Приятие (себя, других, природы)

Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающие само­актуализированных людей, характеристики, на первый взгляд как будто не имеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособлен­ными, не связанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные производные или разные формы проявления одной основопола­гающей, фундаментальной установки, а именно — отсутствия самодовле­ющего чувства вины и стыда. Другое дело невротик — чувство вины тер­зает его, он порабощен стыдом и движим тревогой. Да что там невро­тик! Даже среднестатистический представитель нашей культуры, так называемый нормальный человек готов поддаться переживанию вины, стыда и тревоги даже в тех случаях, в которых это совершенно не обя­зательно. Но здоровый человек тем и отличается от среднестатистичес­кого, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков.

Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со все­ми присущими ей изъянами и недостатками. Говоря об этом, я вовсе не имею в виду, что ему свойственно самодовольство и самолюбование, что он абсолютно удовлетворен собой. Я хочу сказать, что он умеет сосуще­ствовать со своими слабостями, принимает свою греховность и пороч­ность, умеет относиться к ним так же просто, как мы относимся к при­роде. Ведь мы же не сетуем на то, что вода мокрая, что камни тяжелые, а деревья по осени желтеют. Как ребенок смотрит на мир наивными, широко распахнутыми глазами, ничего не ожидая и не требуя от него, не критикуя и не оспаривая его, просто наблюдая то, что предстает его взо­ру, точно так же самоактуализированный человек воспринимает свою человеческую природу, природу других людей. Это, конечно же, не тот тип смирения, который исповедуется на Востоке, хотя и смирение свой­ственно этим людям — особенно когда они оказываются перед лицом тяжелой болезни и смерти.

Заметьте, характеристика, о которой я говорю сейчас, имеет непосред­ственное отношение к обсуждавшейся выше особой способности самоакту­ализированных людей. Я хочу напомнить об их способности видеть реаль-

18 Зак. 1664

274 Тема 14. Развитие личности

Приятие (себя, других, природы) - student2.ru ность в ее истинном свете. Эти люди воспринимают человеческую приро­ду такой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы видеть ее. Они смело смотрят на то, что предстает их взгляду, они не прищуриваются и не надевают очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажают и не рас­крашивают реальность в те или иные цвета1.

С наибольшей очевидностью эта способность к полному приятию об­наруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так назы­ваемом животном уровне. Самоактуализированного человека можно на­звать крепким, здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать вины или стыда по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических влечений. Его приятие распространяет­ся не только на эти, низшие потребности, но и на потребности других уров­ней — на потребности в безопасности, любви, принадлежности, самоува­жении. Все побуждения и импульсы, присущие нормальному человеку, самоактуализированные люди считают естественными и заслуживающи­ми удовлетворения, они понимают, что так распорядилась природа, они не пытаются оспорить ее произвол или навязать ей угодный им порядок вещей. Естественным продолжением способности к приятию становится пониженная способность к отвращению, — неприятные моменты, связан­ные с приготовлением пищи, телесные выделения и запахи, физиологи­ческие функции не вызывают у них того отвращения, которым обычно реагирует средний человек и тем более невротик.

Этой же способностью к приятию объясняется, вероятно, и тот факт, что самоактуализированным людям чужда всякая поза, что они терпеть не могут позеров. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство, желание произвести впечатление — все эти качества совершенно не свой­ственны им. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, им это не сложно уже потому, что они умеют мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации и особенно на склоне жизненного пути привыкают от­носиться к ним уже не как к недостаткам, а как ко вполне нейтральным личностным характеристикам.

Все вышесказанное еще не означает, что самоактуализированным людям незнакомы чувство вины, стыд, печаль, тревога или самозащитные тенденции, — речь идет о вредной, ненужной, невротической (т.е. нереа­листической) вине, о таком же стыде и т.п. Низменные, животные позы­вы и процессы, а также связанные с ними отправления, такие как секс, уринация, беременность, менструация, старение и т.д., воспринимаются этими людьми совершенно спокойно, как неотъемлемая часть реальности. Здоровая женщина не стыдится быть женщиной, не стыдится своего тела и процессов, происходящих в нем.

Приятие (себя, других, природы) - student2.ru 1 См.: Argyris С. Organization and innovation. Homewood, III.; Irwin, 1965.

Маслоу А. Самоактуализированные люди... 275

Приятие (себя, других, природы) - student2.ru Есть только несколько вещей и обстоятельств, способных вызвать чувство вины (или стыд, тревогу, печаль, сожаление) у этих людей, среди них: 1) такие недостатки и пороки, которые человек может победить в себе (например, лень, эгоизм); 2) непреодоленные пережитки психологи­ческого нездоровья (предубеждения, зависть, ревность); 3) привычки, ко­торые, хотя и не стали второй натурой, могут оказаться весьма сильными, а также 4) недостатки и пороки той культуры или социальной группы, с которой они, эти люди, идентифицируют себя. В самом общем виде мож­но сказать, что здоровые люди испытывают дискомфорт только тогда, ког­да видят, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижи­мого, а следовательно, необходимого1.

Наши рекомендации