Тема 1. Введение в предмет «основы профессиональной коммуникации».
Требования к усвоению содержания темы:
· иметь представление о специфике содержания предмета «Основы профессиональной коммуникации»;
· знать содержание основных понятий темы: коммуникация, общение, вербальное общение, невербальное общение, речь, устная речь, письменная речь, коммуникативные барьеры, межличностные отношения.
· уметь оперировать этими понятиями;
· понимать смысл и значение человеческой коммуникации;
· понимать сущность процесса коммуникации;
· понимать трудности в общении между людьми и уметь их преодолевать.
Вопросы к семинарским занятиям.
Семинар 1.
1. Введение в профессиональную коммуникацию врача
2. Теория коммуникации как предмет изучения.
3. Понятие общения. Многообразие интерпретаций.
4. Структурные элементы и схема общения.
Семинар 2.
1. Функции общения. Формы и виды общения.
2. Потребности в общении. Общение в системе медицинской деятельности.
3. Шкала межличностных отношений. Коммуникативные барьеры.
Семинар 3.
1. Коммуникативная сторона общения.
2. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения.
3. НЛП-диагностика пациента:
· Общая характеристика вербального общения с пациентом
· Первичная репрезентативная система пациента
· Невербальные каналы информации
· Ключи доступа: глазодвигательные паттерны.
· Ведущая и референтная системы
Задания для самостоятельной подготовки к занятию:
1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;
2) подготовиться к выполнению практических заданий.
Задания для самостоятельной аудиторной работы:
1. Пройдите тесты и оцените результаты.
Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов, 1978).
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».
Текст опросника (перечень утверждений).
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится выказывать кому либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обя занностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому то в чем то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мне нию, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу забо леть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко брошенных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
22. Я люблю бывать среди друзей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.
27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.
31. Ради друга я могу пожертвовать всем.
32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию.
33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.
Обработка результатов.
Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы про ставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11–14, 17– 24, 26, 28, 30–33; только при ответе «нет» по пунктам 3–6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».
Выводы: Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.