ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – 12 ч.
1. Организация отдыха. Пикник, зона отдыха, санаторий, дом отдыха. Приобретение путевки и отдых «дикарем».
2. «О самом интимном…». Планирование рождения детей. Способы контрацепции. Аборт – его последствия.
3. Беременность, ее признаки, изменения в организме женщины. Особенности ее протекания (питание, окружающая обстановка).
4. Подготовка семьи к рождению ребенка. Санитарно-гигиенические требования к содержанию жилища. Приданое новорожденного.
5. Внутриутробное развитие ребенка. Новорожденный: особенности строения организма.
6. Уход за грудным ребенком (кормление из соски и с ложки, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания детской посуды, игрушек).
Учащиеся должны знать:
где и как приобретают путевки; различие организации отдыха в доме отдыха и санатории;
основные сведения о строении половых органов мужчины и женщины, физиологические и психологические аспекты полового акта;
способы контрацепции, вредные последствия аборта для здоровья женщины;
признаки беременности, физиологические изменения, происходящие во время нее в организме женщины;
особенности рациона питания и режима дня беременной женщины;
перечень вещей и предметов, необходимых для новорожденного;
об особенностях строения организма новорожденного и правила ухода за ним;
правила ухода за грудным ребенком (кормление, одевание, пеленание, купание), их особенности и последовательность выполнения;
санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
Учащиеся должны уметь:
организовать свой личный отдых и отдых своей семьи; приобрести путевку;
купать, одевать, пеленать куклу;
кормить куклу с ложки и из соски;
содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
приготовить детскую смесь типа «Малыш» по стандартной инструкции;
Практические работы
1. Упражнения в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.
2. Упражнения по приготовлению детской смеси по стандартным инструкциям на коробках.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 8 ч.
1. Брак – основа семейной жизни. Составные части семейного счастья.
2. Психологический климат семьи.
3. Трудности семейной жизни и пути их преодоления.
4. Дети – основа семьи.
Учащиеся должны знать:
составные части семейного счастья: организация совместного досуга и отдыха, равномерное и посильное для всех распределения обязанностей;
причины, способствующие семейным неурядицам, пути их устранения и преодоления;
о морально-этических отношениях в семье, об обязанностях ее членов, связанных с заботой о детях;
Учащиеся должны уметь:
анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
Практические работы
Сюжетно-ролевая игра «Я не хочу идти в магазин», «Почему ты кричишь на меня».
ПРАЗДНИКИ, ТОРЖЕСТВА, РИТУАЛЫ – 4 ч.
1. Национальные традиции казахского народа в праздновании:
«Бесiк той» - «Праздника новорожденного»;
«Tyсау кесу той» - «Разрезания пут»;
«Сундет той» - «Обрезания» (у мальчиков);
«Тiл ашар» «Подготовки в школу».
2. Особенности их подготовки и проведения.
Учащиеся должны знать:
названия праздников и их значение в истории и культуре казахского народа;
особенности подготовки и проведения традиционных праздников;
формы поздравлений и правила выбора подарков.
Учащиеся должны уметь:
называть все праздники;
готовиться к проведению праздников;
уметь поздравлять и правильно выбирать подарки и вручать их.
Практические работы.
1. Изготовление сувениров, подарков.
2. Оформление помещения к празднику.
3. Составление текста поздравления.
4. Моделирование реальных ситуаций: проведение одного из праздников; поведение во время праздника; поздравительные речи.
ДОСУГ И УВЛЕЧЕНИЯ – 4 ч.
Садоводство, планировка садового участка. Плодовые кустарники и деревья, уход за ними.
Учащиеся должны знать:
основные правила планирования садового участка и особенности посадки плодово-ягодных деревьев и кустарников;
основные правила ухода за плодово-ягодными культурами, средства борьбы с вредителями сада;
Учащиеся должны уметь:
ухаживать за плодово-ягодными растениями;
бороться с вредителями сада;
готовить почву для посадок.
Практические работы.
Практические задания на пришкольном участке.
ПИТАНИЕ – 6 ч.
1. Столовая, кафе, ресторан. Назначение и различие. Меню.
2. Банкет. Фуршет. Особенности приготовления блюд и сервировки стола.
3. Коктейли. Приготовление безалкогольных и фитококтейлей. Шейкер, миксер. Устройство, назначение, правила пользования.
Учащиеся должны знать:
назначение предприятий общественного питания, их различия, разнообразие меню;
рецепты закусочных блюд, безалкогольных коктейлей;
правила приема пищи во время банкета в соответствии с этикетом.
Учащиеся должны уметь:
готовить закусочные блюда, пользуясь книгами кулинарных рецептов.
Практические работы
1. Моделирование выбора блюд в меню в соответствии с реальными материальными возможностями.
2. Приготовление канапе, комбинированных бутербродов, безалкогольных коктейлей.
ТОРГОВЛЯ - 2 ч.
Ярмарки: международные, межгородские, сельские.
Ярмарки – выставки, ярмарки образцов.
Учащиеся должны знать:
виды ярмарок;
отличие ярмарки от рынка, магазина;
цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.
Учащиеся должны уметь:
приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия – ярмарки.
Практические работы.
Участие в школьной ярмарке.
ЖИЛИЩЕ – 4 ч.
1. Покупка и продажа жилья. Документы, необходимые для оформления сделки купли-продажи. Хранение документов на квартиру.
2. Нотариус. Сделки, обязательно удостоверяемые нотариусом (завещания, договор о купле-продаже, дарения, обмена недвижимости (квартир, домов, земельных участков), о разделе имущества, о наследовании приватизированного жилья и др.); наследники первой и второй очереди
3. . Оплата услуг нотариуса.
4. Служба быта и другие предприятия бытового обслуживания населения: прокат; ремонт квартир; ремонт бытовой техники.
Учащиеся должны знать:
правила покупки-продажи жилья; перечень документов;
когда нельзя обойтись без услуг нотариуса;
о значении предприятий бытового обслуживания для населения;
виды оказываемых ими услуг;
местонахождение предприятий бытового обслуживания;
профессии работников предприятий.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с вопросами, просьбами и претензиями к работникам предприятий бытового обслуживания;
обращаться в нотариальную контору по месту жительства.
Практические работы.
1. Экскурсия на предприятия бытового обслуживания, в нотариальную контору.
2. Сюжетно-ролевая игра «У меня сломался замок на сапоге, не могли бы вы…».
3. Моделирование ситуаций по теме: «Оказание нотариальных услуг».
ОДЕЖДА И ОБУВЬ – 4 ч.
1. Выбор одежды и обуви в соответствии с ситуацией (на работу, в гости, в театр, для занятий спортом, для отдыха).
2. Женский казахский национальный костюм (платье, головной убор, обувь)
Учащиеся должны знать:
особенности подбора одежды и обуви в соответствии с ситуацией;
особенности женского национального костюма (для девочки, девушки, женщины). Платье. Рубаха. Жилет. Камзол. Головные уборы: борiк, такия, саукеле. Обувь: ичиги, сапоги на высоком каблуке.
Учащиеся должны уметь:
выбирать одежду и обувь в соответствии с ситуацией;
различать детали женского национального костюма в зависимости от возраста.
Практические работы.
Упражнения в подборе одежды и обуви в соответствии с ситуацией (на работу, в гости, в театр, для занятий спортом, для отдыха).
СРЕДСТВА СВЯЗИ – 2 ч.
1. Телефон с автоматическим определителем номера.
2. Сотовая и пейджинговая телефонная связь. Назначение. Правила пользования.
Учащиеся должны знать:
особенности каждого вида связи и их значимость в современных условиях жизни общества. Стоимость услуг по каждому виду связи.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться АОН, телефонным справочником, оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
Практические работы:
Экскурсия в магазин (фирму) по продаже сотовых телефонов.
ТРАНСПОРТ – 2 ч.
Транзит. Бронирование билетов. Приобретение билетов «туда» и «обратно».
Учащиеся должны знать:
порядок приобретения билетов на транзитные рейсы (ж\д, авиатранспорт); бронирования билетов; правила поведения во время пересадки.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в расписании, определять маршрут и выбирать транспортные средства.
Практические работы.
Выбор пункта назначения, определение номера рейса, стоимости билета.
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА - 10 ч.
1. Страхование – способ защиты имущества и здоровья.
2. Обязательное страхование: медицинское и социальное, страхование пассажиров.
3. Добровольное страхование: страхование жизни, страхование имущества.
4. Страховой договор. Страховые взносы. Страховая сумма. Страховой случай.
5. Система кредитования.
6. Порядок предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан.
7. Документы, необходимые для получения займа.
8. Краткосрочные и долгосрочные кредиты.
9. Риск заемщика.
Учащиеся должны знать:
виды страхования; действия при наступлении страхового случая;
условия предоставления кредита (гарантированность, платность, срочность и возвратность); перечень необходимых документов.
Учащиеся должны уметь:
обращаться в банк за предоставлением кредита. Оценивать риск заемщика;
различать обязательное страхование от добровольного;
заполнять бланки страхового полиса (договора) по образцу.
Практические работы
1. Заполнение бланков страхового полиса (договора) по образцу.
2. Моделирование ситуаций по банковскому займу на личные бытовые нужды «Покупка товаров в кредит».
ТРУДОУСТРОЙСТВО ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – 10 ч.
1. Человек как работник.
Трудовой контракт-соглашение между работодателем и наемным работником о взаимных обязанностях, о характере, содержании и условиях труда, о размере его оплаты труда.
Заработная плата: повременная, сдельная, номинальная, реальная.
Договорная зарплата.
Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум. Черта бедности. Социальная защита населения.
Условия туда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.
2. Дисциплина труда.
3. Основы трудового законодательства.
Учащиеся должны знать:
различия между сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплатой;
причины различий в уровне оплаты труда в разных областях экономики и внутри одной профессии;
функции профсоюзов; вредные и опасные для здоровья условия труда; льготы в связи с особыми условиями труда; правила охраны труда;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего распорядка предприятия;
основные требования к дисциплине работников.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных квалификационных разрядов;
заполнять бланк трудового договора;
анализировать условия труда в доступных для учащихся профессиях по определенным параметрам: продолжительность рабочего времени в день, в неделю, в месяц; длительность ежегодного отпуска; качество рабочего времени (наличие и длительность перерывов, сменность работы, ночные смены, вредность производства, работа в помещении или нет и т.д.);
подчиняться правилам внутреннего распорядка.
Практические работы.
1. Упражнения в заполнении бланка трудового договора.
2. Разбор реальных ситуаций, связанных с производственным травматизмом; выводы о конкретных причинах несчастных случаев на производстве и о мерах по их предотвращению.
3. Экскурсия в отдел кадров одного из предприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оборудование и инвентарь должны быть в количестве достаточном для организации практических работ в 2 группах.
В кабинете социально-бытовой ориентировке необходимо следующее оборудование:
бак для отходов
блюда
булавки с колечком
вазы для печенья
ведра эмалированные
вилки столовые из нержавеющей стали
выемки для печенья
доски гладильные напольные
доски разделочные
дуршлаги эмалированные
захваты для банок
иглы швейные
подносы и подставки
кастрюли эмалированные 1,5 л.
кастрюли эмалированные 2,5 л.
кастрюли эмалированные 3,3 л.
ложки разливные
ложки столовые
ложки чайные
лопатки для котлет и мяса
машинки для закатки банок с набором крышек
миски эмалированные большие
миски эмалированные маленькие
мыльница
мясорубки
наборы столовые (солонка, горчичница, перечница)
ножеточки
ножи желобковые для очистки овощей и картофеля
ножи консервные
ножи кухонные различных размеров
ножи столовые из нержавеющей стали
ножницы
плитки электрические
плиты газовые или электрические четырехкомфорочные
подставки под утюг
полотенца кухонные
пылесосы
рыбочистки
салатницы
сбивалки для крема
селедочницы
сервиз столовый
сервиз чайный
сита
скалки
скатерти матерчатые с салфетками
скатерти пластмассовые
сковороды большие
сковороды средние
соковыжималки
столы рабочие универсальные
сушки для тарелок
стиральные машины
тазы эмалированные
тарелки глубокие
тарелки десертные
тарелки мелкие
утюги электрические с терморегулятором и пароувлажнителем
хлебницы
холодильник
чайники
чайники электрические
чашки с блюдцами
шумовки для мытья раковин
щетки платяные
щетки-сметки
щетки для мытья рук
электрополотер
яйцерезки
куклы пластмассовые
белье для грудного ребенка
ванны для купания кукол
ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ
Работа с пищевыми продуктами.
Техника безопасности на уроках обслуживающего труда
Правила дорожного движения
Культура поведения
ДИАПОЗИТИВЫ
Электронагревательные приборы
Правила дорожного движения
Культура поведения
ДИАФИЛЬМЫ
Обработка овощей
Оформление кулинарных блюд
Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда
Сервировка стола
Электронагревательные приборы и бытовые машины
Помимо указанных в перечне оборудования и пособий в кабинете следует иметь плакаты по уходу за больными на дому, по оказанию первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, а также экономическую карту Казахстана и карту города (района, края, области).
КИНОФИЛЬМЫ
Наглядные пособия для массовой школы должны быть адаптированы с учетом интеллектуальных возможностей детей. Учителям необходимо разработать письменные инструкционные карты на приготовление блюд, проведение уборки и т.д. Так, инструкционная карта на приготовление блюд должна содержать перечень оборудования и продуктов, описание последовательности действий, сведения о количестве продуктов на одну порцию и их стоимости. Кроме того, нужно изготовить предметные карты, с помощью которых определяются последовательность и приемы выполнения мелкого ремонта одежды. В кабинете следует иметь образцы заполненных бланков, квитанций и деловых бумаг.
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЛОВЫХ БУМАГ
1. Адреса на конвертах и открытках
2. Поздравительные и бытовые телеграммы
3. Заявления
4. Автобиография
5. Анкета
6. Заявки на материалы, инструменты
7. Расписка
8. Доверенность
9. Докладная записка
10. Бланки для денежных переводов, посылок, бандеролей
11. Ордер сбербанка на вклад и получение денег
12. Квитанции на оплату жилой площади и коммунальных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Утешинский Д.Д. Ты, твое здоровье и твое окружение: Учеб. тетрадь для 1 кл. четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа, 1997.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками. – Дефектология, 1998, № 5, с. 46-52.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. – Дефектология, 1997, № 1, с. 36.
4. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей и умственной отсталостью. Программа. – Дефектология, 2000, № 5, с. 37-47.
5. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972.
6. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. – Алма-Ата: Мектеп, 1988.
7. Виткаускайте Д. Работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся IV класса. – Дефектология, 1993, № 2, с. 35-40.
8. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Из опыта работы /Сост. Ф.А.Бобков /Под ред. И.С.Марьенко. – М.: Просвещение, 1982.
9. Грузинцева Е.Н. Обучение деловой письменной речи учащихся вспомогательной школы. – В кн.: Вопросы дефектологии. – М., 1967.
10. Жиленкова В.Е. Изучение темы «Культура поведения» на занятиях по социально-бытовой ориентировке с учащимися специальной школы VIII вида. – Дефектология, 2000, № 4, с. 54-59.
11. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым.. – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995.
12. Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. – Казань: Книжный дом, 1994.
13. Карбушева Г.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с Казахстаном. – Алма-Аты: Мектеп, 1984.
14. Картушина Г.Б. Домоводство. Учебное пособие для учащихся вспомогательной школе. 2-ое изд. – М.: Просвещение, 1970.
15. Квятковская, Герчук Ю.М. Ваши помощники на кухне. Электронагревательные приборы для приготовления пищи: устройство, рациональное использование, рецепты. – М.: Энергоатомиздат, 1991.
16. Корабейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей с условиях психической депривации. – Дефектология, 1990, № 3, с. 19-23.
17. Косметика для всех. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1993. (Тайны Афродиты).
18. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В., Савельева Н.В. Обслуживающий труд. – М.: Просвещение, 1977.
19. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В., Савельева Н.В. Дидактический материал по обслуживающему труду 4 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
20. Мачихина В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983.
21. Нагорнюк Л.Г. Деловое письмо во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – Алма-Аты: Мектеп, 1986.
22. Павлова Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы. – Дефектология, 1991, № 1, с. 53.
23. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995.
24. Рсалдинова А.К. Некоторые особенности умений умственно-отсталых восьмиклассников пользоваться стандартными инструментами. В сб. науч. трудов «Коррекционно-воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы». – Алматы: Изд. КазПИ им. Абая. – 1991, с. 69-79.
25. Рсалдинова А.К. Работа со стандартными инструкциями на занятиях по социально-бытовой ориентировке. – Методические рекомендации в помощь учителям вспомогательных школ. – Алматы, РИК Республиканский издательский кабинет), 1995.
26. Рсалдинова А.К., Ляхова Л.В. Обновленная программа по социально-бытовой ориентировке вспомогательной школы для детей в ограниченными возможностями. – Менеджмент в образовании (Информационно-методический вестник РИПК СО, 977, № 1, с. 42-61.
27. Рсалддинова А.К. Умения умственно отсталых восьмиклассников пользоваться учебными инструкциями на занятиях по социально-бытовой ориентировке. В сб.: Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Тезисы докладов Х-ой науч. сессии по дефектологии. Ч.2, Москва, 1990, с. 256-257.
28. Рябова Н.В. Формирование знаний и умений хозяйственно-бытовой деятельности у учащихся сельской специальной школы. – Дефектология, 1996, № 4, с. 33-38.
29. Садыков Б.Х., Сариев И.С., Отарбаев А.Н. Ак дастархан. – Алматы: Кайнар, 1987.
30. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
31. Стариченко Т.Н. К вопросу об экономическом практикуме во вспомогательной школе. – Дефектология, 2000, № 2, с. 82-89.
32. Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум» для выпускного класса вспомогательной школы. – Дефектология, 2000, № 5, с. 16-37.
33. Ураков А.Л., Кузнецов И.А. Сам себе лекарь. Доступно о популярных лекарствах. – Алма-Ата: Казахстан: АО Караван, 1991.
34. Ураков А.Л., Сабсай М.И. Как предохранить себя от нежелательной беременности. – Алма-Аты, Казахстан, АО Караван, 1991.
35. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. – Дефектология, 1995, № 2, с. 22-26.
36. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталых школьниками своего отношения в старшему. – Дефектология, 1998, № 1, с. 37-42.