Вильгельм райх: психотерапия, ориентированная на тело
Исторический очерк
Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, входившей в ту пору в состав Австрии. Отец его, онемеченный еврей, был убежденным нацистом, своенравным, деспотичным человеком и требовал, чтобы в
семье говорили только по-немецки, хотя Вильгельм рос в окружении детей-украинцев. Мать была миловидной и слабохарактерной женщиной. Когда Вильгельму было 14 лет, она покончила жизнь самоубийством. Вильгельм тяжело переживал смерть матери, тем более что «по долгу совести» сам открыл отцу ее связь со своим домашним учителем, что и послужило причиной самоубийства.
Отец всего на три года пережил свою жену и умер от скоротечного туберкулеза легких. В возрасте 26 лет умер от туберкулеза младший и единственный брат Вильгельма.
Райх остался один, оставил дом, поступил на службу в австрийскую армию, стал офицером и воевал в Италии. Однако вскоре, поняв, что это не его призвание, он оставляет армию и в 1918 г. поступает на медицинский факультет Венского университета. Уже через год он становится членом Венского психоаналитического общества и начинает психоаналитическую практику.
В 1922 г., окончив университет, Райх принимает активное участие в организации в Вене первой психоаналитической клиники и позже становится ее вице-директором. В 1924 г. Райх становится директором Семинара по психоаналитической терапии, по существу первого учебного психоаналитического института, где проходили подготовку многие начинающие психоаналитики.
Все эти годы Райх был очень дружен с Фрейдом, был его первым клиническим ассистентом, но в 1927 г. наметился их разрыв. Основой для разрыва были марксистские убеждения Райха и его отличное от Фрейда понимание механизма неврозов. Райх настаивал, что в основе неврозов лежит дисгармония половых функций и, исходя из этого, успешно пропагандировал половое воспитание среди населения. В 1929 г. Райх вступил в коммунистическую партию и этим как бы подвел черту под своим идеологическим размежеванием с Фрейдом.
Однако политическая деятельность Райха пришлась не по душе не одному только Фрейду, но и большинству психоаналитиков Вены, и в 1930 г. Райх в связи со все обостряющимися разногласиями на этой почве переезжает в Берлин. Здесь началась его активная деятельность по
созданию клиник сексуальной гигиены для рабочих, организации кружков по половому воспитанию родителей и детей.
Случилось так, что идеологические взгляды Райха стали неприемлемы для психоаналитиков, а прогрессивные преобразования в сексуальной области и психоанализ — для товарищей по партии. В результате Райх в
1932 г. был исключен из Германской коммунистической партии, а в 1934 г. ^— из интернациональной Психоаналитической ассоциации.
Разгулявшийся в Германии нацизм заставил Райха в
1933 г. эмигрировать в Данию. Жена (Анна Пинк) не поехала с ним по политическим убеждениям. В Дании Райх встретил балерину Эльзу Линденберг, которая потом стала его второй женой. Позже Райх за свои политические убеждения был изгнан из Дании и Швеции и нашел пристанище в Осло. Таким образом, всего за полтора года Райх был изгнан из трех стран, исключен из Коммунистической партии Германии и Психоаналитической ассоциации. Все это не могло не наложить отпечаток на его дальнейшее творчество.
В 1939 г. Райху предложили пост адъюнкт-профессора медицинской психологии в Нью-Йорке. Здесь он создает лабораторию по исследованию универсальной жизненной энергии — оргона. Райх полагал, что в любом живом организме присутствует жизненная энергия, которая сходна с либидо и которая при концентрации обладает лечебной силой. Он создал специальные аккумуляторы оргонной энергии, посредством которых лечил самые различные заболевания: рак, грудную жабу, астму, эпилепсию. Это вызвало негодование представителей ортодоксальной медицины, особенно официальных ее кругов. Райху было официально запрещено практиковать с его «оргонными аккумуляторами», но он не подчинился. Дело дошло до суда, и он был на два года заключен в тюрьму («за неповиновение суду»).
Райх умер от инфаркта миокарда в федеральной тюрьме в 1957 г.
Многие представления Райха базируются на теории психоанализа. Его понятие о «мышечном панцире» является разновидностью фрейдовского представления о «запретных механизмах», которыми Эго ограждает
себя от внешних и внутренних (инстинкты) воздействий. На фрейдовской концепции о либидо основаны и более поздние работы Райха о жизненной, или оргонной, энергии.
В определенный период на творчество Райха отчетливое влияние оказало учение Маркса. Он утверждал, что психоанализ — это «материалистическая наука, поскольку имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом». Райх настаивал на том, что марксизм и психоанализ имеют много общего:
первый направлен на критику экономических основ буржуазного общества, второй — на критику его моральных основ. Попытка Райха примирить психоанализ и марксизм, как уже было сказано, закончилась для него трагически.