Влияние ребенка на родителей

Вопрос о том, является ли выбранная родителями модель воспитания причиной или следствием особенностей поведения ребенка, не случаен. Он отражает все большее внимание к тому факту, что социализация — это улица с двусторонним движением. Ребенок — это не кусок «психологичес­кой глины», которую формуют социальные влияния. Напротив, дети актив­но участвуют в своем воспитании. Их поведение влияет на поведение их родителей, которое, в свою очередь, влияет на поведение детей. И если это утверждение верно, родители не только социализируют своих детей. Они одновременно социализируются сами под влиянием последних3.

Одним из главных доказательств того, что социализация родителей и детей взаимна, является — и это подтвердят многие родители — тот факт, что дети различаются между собой с момента своего рождения. Например, у детей есть различия в темпераменте, обусловленные либо наследственно­стью <...>, либо пренатальными воздействиями. Таким образом, один ре-

Влияние ребенка на родителей - student2.ru 1 См.: Baumrind D. Socialization determinants of personal agency. 1977. Paper presented
at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development, New Orlean //
Maccoby E.E. Social development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

2 См.: Dornbush S. M., Ritter P.L., Liederman P.H., Roberts D.E., Fraleigh M.J. The relation
of parenting style to adolescent school performance. School and development // Child
Development. 1987. 58. P. 1244-1257; Steinberg L., Elman J.D., Mounts N.S. Authoritative
parenting, psychological maturity, and academic success among adolescents // Child
Development. 1989. 60. P. 1424-1436.

3 См.: Bell R.Q. A reinterpretation of the direction of effects in studies of socialization
// Psychol. Review. 1968. 75. P. 81-95; Bell R.Q., Harper L.V. Child effects on adults.
Hillsdale, N. Y.: Eribaum, 1977.

3 Ча к. 1004

34 Тема 14. Развитие личности

Влияние ребенка на родителей - student2.ru бенок с самого рождения относительно спокоен и пассивен, а другой — ак­тивен и настойчив. Эти врожденные различия сохраняются в течение двух первых лет жизни и, возможно, даже дольше. Родители по-разному реаги­руют на детей с разными типами темперамента. Следовательно, взаимо­связь между поведением родителей и ребенка существует, но в данном случае не родители формируют поведение ребенка, а наоборот1.

Нельзя однозначно интерпретировать взаимосвязь между особеннос­тями личности ребенка и тем, как его воспитывают. Рассмотрим телесные наказания. Существуют данные, говорящие о том, что у родителей, которые наказывают своих детей физически, дети более агрессивны2. Если эта вза­имосвязь существует, как мы можем ее интерпретировать? Одно объясне­ние говорит о том, что дети подражают своим родителям: «Чтобы получить от другого человека то, что ты хочешь, надо его побить, как делают папа и мама». Есть и альтернативное объяснение: некоторые дети изначально бо­лее агрессивны, чем другие, поэтому их и наказывают чаще. Мы сформу­лировали проблему в виде дилеммы: или особенности личности ребенка определяют поведение родителей, или наоборот. Но в действительности эта связь — двусторонняя. Поведение родителей воздействует на детей, а пове­дение детей воздействует на родителей — так образуется своего рода сис­тема с положительной обратной связью, где поведение всех членов семьи является одновременно причиной и следствием. Более агрессивных детей наказывают более сурово, что делает их еще более агрессивными, что, в свою очередь, провоцирует еще более суровые родительские контрмеры. И наобо­рот, родительская теплота и твердость вызывает любовь и уважение детей, что, в свою очередь, еще больше усиливает теплые чувства родителей.

Развитие нравственности

Сначала социальный мир детей ограничивается семьей, и свои первые уроки социального поведения они выучивают в контексте семьи: собери игрушки, не толкай младшего брата, ешь вилкой, а не руками — все опи­санные команды конкретны и приложимы только в узком кругу общения. Но социальная сфера с возрастом расширяется и вскоре начинает включать в себя ровесников: дома, на детской площадке, в детском саду, затем — в

Влияние ребенка на родителей - student2.ru 1 См.: Thomas A., Chess S., Birch H.G. The origin of personality //Scientific American.
1970. 223. P. 102-109; Osofsky J.D., Danzger B. Relationships between neo-natal characteris­
tics and mother-infant characteristics // Developmental Psychology. 1974. 19. P. 124-130;
Olweus D. Familial and temperamental determinants of aggressive behavior in adolescent
boys: A causal analysis // Developmental Psychology. 1980. 16. P. 644-666.

2 См.: Feshbach S. Aggression // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child
psychology. N. Y.: Wiley, 1970; Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression //
Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality
and social development. Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 35

Влияние ребенка на родителей - student2.ru школе. Сверстники становятся для ребенка все важнее, и теперь он ищет их одобрения так же активно, как и одобрения родителей (а в подростко­вом возрасте даже более).

По мере того как социальный мир ребенка расширяется, расширя­ется и набор правил поведения, которые он должен выполнять. Самые первые правила поведения ребенок узнает от родителей; те, что он встре­чает в дальнейшем, сообщают ему люди, которых он видит в первый, а возможно, и в последний раз в жизни. Это — правила поведения в обще­стве в целом, и среди них наиболее важны нравственные нормы.

Не поступатьнеправильно

Во всех обществах существуют запреты, которым члены этих обществ должны повиноваться. Часто соблюдение запретов бдительно контроли­руется властью, поэтому дети редко воруют печенье из вазы в присутствии родителей, точно так же как взрослые редко угоняют автомобили на гла­зах у полиции. Но гражданское общество требует, чтобы его члены соп­ротивлялись искушению даже в отсутствие свидетелей, поэтому одна из целей социализации — настолько глубоко привить нравственные ценнос­ти, чтобы люди соблюдали их не из страха наказания, а вследствие своих убеждений.

Как усваивается, что такое хорошо и что такое плохо? Фрейд предпо­лагал что интернализация нравственных норм происходит благодаря само­наказанию в виде чувства вины или тревоги. Если ребенок ударил своего маленького братишку, родители наказывают забияку. В результате запре­щенное действие в дальнейшем ассоциируется у него с тревогой, и, чтобы избежать этого чувства, ребенку придется воздержаться даже от желания повторить запрещенное действие. Санкция была успешно интернализова-на, и теперь ребенок сам следит за собой и сам себя наказывает. Это не значит, что внешняя власть, которая однажды наказала ребенка за просту­пок, навсегда отбила у него охоту смотреть на вазу с печеньем. Но ребенок усвоил нравственную норму, и она поселилась у него в сознании, так что те­перь он не сможет от нее избавиться.

Если гипотеза Фрейда верна и нравственное сознание формируется следами минувших наказаний, можно предположить, что сам факт и сте­пень интернализации санкций будет зависеть от моделей воспитания. Представим, к примеру, родителей, которые пользуются жесткими санк­циями, чтобы дисциплинировать своих детей, — сурово наказывают и лишают всех удовольствий. В этом случае тревога, ассоциирующаяся с наказанием, будет сильной и, в соответствии с только что описанной при­чинно-следственной связью, приведет к формированию сильного внутрен­него чувства правильного и неправильного. Однако экспериментальные данные показали, что запреты менее эффективно интернализуются теми детьми, чьи родители в основном полагаются на власть, прививая им

36 Тема 14. Развитие личности

Влияние ребенка на родителей - student2.ru дисциплину. Дети властных (использующих автократическую модель воспитания) родителей оказались более склонными жульничать ради вознаграждения, когда, как им казалось, этого никто не видит, и менее склонными испытывать чувство вины в связи со своими проступками и признаваться в них. И наоборот: те дети, родители которых обычно объяс­няли им, почему они вели себя неправильно и почему впредь должны вести себя иначе, лучше усваивали родительские запреты1.

Поступать правильно

Выше мы рассмотрели развитие нравственности на примере усвое­ния запретов. Но нравственно желательных действий существует ничуть не меньше, чем нравственно нежелательных, а творить добро столь же важно, сколь не творить зло. <...> люди способны совершать позитивные нравственные действия, которые требуют принести в жертву личные ин­тересы <...>. Теперь мы рассмотрим, как эта способность развивается в детях.

В настоящее время мы далеки от ответа на этот вопрос. Ряд иссле­дований показал, что даже очень маленькие дети пытаются помочь дру­гим, делятся с ними2. Возможно, в основе этих попыток лежит эмпатия.

Эмпатия .

Мы часто проявляем змпатию — непосредственную эмоциональ­ную реакцию на обстоятельства, в которых находится другой человек, даже когда в этом нет прямой необходимости. Мы видим, как другой человек мучается от боли на больничной койке, и ощущаем чужое стра­дание3 <...>. Эта разновидность эмпатической реакции довольно обычна, она обнаруживается у большинства людей и вызывается широким спек­тром стимулов: первые проявления такой реакции можно найти у де­тей уже в двух-трехдневном возрасте. Когда новорожденный слышит крик другого новорожденного, он вторит ему и его сердце начинает бить­ся быстрее4.

Влияние ребенка на родителей - student2.ru 1 См.: Hoffman M.L. Moral development // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of
child psychology. N. Y.: Wiley, 1970.

2 См.: Rheingold H.L., Hay D.F., West M.J. Sharing in the second year of life // Child
Development. 1976. 47. P. 1148-1158; Radke-Yarrow M.,ZahnWaxlerC, Chapman M. Child­
ren's prosocial dispositions and behavior // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child
psychology. Vol. 4. Socialization, personality and social development / Hetherington M.E.
Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

3 См.: Aronfreed J. Conduct and conscience. N. Y.: Acad. Press, 1968.

4 См.: Simner M.L. Newborn's response to the cry of another infant // Developmental
Psychology. 1971. 5. P. 136-150; SagiA., Hoffman M.L. Empathic distress in the newborn //
Developmental Psychology. 1976. 12. P. 175-176.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 37

Влияние ребенка на родителей - student2.ru Что вызывает проявление эмпатии в столь нежном возрасте? Соглас­но одной гипотезе, первоначально крик новорожденного вызывается его собственной болью или неудовольствием, вследствие чего звук собственно­го крика ассоциируется у него с чувством дискомфорта. Поэтому, когда он слышит крик другого ребенка, тот также ассоциируется у него с ощущени­ем страдания, что и вызывает эмпатический крик. Согласно альтернатив­ной гипотезе, некоторые эмпатические реакции являются врожденными, что весьма правдоподобно, если вспомнить о существовании врожденных реакций тревоги и страдания у многих животных <...>. Какая из двух гипотез ближе к истине, пока неизвестно, но, какая бы ни оказалась верной, ясно, что первые проявления сопереживания можно найти уже в самом начале жизни.

Но эмпатия означает только чувство сопереживания и отнюдь не обязательно — помощь. Помощь требует большего, чем просто чувство; она требует действий и знания того, как помочь. И научение тому, как помогают, — тоже часть социализации.

Представьте себе двухлетнего мальчика, который видит, что взрос­лому больно, — скажем, его мать порезала себе палец. Скорее всего, маль­чик почувствует эмпатию к маме и, как следствие, дискомфорт. Но к ка­ким действиям приведет его эмпатическое страдание? Как мы знаем по юмористическим зарисовкам, он принесет маме то, что обычно при­носит облегчение ему самому, — например, своего плюшевого мишку. И хотя мама будет тронута его желанием помочь, в данной ситуации она бы предпочла лейкопластырь. Дело в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы встать на позицию матери, и не понимает, что ее потребности не совпадают с его собственными1.

С возрастом мы начинаем лучше понимать, что чувствуют другие люди и как им помочь, если помощь требуется. Но и этого недостаточно, чтобы начать действовать, потому что помощь — не единственный способ снять эмпатическое страдание. Есть более простой, хотя и менее альтру­истичный способ — отвернуться. Так часто бывает в больших городах, где прохожие с детства привыкают к виду нищих и бездомных. То же случа­ется во время войны и в других ситуациях, где сердца и взрослых, и де­тей ожесточаются по отношению к чужой боли <...>. Таким образом, хотя эмпатия и является предпосылкой альтруизма, она не гарантирует его проявлений.

Влияние ребенка на родителей - student2.ru 1 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B. (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hof­fman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur-tines W.M., Gewirtz L. (Eds.) Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984.



Тема 14. Развитие личности

Влияние ребенка на родителей - student2.ru Нравственное сознание

До сих пор мы рассматривали развитие нравственного поведения. А как развивается нравственное сознание? Как у детей возникает и раз­вивается чувство того, что правильно, а что неправильно, и как их нрав­ственные представления меняются с возрастом?

 
  Влияние ребенка на родителей - student2.ru

Влияние ребенка на родителей - student2.ru

Уровни Л и 2

Уровни 3 и 4 Уровни 5 и 6

го

7 10 13 Возраст, годы


Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу)

Известный метод оценки степе­
ни развития нравственного сознания
был разработан Колбергом. Основой „

этого метода служила следующая
процедура: участникам эксперимен- 5

та предлагались истории, содержащие |

моральную дилемму. Например, исто- ^

рия о человеке, чья жена могла уме- |

I
Рис. 2. Нравственное сознание как функция возраста человека Часть нравственных суждений де­тей разного возраста соответствует одной из трех категорий суждений, выделенных Колбергом. В 7 лет практически все нравственные суждения формулируются в терми­нах избежания наказания или по­лучения награды (уровни 1 и 2). В 10 лет около половины суждений основываются на критерии социаль­ного одобрения или неодобрения или жестком наборе правил (уро­вень 3 и 4). С 13 лет некоторые дети ориентируются на более абстрактные нормы — социальный договор или набор абстрактных этических прин­ципов (уровни 5 и 6)

реть без дорогостоящего лекарства. Муж собрал все деньги, которые у него были, но их все равно не хвата­ло. Он пообещал заплатить остаток позже, но аптекарь отказал ему в необходимом препарате. В отчая­нии муж ночью взломал аптеку и украл нужное лекарство. Участников спрашивали, прав ли был муж, и если прав, то почему1.

Колберг проанализировал отве­ты всех участников и сделал вывод о том, что развитие нравственного созна­ния предполагает прохождение ряда стадий. Обобщая, можно сказать, что развитие нравственного сознания на­чинается с примитивной нравственно­сти, ведомой страхом наказания или желанием получить вознаграждение («Если Ваша жена умрет, у Вас нач­нутся проблемы»). За этой стадией следует более высокая, где правиль­ность или неправильность определяет­ся тем, что скажут люди («Ваша семья

Влияние ребенка на родителей - student2.ru 1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago: RandMcNally, 1969.

Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Социальное развитие 39

Влияние ребенка на родителей - student2.ru Таблица 1

Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу)

Влияние ребенка на родителей - student2.ru Влияние ребенка на родителей - student2.ru Уровень развития

нравственного

сознания

Мотив нравственного поведения



Влияние ребенка на родителей - student2.ru Влияние ребенка на родителей - student2.ru Первый Второй

Третий Четвертый

Пятый Шестой


Наши рекомендации