Что такое «хорошие условия»?

В этом разделе мы рассмотрим, при каких условиях внутренняя природа человека раскрывается в полную меру и какова позиция совре­менной динамической психологии по данному вопросу.

Мы уже говорили о том, насколько хрупка человеческая природа, насколько неотчетливы и трудноуловимы ее очертания. Внутренняя при­рода человека не так могуча и требовательна, как природа других живот­ных. Животное никогда не сомневается в том, что оно из себя представля­ет, чего оно хочет, что ему нужно. Человеческие потребности в любви, зна-

458 Тема 14. Развитие личности

Что такое «хорошие условия»? - student2.ru нии, порядке, напротив, слабы и почти неощутимы, они не кричат о себе, а тихо шепчут, и мы не всегда умеем услышать их шепот.

Для того, чтобы постичь человеческую природу, чтобы понять, како­вы потребности и возможности человека, необходимо создать особого рода условия, благоприятствующие выражению этих потребностей, повышаю­щие вероятность реализации его биологических тенденций. Главным из этих условий является позволенность удовлетворения и экспрессии. Каким образом мы определяем, какая пища полезна для беременной крысы? Мы предлагаем беременным крысам самые разные продукты и предостав­ляем им свободу выбора, мы позволяем им есть то, что им захочется, ког­да захочется и в любых угодных им количествах и сочетаниях. Нам из­вестно, что нет какого-то общего для всех младенцев конкретного срока отнятия от материнской груди, мы знаем, что ребенка следует отнимать от груди тогда, когда это необходимо ему. Как мы можем узнать, настала ли эта пора? Ясно, что мы не можем спросить об этом ребенка, и мы уже научились не доверять в этом вопросе педиатрам. Тогда мы пытаемся предложить ребенку кашу, мы предоставляем ребенку свободу выбора, мы позволяем ему самому решить, готов ли он к отъему от груди. Если ему понравится каша, он сам откажется сосать грудь. Следуя тем же прин­ципам, окружая ребенка атмосферой доброты, ласки и свободы выбора, мы даем ему возможность выразить свои потребности в любви, безопасности и уважении. Мы уже знаем, что именно такая атмосфера является опти­мальной, а, быть может, даже единственно возможной для психотерапии. Свобода выбора может принести благотворные плоды в самых разных си­туациях, например, в интернате для малолетних правонарушителей, где подросткам разрешают самим выбирать соседей по комнате, или в кол­ледже, где студенты имеют возможность самостоятельно составлять свой учебный план и выбирать преподавателей, у которых они будут учиться, или при формировании авиационных экипажей и т.п. (Я оставляю в сто­роне важный, но очень сложный вопрос о пользе фрустрации и дисцип­лины, о необходимости пределов вседозволенности. Скажу лишь, что од­ного условия свободы выбора, несмотря на все его удобство с точки зре­ния экспериментального исследования, все-таки недостаточно для того, чтобы научить человека считаться с другими людьми, с их потребностями и желаниями, оно не поможет человеку научиться предвидеть возможные неблагоприятные последствия удовлетворения того или иного желания.)

Пока еще наше заключение имеет чисто теоретический характер, но я готов утверждать следующее: именно хорошая среда является для сред­него организма одним из первейших факторов самоактуализации и здо­ровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подоб­но доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вер­шить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).

Масло/ А [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 459

Что такое «хорошие условия»? - student2.ru Психологическая утопия

В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии — о государстве, все граждане которого обладают отменным психологическим здоровьем. Я даже придумал ей название — Евпсихея. Давайте вместе представим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровых граждан, например, тысячу здоровых семей и посели­ли их на каком-нибудь необитаемом острове, где они могли бы обосно­вать свое государство или общину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровым людям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений они предпочтут? Какова будет сис­тема образования в их обществе? Экономическая система? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами?

На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особен­но на те, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совер­шенно уверен. В частности я убежден, что это будет анархическое обще­ство (анархическое в философском смысле этого слова), они будут при­вержены культуре даоистичного толка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большую свободу выбора, чем предос­тавлено нам нашей культурой. Это будет общество, в котором уважают­ся базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этом обществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязывать друг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны в выборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи, искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосски невме-шательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовы идти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. В их обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремления к власти. При таких условиях глубинные спо­собности человеческой природы заявят о себе в полный голос.

Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчерк­нуть, что ситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишь для здоровых людей. Невротик не способен к верному вы­бору, он чаще всего не знает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточным для того, чтобы сделать правильный выбор. Ког­да мы говорим о благотворности свободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей, внутренняя природа которых еще не де­формирована патогенными влияниями. К сожалению, большинство экспе­риментов по изучению свободного выбора было проведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множеством клинических данных, по­черпнутых нами из анализа психотерапевтического процесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.

460 Тема 14. Развитие личности

Что такое «хорошие условия»? - student2.ru Среда и личность

Новая концепция нормы в ее взаимосвязи со средой ставит перед нами еще одну важную проблему. С теоретической точки зрения логич­но было бы предположить, что человек может обрести совершенное здо­ровье только в совершенном мире, только в абсолютно здоровом обще­стве. Однако на практике дело обстоит несколько иначе.

Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершен­ным здоровьем, но они являют собой именно тот образец психологичес­кого здоровья, который мы можем представить себе сейчас, в наше вре­мя и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догады­ваемся, насколько здоровым, насколько хорошим может быть человек.

Нам известно, что отдельно взятый индивидуум может быть гораз­до более здоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует. Это становится возможным благодаря присущей здоровому человеку способности к отчужденности от окружающей его среды, его умению жить по своим собственным законам, его мужеству противостоять гнету окружающего.

Наша культура достаточно демократична и плюралистична, она ос­тавляет человеку возможность развиваться в соответствии с его индивиду­альной природой, она запрещает лишь те формы поведения, которые созда­ют угрозу для общества в целом. Психологически здоровые люди внешне, как правило, не отличаются от остальных людей, им не свойственны стрем­ление любой ценой «выделиться из толпы», вычурность манер или необыч­ность в одежде. Они не отождествляют свободу с ее внешними атрибутами, им присуща внутренняя независимость от среды. Для них не имеют боль­шого значения одобрение и признание окружающих, они стремятся скорее к самоуважению, и потому их можно назвать психологически автономны­ми людьми.

Можно сделать вывод о том, что хорошая среда способствует развитию хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем.

Природа нормы

Возвращаясь к вопросу, поставленному нами в начале этой главы, к вопросу о природе нормы, скажу, что мы уже вплотную приблизились к тому, чтобы отождествить норму с высочайшими возможностями челове­ческой природы. Мы говорим об идеале, но не имеем в виду некий ма­нящий и все время ускользающий горизонт. Наша цель вполне реальна,

Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 461

Что такое «хорошие условия»? - student2.ru она существует, пусть пока еще в неявной, скрытой форме; она представ­лена теми потенциями развития, которыми обладает каждый человек.

Хочу особо подчеркнуть, что провозглашаемая мною концепция нор­мы — ни в коем случае не плод холодного ума, а результат эмпирических исследований, она рождена не мечтами и чаяниями, а основывается на стро­гих экспериментальных данных. Понятие нормы подразумевает абсолютно естественную, натуралистичную систему ценностей, познать до конца кото­рую мы сумеем лишь в ходе дальнейших эмпирических исследований че­ловеческой природы. Такого рода исследования помогут нам ответить на вопросы, которыми многие века задаются лучшие умы человечества: «Как стать хорошим человеком?», «Как прожить хорошую, достойную жизнь?», «Как стать счастливым?», «Как жить в ладу с собой?», «Как исполнить свое предназначение?» Мы должны признать, что организм сам подсказывает нам ответы на эти вопросы, сам говорит нам о том, что ему нужно — а значит, и что для него ценно — тогда, когда заболевает и чахнет в услови­ях депривации ценностей. Если мы научимся слышать голос собственной природы, мы поймем, что хорошо для нас.

И последнее. Ключевыми понятиями новой динамической психологии являются понятия «спонтанность», «естественность», «обретение свободы», «свободный выбор», «самопознание», «согласие с собой», «удовлетворение». Старая психология, считавшая глубинные импульсы человеческой природы опасными, злыми, алчными и порочными, оперировала другими понятиями, такими, как «контроль», «подавление», «дисциплина», «научение», «формиро­вание». И в образовании, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в со­циализации в целом ей виделся процесс укрощения и подавления темного, дьявольского начала человека.

Неудивительно, что из столь разных представлений о человеческой природе рождаются и столь противоположные, на первый взгляд, концеп­ции идеального общества, идеального закона, идеальной педагогики, иде­альной семьи. Если, согласно старой психологии, все эти институты созда­ны для контроля за человеком, для подавления его свободы, то, в соответ­ствии с нашей концепцией, они обеспечивают человеку чувство базового удовлетворения. Разумеется, есть и такие вопросы, относительно которых обе концепции находятся в полном согласии, на самом деле контраст между ними не столь разителен, и в той, и в другой наверняка есть свои сильные и слабые стороны. Что поделать, я выдвигаю новую концепцию и должен доказать ее преимущества, я намеренно противопоставляю ста­рую и новую психологию, дабы отчетливее представить вам разницу меж­ду ними.

Но как бы то ни было, я искренне убежден в том, что принятие но­вой концепции нормы, концепции, в соответствии с которой норма обре­тает черты идеального здоровья, должна вдохнуть новую жизнь как в психологию, так и в общественные науки.

К. Роджерс

[ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ КЛИЕНТ-

ЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ]1

Наши рекомендации