Культурные ценности и воспитание детей
Некоторые цели социализации похожи во всем мире и, возможно, были такими на протяжении всей человеческой истории. Не важно, кто ребенок по национальности, бушмен или американец; в любом случае ему придется научиться контролировать свои телесные функции (например, приучиться ходить в туалет) и свои импульсы (например, агрессию). Где бы ни жил ребенок, он будет учиться жить с другими людьми, желания которых могут быть важнее его собственных. Как следствие, способы воспитания ребенка тоже должны быть схожими.
28 Тема 14. Развитие личности
Но человеческие сообщества различаются между собой, и соответственно требования и запреты, которые ребенку придется усвоить, будут различаться в зависимости от того, предстоит ли ему стать членом кочевого племени пастухов, крестьянином или рыбаком в Полинезии. Каждое из этих сообществ воспитывает разные качества у своих юных членов. Эти различия становятся особенно очевидными, когда мы рассматриваем их в связи с экономическим укладом жизни. Земледельческие и скотоводческие сообщества прививают детям уступчивость, конформность и ответственность. Эти качества, усваиваемые ребенком, составляют роль, которая была сформирована в процессе жизни многих поколений фермеров, которые изо дня в день пахали землю или доили коров в установленное время, чтобы сохранить и приумножить запас пищи для своей семьи или всей деревни. Напротив, в сообществах, где люди промышляют охотой или рыболовством, ценятся уверенность в себе и инициатива — свойства, необходимые для людей, которые в схватке один на один отвоевывают пищу у природы1.
Механизмы социализации
Мы только что рассуждали о целях социализации. А с помощью каких механизмов достигаются эти цели? Одни теоретики подчеркивают роль подкрепления через вознаграждение и наказание. Вторые придают наибольшее значение научению через наблюдение. Третьи считают, что с возрастом ребенок все лучше и лучше понимает, что он хочет делать и почему. Наиболее близка к истине концепция, которая предполагает, что для социализации одинаково важны все эти три механизма.
Теория подкрепления
Согласно теории оперантного обусловливания, равно как и психоаналитической теории <...>, дети социализируются с помощью кнута и пряника. Они предпочитают продолжать делать (или желать, или думать, или вспоминать) то, что ранее приносило им вознаграждение, и воздерживаться от того, что ранее повлекло за собой наказание и тревогу.
Теория социального научения
Нет сомнений в том, что вознаграждение и наказание действительно играют важную роль в социализации. Но, по мнению многих психологов, теория, основанная исключительно на этом механизме, неполно отражает процесс. Они ни на минуту не забывают о том, что мы — животные, обла-
1 См.: Barry H., Child I.E., Bacon M.K. Relation of child training to subsistence economy // Amer. Anthropologist. 1959. 61. P. 51-63; Whiting B.B., Whiting J.W.M. Children of six cultures: A psychocultural analysis. Cambridge, Mass.; Harvard Univ. Press, 1975.
Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 29
дающие культурой, которая делает нас непохожими на всех других животных, изучавшихся в лаборатории. Коты Торндайка должны были самостоятельно открыть изнутри проблемный ящик <...>: ни один другой кот не подсказал им, как надо поступить, он просто не мог этого сделать. А вот люди в течение всей жизни используют множество решений, найденных теми, кто шел впереди них. Им не приходится заново изобретать колесо или алфавит; им не приходится заново открывать способы добывания огня или учиться есть с ложки. Все это им показывают другие.
Подобные наблюдения привели психологов к созданию теории социального научения. Согласно этой теории, научение через наблюдение — один из самых мощных механизмов социализации <...>. Ребенок наблюдает за другим человеком, который служит ему образцом, а затем имитирует то, что делал образец, научаясь таким образом чему-то, чего он не знал раньше. Дети видят, как взрослые забивают гвозди, и повторяют то же самое движение (если повезет, то не по пальцу и не по новой мебели).
Многие культуры поощряют имитацию как способ приобщения детей к миру взрослых. Например, в одном из сообществ Центральной Америки маленьким девочкам дарят миниатюрные копии кувшина для воды, метлы и ступки. Они смотрят, как работают их матери, и, повторяя за ними движения, самостоятельно приобретают нужные навыки1. В современном западном обществе тоже существует подобная практика: детям дарят игрушечные шкафчики с игрушечными инструментами, пылесосами и посудой, а также кукол, которых надо кормить и пеленать.
Надо заметить, однако что научение через наблюдение может быть осложнено. В некоторых случаях весь процесс научения явно происходит до того, как действие выполняется в первый раз (научение без выполнения; <...>). В других случаях научение может происходить без учителя (образца) или без награды (научение без подкрепления). Даже в таком усложненном варианте имитация остается довольно распространенным способом научения у человека и других животных. Младенцы, например, могут имитировать выражение лица взрослых; некоторые исследования показали наличие такого умения уже у новорожденных2. Естественно, по мере того как ребенок растет, растет и его способность к имитации.
Теория когнитивного развития
Другая точка зрения на социализацию изложена в теории когнитивного развития, которая подчеркивает, роль понимания в межличностном поведении и мышлении. С точки зрения данной теории, у детей присутствует понимание своих действий; они знают, что некоторые вещи
1 См.: Bandura A, Walters R.H. Social learning and personality development. N. Y.:
Holt, Rinehart.Winston, 1963.
2 См.: Meltzoff A.N., Moore M.K. Imitation of facial and manual gestures by human
neonates // Science. 1977. 198. P. 75-78.
30 Тема 14, Развитие личности
«хороши», а другие — «плохи», и почему их считают такими. Также у них есть понимание того, как надо относиться к другим (и почему), и по мере того, как их ум развивается, развивается и это понимание.
Как и приверженцы теории социального научения, сторонники когнитивного подхода признают центральную роль научения через наблюдение в процессе социализации. Однако когнитивисты особо подчеркивают важность интеллектуальных операций для процесса научения <...>. Говоря об этой точке зрения, мы уже отмечали, что даже простое подражание требует сложных когнитивных операций. Чтобы понять это, представьте себе ребенка, который подражает своему пале, натягивающему брюки. Чтобы правильно натянуть свои штанишки, мальчику надо выполнить ряд пространственных транспозиций: папа стоит лицом в одну сторону, а он сам — в противоположную. Правда, абсолютное расположение обоих участников действа можно проигнорировать, гораздо важнее относительное. («Моя нога относительно моих брюк должна быть в том же положении, что и нога моего отца относительно его брюк»). Ребенок должен отбросить многие незначимые детали («Мой папа стоит на коврике, а я — на голом полу»), но быть внимательным к деталям, которые существенны для процесса одевания («Когда папа начинает надевать брюки, их молния уже расстегнута, значит, я должен поступить аналогично»). Учитывая все эти сложности, легко понять, почему дети только с возрастом научаются точно имитировать действия взрослых1.
Подражание детей взрослым не слепо и не иррационально. Новички-альпинисты, которые идут за проводником, не ведут себя как овцы, слепо идущие за бараном. Новички-альпинисты знают, что проводник доведет их до места по самой безопасной дороге. Подражающие дети не менее рациональны, так как исходят из разумной предпосылки о том, что взрослые знают о мире гораздо больше, чем они2.
Первые учителя: родители
Мы рассмотрели социализацию с точки зрения детей и увидели, благодаря чему они усваивают уроки, которые преподает им общество: благодаря подкреплению, имитации, через понимание или с помощью всех трех механизмов. Теперь мы перейдем к первым учителям детей — к их родителям. Приводят ли разные способы воспитания к разному поведению у детей? Если да, то насколько устойчиво это влияние?
1 См.: Yando Я., Seitz V., Zigler E. Imitation: A developmental perspective. Hillsdale,
N. Y.: Eribaum, 1978.
2 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to
socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago:
RandMcNally, 1969.
Глейтман Г„ Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 31
Кормление грудью и приучение к туалету
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, нужно определить, о каких аспектах родительского поведения пойдет речь. Около сорока лет назад психологи, изучавшие эту стадию развития, занимались только двумя моментами воспитания, которые Зигмунд Фрейд и его последователи определили как ключевые: кормление грудью и приучение к туалету. Больше или меньше счастливы дети, которых кормили или не кормили грудью? Как влияет на психику раннее излучение от груди или раннее приучение к туалету? Как было показано в нескольких работах, в долговременном масштабе подобные детали не воздействуют ни на социальное, ни на эмоциональное, ни на интеллектуальное развитие ребенка1.