Психология психокоррекционной группы

Малая группа — это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и дав­ление партнеров, действие которых мы повседневно ощу­щаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной группе. Принципиальное преиму­щество психокоррекционной группы — это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие про­блемы и общие цели.

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь. В такой обстановке взаимопо­нимания и взаимодействия облегчается процесс раз­решения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспери­ментировать с различными стилями межличностных отношений.

Психокоррекциониая группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредст­вом группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний. Часто люди знают себе цену и знают, чего они хотят, но если эти личностно значимые ценности принимаются группой, то самораскрытие и са­мореализация становятся более реальными.

Формирование группы

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т. п.), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.

Первый вопрос, который приходится решать врачу при формировании группы, это вопрос о показаниях и проти­вопоказаниях для групповой психотерапии.

Диапазон показаний к групповой психотерапии до­статочно широк — от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всег­да представляют большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотерапии.

Strotzka (1986) считает, что обычные «жизненные трудности» легко преодолеваются «разговорной» тера­пией; при изолированных симптомах (фобии) более целе­сообразна поведенческая психотерапия; характерологи­ческие нарушения легче корригируются гештальт-терапией или с помощью психодрамы; при алкоголизме и наркоманиях более эффективна недирективная группо­вая психотерапия и т. д.

Противопоказаниями для групповой психотера­пии являются низкий интеллект и психозы. Особую слож­ность создают больные, склонные к образованию бре­довых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Относительными противопоказаниями могут служить тяжелые формы психопатий, особенно возбудимого крута (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Б. Д. Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо вклю­чать в одну и ту же группу людей, «находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отноше­ниях».

Группы могут быть большими (до 30 чел.) и малыми (3—4 чел.). Когда группа слишком велика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудно-управляемы, а терапевтический эффект их низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу больных, пришедших на консульта­тивный прием.

Большинство психотерапевтов отдают предпочтение группам из 8—12 человек (Kratochvil, 1978; Kellerman, 1979). Такие группы достаточны, чтобы обеспечить эмо­циональную близость ее участников и создать между ними обратную связь.

При комплектовании группы всегда встает вопрос:

какой она должна быть по составу — гетерогенной или гомогенной?

В основе определения однородности или неоднородно­сти группы обычно лежат три основных критерия:

1) демографический (возраст, пол, образование);

2) клинический (симптомы, синдромы, диагноз);

3) личностный (характер, интеллект, интересы).

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре (Bennis, Shepard, 1974). В гетерогенных груп­пах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов — более естественными. Однако гетероген­ность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтического воздействия.

Пожилой интеллигентный человек, попавший в груп­пу современной, не очень деликатной молодежи, в луч­шем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем — может стать предметом насмешек.

Гомогенные группы более сплочены, менее конф­ликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первые более эффективны там, где сроки лечения невелики, а целью лечения является наиболее быстрое создание «мягкого» психотерапевти­ческого климата. Вторые более целесообразны в тех случаях, когда лечение рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера, поведения.

В наших условиях, когда речь чаще всего заходит о лечении больных неврозами, алкоголизмом, заика­нием, с сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки лечения ограничены, боль­шинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом плане) группами.

Иногда в группу больных неврозами для «остроты» создаваемых ситуаций целесообразно включить одного-двух истероидных психопатов. При формировании груп­пы только из психопатов целесообразно соблюдать опре­деленную пропорцию из возбудимых (эксплозивные, эпилептоиды), тормозимых (астеники, психастеники), ис­тероидных и паранойяльных личностей.

Опыт показывает, что работа только с одними психастениками или истерическими психопатами со­здает много трудностей в группe и снижает качество лечения.

Частота и длительность занятий определяются многими факторами (характер лечебного учреждения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях ста­ционара считаются 3—4 занятия в неделю, каждое про­должительностью по 60—90 минут.

Роли и нормы

Психология малой группы включает в себя такие понятия, как роли, нормы, лидерство, типы пове­дения, групповой процесс.

Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Каждый член малой группы, будь то производст­венный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы (заведующий отделением, отец се­мейства и т. д.).

Опираясь на собственный опыт, каждый человек при­ходит в психокоррекционную группу уже с определенным настроем на ту роль, которую он в ней будет играть. Роль пациента в лечебной группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы пациент — ответственный работник» руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от пациента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.

Богданов и Элбом (Bogdanoff, Elbaum, 1978) считают, что потребность той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обяза­тельно появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т. д.

Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, как бы противопоставлены друг другу.

На этом основании Лири (Leary, 1957) все групповые роли расположил на двух осях: гнев — любовь, сила — слабость. Келлерман (Kellerman, 1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей: Романтик — Проверяю­щий, Невиновный — Козел отпущения. Философ — Ре­бенок, Пуританин — Объединяющий.

Принятая каждым участником группы «новая» роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.

Эффективная группа нуждается в равновесии поло­жительного и отрицательного. Поддерживающая, корри­гирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только сог­ласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичны­ми будут участники группы в своих ролях, тем более эффективной будет группа в достижении своей конечной цели.

Нормы — это принятые правила поведения, руко­водящие действиями участников и определяющие сан­кции наказания при их нарушении. Типичными нор­мами психокоррекционных групп являются саморас­крытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда преду­сматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее груп­па. Примером могут служить неформальные автори­тарные группы асоциальных подростков (Кондрашенко, 1988).

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и откры­тость.

По мнению Б. Д. Карвасарского (1985), каждый член психокоррекционной группы обязан:

• выполнять распорядок групповых занятий;

• говорить в группе обо всем открыто и искрение;

• не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;

• помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общеприня­тым нормам;

• отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;

• выслушивать взгляды, мнения и советы членов груп­пы, обдумыватьих, но принимать решения самостоя­тельно.

Подчинение перечисленным нормам не является обя­зательным, но от их соблюдения или несоблюдения зави­сит эффективность работы психокоррекционной группы и, следовательно, эффективность лечения.

Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.

Левин (Lewin, 1951) определял сплоченность как «то­тальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться».

Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выраже­но, чем в гетерогенных.

Руководство группой

Стиль руководства. Левин, Липпитт и Уайт (Le­win, Lippitt, White, 1939) выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль. Все виды поведения паци­ентов в группе определяются руководителем (психотера­певтом).

Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т. п. Психотерапевт при этом стиле — самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психотерапевт на­правляет деятельность группы через дискуссию, группо­вое решение, а сам занимает позицию активного парт­нера.

Попустительский(антиавторитарный) стиль.

Психотерапевт полностью устраняется от руководства

группой и занимает роль наблюдателя или беспристраст­ного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапев­тической группе — демократический (Рудестам, 1990). Однако опытные психотерапевты знают, что стиль ру­ководства может меняться в зависимости от психологи­ческого климата и экстраординарных ситуаций, кото­рые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффектив­ным, чем позиция невмешательства. Существует опреде­ленная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель. Во всяком случае даже при полном, казалось бы, невмеша­тельстве в работу группы опытный психотерапевт никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в своих руках.

Личность руководителя. Определенное влияние на эф­фективность руководства группой оказывают личные ка­чества психотерапевта. Этому вопросу посвящено огром­ное количество литературы. Не вызывает сомнения и тот факт, что, для того чтобы стать неформальным лидером, нужно обладать определенными личностными качества­ми. Ясно также и то, что ни одна, даже самая яркая, черта личности еще не может определять личность, а тем более ее лидерские качества.

Тем не менее Славсон (Slavson, 1962) выделяет следу­ющие основные качества, которые, по его мнению, необ­ходимы для лидера: уравновешенность, рассудитель­ность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

Рудестам (1990) специфическими лидерскими качест­вами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.

Функции руководителя. Психотерапевт в психокор­рекционной группе обычно играет одну из следующих поведенческих ролей: эксперта, катализатора, дирижера, активного (идеального) партнера.

На Западе психотерапевт чаще всего играет роль экс­перта, у нас — дирижера. Это зависит от степени автори­тарности группы и формы психотерапии.

Эксперт обычно комментирует поступки и диалоги участников, стараясь связать ситуации, возникающие здесь и теперь, с ситуациями и проблемами из повседневной жизни. Чрезмерное увлечение ролью ком­ментирующего эксперта может нарушить групповой процесс и превратить лечебную группу в учебный класс.

В роли катализатора психотерапевт, по образному выражению Фиберта (Fiebert, 1968), «как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение».

Используя свой профессионализм и интуицию, а глав­ное, такие качества, как искренность и эмпатия, психо­терапевт в роли катализатора стимулирует к действию здесь и теперь, помогает наладить обратную связь и быстрое реагирование участников группы на создаваемые ситуации.

В роли дирижера психотерапевту обычно приходит­ся выступать на первых этапах формирования группы или в трудных ситуациях, когда участники группы захо­дят в тупик.

Тупиковая ситуация в группе обычно сопровожда­ется повышением уровня тревожности. Умеренная тре­вожность является хорошим лечебным фактором (Shapiro, 1978). Задача психотерапевта в роли дирижера состоит в том, чтобы вывести группу из тупиковой ситуации, все время сохраняя невысокий уровень тревожности.

В недирективных (антиавторитарных) группах психо­терапевт выступает обычно в качестве активного пар­тнера, образцового участника. В этой роли он может олицетворять образец открытости, аутентичности и на своем примере продемонстрировать процесс самораскры­тия. Пример самораскрытия положительно влияет на поведение участников группы, подталкивая их к подра­жанию, но здесь психотерапевту, как ни в какой другой роли, необходимо соблюдать чувство меры, так как интимное самораскрытие лидера может грубо нарушить групповой процесс.

Рудестам в связи с этим подчеркивает: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувство и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций».

Типы поведения в группе

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип.Хорошо выражена индивидуаль­ная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип.Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Опти­мальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип.Индивидуум постоянно стре­мится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологиче­ской несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

Групповой процесс

Понятие групповой процесс (групповая дина­мика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Цент­ральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психоло­гических сил».

В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-

цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центри­рованная на клиенте»).

Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую пси­хотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податли­вость; идентификацию; присвоение.

По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и дру­гих участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достиже­ния терапевтического эффекта мало одной «податливо­сти» нормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), от­реагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвое­ние).

Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько ста­дий (фаз) своего развития.

Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).

Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание устано­вить адекватные отношения со всеми ее участниками. Во второй стадии на первый план выступают потреб­ность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привя­занности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план

выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происхо­дит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Од­ни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указа­ний от психотерапевта.

Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределе­ние ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угне­тенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возни­кает недовольство как друг другом, так и психотера­певтом, а в конечном результате — разочарование в самом методе лечения.

Если на первом этапе формирования группы пси­хотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство пси­хотерапевтом еще более усиливается, если он отказы­вается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоцио­нально-стрессовый накал достигает своего апогея:

обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом — в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижает­ся эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлеж­ности к группе, актуальным становится чувство ответст­венности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интим­ность. Диалоги становятся более откровенными и довери­тельными. У индивидуума появляется чувство безопасно­сти, уверенность в том, что группа его защитит. По­является желание открываться, нормализуются отноше­ния с психотерапевтом.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой соци­альной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная об­ратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрица­тельные эмоции и конфликты.

В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструк­тивную и реализационную ф а з ы групповой дина­мики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.

Каковы желечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.

Сплоченность. Это характеристика степени связан­ности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаи­модействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворен­ность каждого.

Внушение надежды. Вера в успешность группово­го процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.

Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтиче­ское воздействие.

Альтруизм. Поведение, ориентированное на удов­летворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.

Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.

Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-

тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональ­ная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистиче­ской оценке.

Межличностное обучение. Группа служит ис­пытательным полигоном для исследования положитель­ных и отрицательных эмоциональных реакций и апроби­рования новых видов поведения. Члены группы убеж­даются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.

Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.

Имитирующее поведение. Обучение адекватно­му поведению посредством наблюдения и имитации пове­дения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники груп­пы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддер­жания.

Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подав­ленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, само­раскрытию и в конечном итоге к облегчению.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:

· участие в работе группы;

· эмоциональная поддержка;

· помощь другим;

· самопроявление;

· отреагирование;

· обратная связь;

· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвя­зей);

· коллективный эмоциональный опыт;

· проверка и тренинг новых способов поведения;

· получение новой информации и социальных навыков.

В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воз­действие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.

Групповая этика

Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, пси­хотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.

Обоснованное требование, которое должно предъяв­ляться психотерапевту, — это уровень его профессиональ­ной подготовки. Многие полагают, что групповую психо­терапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздейст­вия групповой психотерапии.

Подготовка компетентных специалистов для группо­вой психотерапии — дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.

Первая стадия — обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вто­рая — стажировка в группе, которой руководит опыт­ный специалист, третья — личное участие в груп­повом процессе.

Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специали­зации. Но опыт показывает, что этого бывает недо­статочно.

Оптимальным вариантом второго этапа обучения яв­ляется работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иног­да полезно в процессе занятий передавать эту роль стаже­ру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руко­водство, а главное — «почувствовать» группу. В после­дующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.

Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-

ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, меж­личностных отношений, самораскрытия.

На Западе, например в Институте психиатрии и невро­логии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психоте­рапии (Косевска, Чабала, 1990).

Внутригрупповая этика включает в себя круг вопро­сов, наиболее важными из которых являются:

• согласие или несогласие участвовать в групповом про­цессе;

• свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;

• профилактика психических травм.

Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих ком­петенции и возможностей. В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть на­иболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.

Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.

Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при форми­ровании группы.

И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциально­сти. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.

ГРУППЫ ТРЕНИНГА

Общие положения

История создания групп тренинга тесно связа­на с именем социолога и психолога Курта Левина. Рабо­тая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выя­вить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.

Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) воз­никла случайно. Несколько специалистов в области есте­ственных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связан­ных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с примене­нием законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лабора­тория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и прини­мать правильные решения в трудных ситуациях. Естест­венно, такие группы на первых порах не были ориенти­рованы на терапию.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (груп­пы, ориентированные на рост и самосовершенствование

личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оп­тимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).

Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитив­ные начала:

• применение общественных наук (психология, социоло­гия) в практической жизни;

• ориентация на демократические (в противовес автори­тарным) методы обучения;

• способность в процессе обучения устанавливать отно­шения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.

Техника занятий Т-групп

Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусст­венно созданная лаборатория отличается тем, что:

• в Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;

• здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;

• занятия в группе предполагают «психологическую без­опасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Чем ближе задачи Т-группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавтори­тарными, демократическими, тем больше Т-группа (осо­бенно ее сенситивный тип) приближается к группе встреч. Иногда границы между этими группами и вовсе стирают­ся. И все же разница между Т-группой и группой встреч существует.

Прежде всего Т-группа учит тому, как учиться. По­скольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на

друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, неже­ли разъяснений и рекомендаций руководителя.

Обучение тому, как учиться, включает в себя отдель­ные этапы:

• представление самого себя;

• обратная связь;

• экспериментирование.

Представление самого себя — это процесс самора­скрытия. Наиболее эффективной моделью самораскры­тия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 11).

Психология психокоррекционной группы - student2.ru

Рис. 12. Окно Джогари

В соответствии с моделью «Джогари» можно предста­вить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неиз­вестное».

«Арена» — это зона нашего Я, о которой знаю я и знают другие. Это «пространство» личности, открытое и для меня, и для других.

«Видимое» — это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т. п.)

«Слепое пятно» —это то, что другие знают обо мне, а я — нет (привычка перебивать говорящего и т. п.).

«Неизвестное» —- это то, что скрыто и от меня и от других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.

«Окно Джогари» наглядно показывает, что расширить контакты — это значит прежде всего увеличить «арену». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычно бывает небольшой. По мере того как растет взаимопонимание в группе, увеличивается доверие к партнерам, повышается степень самораскрытия, расши­ряется и «арена» каждого из ее участников.

Если в группе не удается создать атмосферу взаимопо­нимания, а уровень доверия друг к другу достаточно низок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким.

Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью откорректировать «курс» их поведения. В свою очередь участники, получившие такой «сигнал» от других, имеют возможность откорректиро­вать свое поведение.

Обратная связь в атмосфере искренности и взаимодо­верия дает отдельным членам группы информацию об их «слепых пятнах», обеспечивает лучшее понимание всеми участниками сути группового процесса.

Лучше, когда обратная связь проявляется эмоциональ­ной реакцией на поведение партнера, а не критикой и оценкой самого партнера и его поведения. Лучше сказать:

«Когда ты прервал меня, я разозлился», чем «Невоспи­танный ты человек», и т. п.

Корректирующее воздействие обратной связи тем бо­лее эффективно* чем более единодушны участники груп­пы в своей оценке поведения одного из партнеров.

Экспериментированиев группе основано на активном поиске различных вариантов поведения в одинаковых (или различных) ситуациях.

Такой поиск может быть успешным лишь в том случае, если экспериментирующие участники могут получить от группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своего поведения в то<

Наши рекомендации