Тема № 2. ПОНИМАЮЩЕЕ (ДИАЛОГОВОЕ) ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА КАК ЕГО УСЛОВИЯ.
Требования к усвоению содержания темы:
· сформировать целостное представление о понимающем (диалоговом) общении;
· знать содержание основных понятий темы: общение, понимание, диалог, эмпатия, открытые вопросы, закрытые вопросы, конфронтация, критика.
· уметь оперировать этими понятиями;
· уметь разбираться в приемах диалогового общения;
· уметь устанавливать первичный положительный контакт с людьми разных профессий, национальностей, вероисповеданий и т.д.;
· уметь правильно реагировать на критические замечания в свой адрес;
· понимать особенности диалогового общения.
Вопросы к семинарским занятиям.
Семинар 1.
1. Характеристика понимающего общения: установки общения, ориентированного на понимание.
2. Правила понимающего реагирования.
3. Виды понимающего реагирования.
4. Основные требования к разговору врача с позиции понимающего общения.
Семинар 2.
1. Создание и поддержание положительного климата в целенаправленной беседе. Установление первичного контакта. Контакт как условие лечебного воздействия
2. Уход от открытой конфронтации. Мастерство конструктивной критики и реагирования на неё
3. Стадии установления доверительных отношений
Задания для самостоятельной подготовки к занятию:
1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;
2) подготовиться к выполнению практических заданий.
Задания для самостоятельной аудиторной работы:
1. Пройдите тесты и оцените результаты.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко).
Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в об щении и выявление типа эмоциональных помех.
Инструкция.
Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.
Текст опросника.
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести бо лее благоприятное впечатление на партнеров.
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопо жатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому чело веку.
22. Мне часто почему то бывает весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я ис пытываю эти чувства к нему.
Анализ результатов.
Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляет ся один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой либо группе, то делается вывод о наличии кон кретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы по «ключу» |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1, –6, +11, +16, –21 |
Неадекватное проявление эмоций | –2, +7, +12, +17, +22 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3, +8, +13, +18, –23 |
Доминирование негативных эмоций | +4, +9, +14, +19, +24 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5, +10, +15, +20, +25 |
Итого |