32.