Мета-анализ эффективности терапии
Некоторые последние исследования эффективности терапии рисуют нам более оптимистическую картину. Большинство этих исследований подвергались статистическому мета-анализу. В процессе самого всесторон-
1 См.: Eysenck H.J. The effects of psychotherapy // Eysenck H.J. (Ed.). Handbook of
abnormal psychology. N. Y.: Basic Books, 1961. P. 697-725.
2 См.: Jacobson N.S., Christenson A. Studying of effectiveness of psychotherapy //
American Psychologist. 1996. 51. P. 1931-1039.
3 Bergin A.E. The evaluation of therapeutic outcomes // Bergin A.E., Garfield S.L.
(Eds.). Handbook of psychotherapy and behavior change: An empirical analysis. N. Y.: Wiley,
1971. P. 229.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Оценка эффективности терапии 599
него мета-анализа были рассмотрены 475 различных исследований, включавших 25000 пациентов1. В каждом из данных исследований пациенты, которых лечили каким-либо видом психотерапии, сравнивались с аналогичной группой больных, не получавших лечения. Исследования были различными во многих отношениях. Например, какая использовалась психотерапия: психодинамическая, гуманистическая, поведенческая или когнитивная? Другой фактор, варьировавшийся в разных исследованиях, — критерии улучшения. В одних случаях критерием была выраженность симптомов: страх, который пациент с фобией змей в конечном счете испытывал к змеям, количество эпизодов мытья рук у компульсивного пациента, и так далее. В других случаях критерием было улучшение функционирования, такое, как повышение среднего уровня успеваемости студентов. В таких случаях, как изучение пациентов, страдающих депрессией, критерием было улучшение настроения — по оценкам самих пациентов или хорошо знающих их людей, супругов и детей. На первый взгляд кажется, что объединить все эти различия в исследованиях невозможно, однако мета-анализ дает нужный подход.
Предположим, что проводятся два исследования: А и Б. Исследование А показывает, что после лечения больные фобией змей в среднем могут подойти к змее гораздо ближе, чем люди, не получавшие лечения. В исследовании Б было обнаружено, что студенты, страдающие депрессией и получавшие психотерапевтическую помощь, демонстрировали значительное повышение успеваемости по сравнению со студентами аналогичной контрольной группы, не получавшими лечения. Усреднить результаты этих двух исследований очень сложно, поскольку они используют абсолютно разные единицы измерения. В первом случае эффективность терапии в среднем оценивалась по разнице между группой, получавшей лечение, и контрольной группой — измерялась она количеством шагов, на которые пациент мог приблизиться к змее; во втором она измерялась количеством высоких баллов. Способ оценки, предложенный мета-анализом, состоит в следующем: предположим, в исследовании А мы обнаружили, что 85 процентов больных после лечения могут подойти к змее ближе, чем не получавшие лечения. Предположим также, что 75 процентов студентов, проходивших психотерапию, повысили свою успеваемость по сравнению со студентами контрольной группы. Теперь мы можем сравнивать результаты. Конечно же, шаги и баллы — подобно яблокам и апельсинам — нельзя сравнивать. А вот процентные соотношения, 85 и 75 в нашем случае, вполне сопоставимы. А если это так, значит, ими можно пользоваться при сравнении различных исследований.
Заключение, составленное в результате исследования 475 случаев, показало, что «в среднем человек, получавший терапию, демонстрирует гораздо более значительное улучшение, чем 80 процентов больных, не полу-
1 См.: Smith M.L., Glass G.V., Miller R.I. Tile benefits of psychotherapy. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1980.
600 Тема 14. Развитие личности
чавших ее»1. Более поздние работы, использовавшие несколько более строгие критерии в отборе исследований для включения их в мета-анализ, дали аналогичные результаты2. Последующие исследования показывают, что аналогичные улучшения обнаруживаются и при обследовании пациентов спустя месяцы или годы после лечения3.