Половое и полоролевое развитие

Мы рассматривали процесс социального развития как процесс роста и расширения социальной сферы человека, а социализацию — как попыт­ку вписать развивающуюся личность в рамки культуры. Однако, как и процессы физического и когнитивного развития, социальное развитие име­ет свою оборотную сторону — процесс дифференциации. Социализируясь, ребенок все лучше понимает, что люди отличаются друг от друга и, в част­ности, от него самого. Это понимание ведет ребенка к формированию все более ясной концепции своего Я и своей личности — образа того, что он из себя представляет в собственных глазах и в глазах других людей.

Процесс социального развития идет рука об руку с развитием чувства идентичности, где один из важнейших элементов — это половая идентич­ность — сознание того, мужчина ты или женщина, и всего, что за этим следует. С позиций биологии понятие половой идентичности достаточно

Половое и полоролевое развитие - student2.ru 1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to
socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago:
Rand McNally,1969; Tletjen AM.,Walker L.J. Moral reasoning and leadership among men
in a Papua New Guinea society // Developmental Psychology. 1985. 21. P. 982-989; Walker LJ.,
Moran TV. Moral reasoning in a communist Chinese society // J. of Moral Education. 1991. 20.
P. 139-155.

2 См.: Simpson E.L. Moral development research: A case of scientific cultural bias //
Human Development. 1974. 17. P. 81-106; Kaminski H. Moral development in historical
perspective // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral
development. N. Y.: Wiley, 1984.

42 Тема 14. Развитие личности

Половое и полоролевое развитие - student2.ru просто. Оно соотносится с понятием генетического пола — наличия соот­ветствующих половых хромосом, или морфологического пола — наличием клитора, влагалища и яичников или пениса, мошонки и яичек.

Но что означает половая идентичность с позиций психологии? Она со­держит три составляющих. Одна из них — гендерная роль, поведенческая модель, которая предусмотрена данной культурой для данного пола. Вторая составляющая — гендерная идентичность — внутреннее чувство того, муж­чина я или женщина. И наконец, сексуальная ориентация — склонность к сексуальным партнерам того же самого или противоположного пола. Ген­дерная роль, гендерная идентичность и сексуальная ориентация — одни из важнейших детерминант особенностей социальной жизни личности.

В психологии стало уже привычным различать пол и гендер. Пол, как правило, соотносится с теми аспектами различий между мужчиной и женщиной, которые касаются репродуктивной функции (например, обла­дание яичниками или яичками, влагалищем или пенисом) или генетичес­ких особенностей (например, разница в силе мускулатуры). Понятие пола также используется при описании эротических ощущений, наклонностей или практик (например, гетеросексуальность или гомосексуальность). С другой стороны, гендер соотносится с социальными или психологически­ми аспектами того, считают ли тебя мужчиной или женщиной. Таким образом, принадлежать к мужскому полу — это одно, а быть мужчиной — другое; одно дело — принадлежать к женскому полу, и совсем другое — быть женщиной1. Термин половые различия используется для описания различий между мужчиной и женщиной без уточнения, имеют ли они под собой биологическую или социокультурную почву.

Тендерные роли

Тендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение од­ной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и зву­чит сакраментальный вопрос «Мальчик или девочка?». Как только ответ получен (теперь благодаря ультразвуковому исследованию это стало воз­можным за месяцы до рождения ребенка), начинается процесс усвоения тендерной роли и ребенок запускается по одной из двух разных социаль­ных траекторий. Некоторые различия тендерных ролей сгладились благо­даря феминистскому движению, но в том, как воспитывают детей разного пола, до сих пор сохраняются значительные различия. В нашей культуре детей по-прежнему наряжают в голубой или розовый цвет, и они по-пре­жнему играют с куклами или машинами в зависимости от своего пола.

Кроме того, детям несложно увидеть, как тендерные роли исполня­ются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то что сейчас границы

Половое и полоролевое развитие - student2.ru 1 См.: Stoller R.J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity. N. Y.: Science House, 1968.

Глейтмон Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 43

Половое и полоролевое развитие - student2.ru между ролями становятся нечеткими, дети по-прежнему могут заметить, что взрослые женщины (как мама) часто работают дома, бесплатно уби­рая, готовя еду и ухаживая за детьми, в то время как взрослые мужчины (как папа) ходят на работу и зарабатывают деньги. Если оба родителя зарабатывают деньги, дети могут обратить внимание на то, что они, как правило, делают совершенно разную работу: мама вряд ли станет рабо­тать водителем грузовика, а папа — секретарем. А еще дети узнают, что труд мужчин оценивается обществом выше, чем труд женщин: водите­ли грузовиков обычно зарабатывают больше денег, чем секретарши.

Дети замечают, что общество ожидает разного поведения от мужчин и женщин. От мужчин, как правило, ожидается, что они будут вести себя более жестко и агрессивно, эмоционально более сдержанно, и что они бу­дут больше интересоваться вещами, чем людьми. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными и больше интересоваться людьми, чем вещами.

Несомненно, эти полоролевые стереотипы формируют социальный мир в целом и, в частности, влияют на взаимодействие родителей с деть­ми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному1. Они по-разному с ними играют, причем с мальчиками — в ос­новном в активные игры2. Эти различия в стиле игры были наглядно показаны в одном из исследований. В нем матерей маленьких детей про­сили поучаствовать в эксперименте по изучению детской игры. Затем их знакомили с шестимесячным малышом, которого представляли как Джо или Дженни, и просили поиграть с ним несколько минут. Этот малыш всего лишь «играл роль», и его наряжали мальчиком или девочкой вне зависимости от его настоящего пола. Результаты показали, что в зависи­мости от того, представили им ребенка как мальчика или как девочку, участницы действовали по-разному. «Джо», как правило, предлагали по­играть с машинкой или погремушкой, а «Дженни» давали куклу. К тому же участники по-разному прикасались к малышу в зависимости от «его пола»: «Джо» часто подбрасывали, таким образом, воздействуя на все его тело, а с «Дженни» обращались мягче и нежнее3.

Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленные поло-ролевыми стереотипами. В три года они уже выбирают разные игрушки и предпочитают играть в компании детей своего пола4. Взрослея, они уз-

Половое и полоролевое развитие - student2.ru 1 См.: Lamb M.E. The role of the father in child development. N. Y.: Wiley, 1997.

2 См.: O'Brien M., Nagle K.J. Parent's speech to toddlers: The effect of play context //
J. of Child Language. 1987. 14. P. 269-279.

3 См.: Smith C, Lloyd B. Maternal behavior and perceived sex of infant: Revisited //
Child Development. 1978. 49. P. 1263-1265.

4 См.: Huston A.C. Sex-typing // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child
psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social development / Hetherington M.E.
Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

44 Тема 14. Развитие личности

Половое и полоролевое развитие - student2.ru нают много нового о стереотипах женского и мужского поведения. В од­ном исследовании мальчики и девочки должны были определить, отно­сятся ли предложенные характеристики в большей степени к мужчинам или к женщинам. Более 90 процентов одиннадцатилетних американских школьников решили, что прилагательные слабый, эмоциональный, чут­кий, мягкий, отзывчивый, притворный, разговорчивый, непостоянный и нежный, скорее всего, описывают женщин, а прилагательные сильный, агрессивный, буйствующий, жестокий, грубый, авантюрный, независи­мый, амбициозный и доминирующий — мужчин. При этом стереотипы у мальчиков и девочек приблизительно совпали1.

Многие из этих стереотипных представлений подкрепляются взрос­лыми и ровесниками. Когда маленькие дети играют с игрушками «не своего пола» (например, мальчик — с кукольным домом, а девочка — с игрушечной электродрелью), их родители склонны выражать неодобре­ние2. Это особенно характерно для отцов, которые активно возражают против подобного поведения своих сыновей. Девочкам чаще разреша­ются отклонения в этой сфере. Она может быть девчонкой-сорванцом, и это сойдет ей с рук; но если мальчик ведет себя как девчонка, над ним будут смеяться и упрекать его3.

Наши рекомендации