Как научиться преодолевать свои страхи
Бандура постоянно направляет свои усилия на развитие методов терапевтического изменения поведения и разработку единой теории поведенческих изменений. Фактически он теперь утверждает, что «о ценности теории можно в конечном итоге судить по ее полезности, которая доказывается результативностью методов воздействия на психологические изменения»1. Делая акцент на развитии методик изменения поведения, Бандура твердо полагает, что их клиническое применение должно основываться на понимании принципов, лежащих в их основе, а также соответствующих проверках эффективности воздействия этих методик.
Как концептуализируется процесс терапевтического изменения поведения с социально-когнитивной точки зрения? Не следует удивляться, что изменение осознанной способности противостоять угрожающим или авер-сивным ситуациям и справляться с ними играет важную роль в терапев-
1 Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986. P. 4.
316 Тема 14. Развитие личности
тических методиках этого направления. Собственно говоря, Бандура делает предположение, что эффективность терапии, какие бы методы ни применялись, определяется, прежде всего, ее способностью повышать осознанную самоэффективность клиента1. Далее он утверждает, что старание и настойчивость клиента перед лицом препятствий и неудач регулируется ожиданием эффективности. Повышенные ожидания личной эффективности позволяют клиенту предпринимать различные шаги, которые имеют важное значение для улучшения психосоциального функционирования.
Изменение восприятия самоэффективности как когнитивный механизм, лежащий в основе терапевтического изменения поведения, получает особое применение в проблеме, связанной со страхами и тревогой. Проводились десятки исследований, в которых клиенты с фобиями (т.е. специфическими и иррациональными страхами) получали лечение, направленное на повышение их уровня осознания самоэффективности2. В качестве иллюстрации рассмотрим один эксперимент3, в котором испытуемые с сильной боязнью пауков, набранные по объявлению в газете, имели либо низкую, либо среднюю эффективность. 14 испытуемых, все женщины, искали помощи, так как они были измучены и выведены из строя своими воображаемыми страхами. В некоторых случаях, например, если они замечали паука у себя в доме, они убегали и не возвращались, пока сосед не направлял на него струю инсектицида. Другие, заметив паука в автомашине, которую они вели, выпрыгивали из нее. А третьи не могли войти туда, где они раньше видели паука или вообразили себе, что он там может быть.
Сначала испытуемым был предложен тест на поведение избегания. Тест состоял из 18 заданий (табл. 2), требующих постепенно все более угрожающих взаимодействий с большим пауком. Предварительные исследования показали, что именно этот вид паука наиболее страшен людям с паукобоязнью. Задания были ранжированы от дистантных (приблизиться к пауку, находящемуся в пластиковой чашке) до контактных (по-
1 См.: Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist.
1982. 37. P. 122—147; Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive
theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986.
2 См.: Bandura A., Adams N.E. Analysis of self-efficacy theory of behavioral change //
Cognitive Therapy and Research. 1977. 1. P. 287-310; Bandura A., Adams N.E., Beyer J.
Cognitive processes mediating behavioral change // Journal of Personality and Social
Psychology. 1977. 35. P. 125-139; Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-
efficacy, and intrinsic interest // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. 41.
P. 586-598; Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a
function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social
Psychology. 1982. 43. P. 5-21; DiClemente C.C. Self-efficacy and smoking cessation //
Cognitive Therapy and Research. 1981. 5. P. 175-187; GauthierJ., Ladouceur R. The influence
of self-efficacy reports on performance // Behavioral Therapy. 1981. 12. P. 436-439.
3 См.: Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a
function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social
Psychology. 1982. 43. P. 5-21.
Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 317
зволить пауку ползти по коленям). Выполняя тест на поведение избегания, испытуемые вслух, по 10-балльной шкале, сообщали об интенсивности своего страха в предвидении каждого задания и во время выполнения соответствующих действий. Вдобавок испытуемым дали перечень всех 18 заданий и попросили отметить на 100-балльной шкале степень их уверенности в возможности выполнить задание. Единица указывала на отсутствие эффективности данного поведения, а 100 — полную уверенность в выполнении задания. О самоэффективности испытуемых можно было судить по количеству заданий, в которых они оценили степень эффективности в 20 баллов или выше по 100-балльной шкале.
Таблица 2
Примеры заданий теста Бандуры на поведение избегания
Приблизиться к пластиковой чашке, в которой находится паук
Посмотреть на паука
Положить обнаженные руки внутрь чашки Позволить пауку ползти свободно по стулу, стоящему рядом Позволить пауку ползти по рукам в перчатках Позволить пауку ползти по голым рукам Позволить пауку ползти по предплечью Взять паука голыми руками Позволить пауку ползти по коленям
Источник: Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 13.
Далее испытуемых объединили в группы на основе поведения избегания (с низкой и средней эффективностью) и случайным образом составили пары, в которые входило по одному человеку из каждой группы. Женщина-экспериментатор при помощи большого паука, значительно отличающегося по форме и цвету от того, который был использован в первоначальном тесте на поведение избегания, стимулировала либо низкий, либо средний уровень эффективности. Каждой из испытуемых предлагалось сначала посмотреть на паука, помещенного в стеклянную пробирку, чтобы привыкнуть к его виду и движениям. Затем экспериментатор смоделировала несколько угрожающих действий, которые наблюдали испытуемые — сначала на значительном расстоянии, а потом близко (например, экспериментатор поместила паука в пластиковую чашку и толкала его пальцем, когда он бежал). Затем она извлекла паука из чашки и показала, как обращаться с ним, когда он бежал по рукам, предплечью и верхней части тела. Наконец, она показала, как еще можно контролировать свободно передвигающегося паука, поместив его на полотенце, накинутое на стул, и взяв в ладонь.
Чтобы показать, как можно еще легко контролировать паука, экспериментатор выпустила его на пол и позволила ползать в поисках убе-
Тема 14. Развитие личности
жища. Затем она поймала его, накрыв чашкой и просунув тонкую карточку под нее — тем самым продемонстрировав, насколько легко было поймать и перенести паука в более гостеприимное для него место за пределами дома. Эти эпизоды лечения завершились переходом испытуемых в вестибюль, где была паутина. Здесь экспериментатор смоделировала любопытство по поводу места обитания паука.
Через определенные промежутки времени во время моделирования каждая из испытуемых отмечала на шкале эффективности, состоящей из 18 пунктов, задания, которые она могла бы выполнить, и степень своей эффективности. Эти пробы самоэффективности повторялись до тех пор, пока каждая из испытуемых не достигла заранее выбранного уровня эффективности, к которому она была отнесена (низкий или средний уровень). Испытуемых с низким уровнем эффективности лечили до тех пор, пока они не смогли позволять пауку свободно ползать по стулу, поставленному рядом, и класть голые руки в чашку, в которой был паук. Испытуемые со средней эффективностью лечились, пока не достигли физического контакта с пауком, держа его в перчатке, надетой на руку, или без нее. После того, как испытуемые достигли назначенного уровня эффективности, первоначально проведенные тесты на поведение избегания и возникновение страха были повторены. В соответствии с оценкой, проведенной после лечения, испытуемые в условиях низкой эффективности поднялись на средний уровень путем дальнейшего моделирования, и вновь были сделаны замеры их поведения и страха. Наконец, в завершении эксперимента все испытуемые сами моделировали поведение, пока не достигли максимальной эффективности.
Как показано на рис. 3, испытуемые, отнесенные к группе с низкой эффективностью, достигли низких результатов по тесту на поведение из-
Низкий Средний
Уровень самоэффективности
Рис. 3. Средние показатели результатов теста на поведение
избегания у испытуемых одной группы, когда они были
на низком и среднем уровнях эффективности (источник:
адаптировано из Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 14)
Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение]
100 90
80 70 60
50 40
Низкий Средний
Уровень самоэффективности
Рис. 4. Средние показатели результатов теста на поведение избегания
у испытуемых с низким и средним уровнями самоэффективности
после лечения по методике индукции эффективности (источник:
адаптировано из Bandura. Reese, Adams, 1982, p. 14)
бегания после лечения, а те, кто имели среднюю эффективность, достигли средних результатов после лечения. Далее все результаты поведения испытуемых были оценены, сначала на низком уровне эффективности, а затем, когда они были на среднем уровне (напомним, что группа с низким уровнем поднялась на средний уровень в конце основной части эксперимента). Как показано на рис. 4, существует прямая связь между результатами достижений, когда испытуемые были на низком уровне эффективности и когда те же испытуемые были на среднем уровне. В этом эксперименте1 также было обнаружено почти полное соответствие между суждениями испытуемых о собственной эффективности и уровнем их достижений. Если испытуемая говорила, что она не может даже посмотреть на паука внутри пластиковой чашки, ей редко удавалось преодолеть свой страх. Наконец, уровень возникновения страха (сопровождающий выполнение угрожающих заданий), о котором сообщали испытуемые, соответствовал почти полностью уровню самоэффективности. Если испытуемая была высокого мнения о своей эффективности в каждом отдельном задании, у нее почти не было опасений по поводу будущих результатов, и страх был меньше, когда она выполняла задание. Если, однако, испытуемая была невысокого мнения о своей эффективности, она испытывала значительные опасения по поводу выполнения заданий, и во время выполнения ее страх был велик.
1 См.: Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. 43. P. 5-21.
320 Тема 14. Развитие личности
Значение осознания эффективности было подтверждено в разнообразных исследованиях страха, включая боязнь змей1, боязнь инъекций, операций и зубоврачебного кабинета2, страх перед экзаменами3. Сходным образом в области, относящейся к здоровью, когнитивные стратегии, направленные на увеличение самоэффективности, оказались способны помочь людям в следующих задачах: бросить курить4; похудеть5; повысить переносимость боли6; выполнять врачебные предписания, такие, как реа-билитапионные упражнения7. Бандура делает обзор таких исследований как доказательство своего более общего утверждения, что изменения в ожиданиях эффективности содействуют изменению стиля жизни8.
Теперь давайте обратимся к важному применению социально-когнитивной теории: стратегии самоконтроля для модификации проблемного поведения.