Тема № 2. ПОНИМАЮЩЕЕ (ДИАЛОГОВОЕ) ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА КАК ЕГО УСЛОВИЯ.

Требования к усвоению содержания темы:

· сформировать целостное представление о понимающем (диалоговом) общении;

· знать содержание основных понятий темы: общение, понимание, диалог, эмпатия, открытые вопросы, закрытые вопросы, конфронтация, критика.

· уметь оперировать этими понятиями;

· уметь разбираться в приемах диалогового общения;

· уметь устанавливать первичный положительный контакт с людьми разных профессий, национальностей, вероисповеданий и т.д.;

· уметь правильно реагировать на критические замечания в свой адрес;

· понимать особенности диалогового общения.

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Характеристика понимающего общения: установки общения, ориентированного на понимание.

2. Правила понимающего реагирования.

3. Виды понимающего реагирования.

4. Основные требования к разговору врача с позиции понимающего общения.

Семинар 2.

1. Создание и поддержание положительного климата в целенаправленной беседе. Установление первичного контакта. Контакт как условие лечебного воздействия

2. Уход от открытой конфронтации. Мастерство конструктивной критики и реагирования на неё

3. Стадии установления доверительных отношений

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко).

Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в об щении и выявление типа эмоциональных помех.

Инструкция.

Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Текст опросника.

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести бо лее благоприятное впечатление на партнеров.

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.

9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.

13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопо жатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.

17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому чело 
веку.

22. Мне часто почему то бывает весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные 
выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я ис пытываю эти чувства к нему.

Анализ результатов.

Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляет ся один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой либо группе, то делается вывод о наличии кон кретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по «ключу»
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, –6, +11, +16, –21
Неадекватное проявление эмоций –2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, –23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25
Итого  


Наши рекомендации