Аудиторная работа: (при работе с концентрированными кислотами соблюдайте правила техники безопасности)
Лабораторная работа: Качественные реакции на обнаружение витаминов.
1.Обнаружение витамина А реакцией с концентрированной серной кислотой: при смешивании хлороформного раствора рыбьего жира с концентрированной серной кислотой развивается красно-бурое окрашивание.
Ход работы: В сухую (!) пробирку внести 1 каплю рыбьего жира и 5 капель хлороформа, добавить 1 каплю концентрированной серной кислоты (осторожно). Появление красно-бурового окрашивания указывает на присутствие витамина А
2.Обнаружение витамина Д анилиновой пробой.Нагревание рыбьего жира, содержащего витамин Д, в присутствии анилина и концентрированной серной кислоты ведет к окрашиванию смеси в красный цвет.
Ход работы:В сухой пробирке смешать 1 каплю рыбьего жира с 5 каплями хлороформа и добавить анилинового реактива (15 частей анилина и 1 часть конц. серной кислоты). Окрашивание эмульсии в красный цвет – признак присутствия витамина Д.
3.Обнаружение витамина Ереакцией с азотной кислотой.В присутствии концентрированной азотной кислоты спиртовый раствор витамина Е окрашивается в красный цвет за счет окисления а -токоферола до продуктов хиноидного ряда.
Ход работы: 5 капель спиртового раствора витамина Е и 10 капель концентрированной азотной кислоты смешать энергичным встряхиванием в сухой пробирке. Верхний маслянистый слой, отделяющийся при стоянии эмульсии, окрашивается в красный цвет.
4. Обнаружение водорастворимого аналога витамина К (викасола).
Раствор викасола в основной среде при добавления цистеина окрашивается в оранжевый цвет.
Ход работы: В пробирке смешать 5 капель 0,05% раствора викасола и столько же 0,025% раствора цистеина, добавить 1 каплю 10%раствора едкого натрия. Смесь окрашивается в желто-оранжевый цвет.
5. Диазореакция на тиамин.Тиамин в щелочной среде образует с диазореактивом соединения оранжевого цвета.
Ход работы: Внести в пробирку по 5 капель 1% р-ра сульфаниловой кислоты и 5% р-ра азотнокислого натрия ( диазореактив). Добавить несколько кристалликов тиамина и затем по стенке наклоненной пробирки осторожно внести 5-7 капель 10% р-ра бикарбоната натрия. На границе жидкостей появляется кольцо оранжевого цвета.
6.Реакция восстановления рибофлавина. Водород, образующийся при добавлении металлического цинка к концентрированной соляной кислоте, восстанавливает рибофлавин в родофлавин ( продукт красного цвета), затем в лейкофлавин (бесцветное соединение): желтая окраска раствора рибофлавина переходит в розовую с последующим обесцвечиваем раствора.
Ход работы: 10 капель взвеси рибофлавина в воде (0,025%) налить в пробирку, внести 5 капель концентрированной соляной кислоты и гранулу металлического цинка. Наблюдать изменение окраски.
7. Проба с медью на никотиновую кислоту. Никотиновая кислота при нагревании с раствором уксуснокислой меди образует плохо растворимый осадок медной соли синего цвета.
Ход работы: Растворить 10мг никотиновой кислоты при нагревании в 20 каплях 10% раствора уксусной кислоты. К нагретому до кипения раствору добавить 20 капель 5% р-ра уксуснокислой меди. При охлаждении выпадает синий осадок медной соли никотиновой кислоты.
8. Феррихлоридная проба на пиридоксин.Бесцветный раствор пиридоксина приобретает красную окраску в присутствии хлорного железа: образование комплексной соли типа фенолята железа.
Ход работы: В пробирке смешать 5 капель 5% раствора пиридоксина в воде и 1 каплю 5% р-ра хлорного железа, встряхнуть: смесь окрашивается в красный цвет.
Результаты работы оформить в виде протокола. Вспомнить участие каждого из витаминов в метаболизме.
Самостоятельно решить задачи, ответить на вопросы:
1. Как связано нарушение желчеобразования или выведение желчи с развитием гиповитаминозов А,Д,Е,К?
2.В какой последовательности происходит превращение провитамина Д в активную форму?
3. Окажет ли витамин К коагулирующий эффект при обработке им кровоточащей раны?
4. Есть ли смысл вводить витамин К орально при обструкции желчевыводящих путей?
5. Почему витамин К не влияет на время свертывания крови в пробирке?
6. Почему при длительном лечении антимикробными средствами, вводимыми per os, требуется дополнительное введение витамина К?
7. Какие продукты питания следует рекомендовать при гиповитаминозах А или Д.
8. Почему при недостаточности скорости фосфорилирования тиамина замедляется пентозофосфатный путь превращения углеводов?
9. Можно ли компенсировать сдвиги, обусловленные В1-авитаминозом, за счет усиленного распада белков, если принять во внимание, что основная масса продуктов превращения аминокислот поступает в ЦТК, минуя стадию образования пировиноградной кислоты?
10. Продемонстрируйте на примере окислительного декарбоксилирования пировиноградной кислоты взаимодействие витаминов (тиамин, рибофлавин, пантотеновая кислота, никотиновая кислота).
11. Какие витамины имеют отношение к гематопоэзу?
12. При стоматите и других воспалительных заболеваниях полости рта часто назначают фолиевую кислоту с целью регенерации слизистой оболочки. Объясните механизм действия этого витамина. Для этого:
а. Назовите кофермент, который образуется из фолиевой кислоты, напишите схему его образования. Перечислите производные этого кофермента;
б. Укажите место этого кофермента в обменных процессах;
в. Укажите основные признаки гиповитаминоза.
13. При сердечной недостаточности назначают инъекции кокарбоксилазы, содержащий ТДФ. Объясните механизм его терапевтического действия.ю Для этого:
а. Укажите, в чем заключается функция ТДФ, его место в метаболизме. Напишите схему реакции, которая происходит с его участием;
б. Назовите процесс, который ускоряется в клетках миокарда при введении этого препарата, и его физиологическое значение.
14. При патологии пародонта для улучшения энергетического обмена тканей назначают ниацин, содержащий витамин РР. Объясните целесообразность такого назначения.
Задание для самостоятельной работы (выполняется письменно):
1. Составить таблицы (задание для самоподготовке № 8, 13).
2. Определите место водорастворимых витаминов на схеме «Взаимосвязь
обменных процессов», составленной Вами ранее.
3. Составить не менее двух ситуационных задач по теме.
4. Написать реферат ( презентацию) «Применение витаминов в стоматологии»