Получение фармацевтической информации
В настоящее время мы имеем возможность получать профессиональную информацию (как, впрочем, и любую другую) двумя способами:
- аудиально (в устной форме на конференциях, тренингах, семинарах, по радио, телефону и др.);
-визуально (в письменной форме на бумажных носителях - газеты, журналы, книги, справочная литература и т.п.; в электронном виде).
Выбор участниками фармацевтического рынка способа, приема и средства передачи или получения информации зависит прежде всего от информационных потребностей, которые определяются их индивидуальными предпочтениями.
Информационные приоритеты находятся под влиянием двух групп критериев:
1. Выбора, которые отражают свойства информации (доступность, качество, форму и способ передачи).
2. Формирования, определяющих направление поиска информации. Основными критериями формирования являются факторы среды, спроса и предложения, условия деятельности субъекта, а также субъективные предпочтения.
В недалеком прошлом фармацевтическую информацию можно было получить из справочников, из статей в научных журналах и из руководств и монографий. Не умаляя значения вышеперечисленных источников информации, следует сказать, что произошел революционный переворот в способах и легкости получения такой информации, связанный с бурным развитием Интернета, появлением ряда весьма эффективных поисковых программ и созданием большого количества электронных баз данных.Информация о лекарственных препаратах выставляется в Интернет как независимыми (от фармфирм) организациями - университетами и отдельными лабораториями, профессиональными медицинскими обществами, ассоциациями пациентов, так и фармкомпаниями, использующими Интернет в качестве дешевой среды для прямой рекламы своих препаратов среди пациентов (Direct-to-consumers, DTC). Фармкомпании постоянно увеличивают свои затраты на рекламу своих продуктов в Интернете путем создания сайтов компаний и брэндов и оплачивая рекламу на других медицинских сайтах (Macias, 2006). По данным Wilke (1998), бюджет рекламы фармацевтических препаратов находится на 4 месте среди всех видов рекламы. Для поиска фармацевтической информации большинство пользователей Интернет используют системы типа Google, Yahoo, MSN, Rambler, Yandex. Google занимает лидирующие позиции в мире поисковых систем. Более 65% всех запросов в Интернете осуществляются с помощью системы Google
Компания Google является одной из наиболее быстроразвивающихся в мире, которая постоянно предлагает новые виды сервиса. К подобным сервисам относится Google Scholar, которая предлагает междисциплинарный поиск - среди статей в рецензируемых журналах, тезисах диссертаций, книг, изданий университетов, профессиональных научных обществ и многих других источников. Важно отметить, что найденная информация ранжируется с учетом принципов, принятых в науке, - учитывается не только название, но и полный текст статьи, журнал или книга, где опубликована статья. Среди уникальных особенностей Google Scholar - отображение индекса цитирования. Поисковая система автоматически находит список документов, в которых цитируется данная публикация, даже в том случае, если какого-либо документа в Сети нет. Ссылки на статью позволяют получить полный текст статьи, в которой цитируется предлагаемая Вам статья.Несомненный интерес представляет и программа Google Book, позволяющая найти новейшие книги по фармакологии и фармации, изданные в мире, просмотреть отдельные главы или страницы в полнотекстовом формате и оценить ее актуальность и важность для Вашей работы, прежде чем принять решение о ее заказе через Интернет.Несмотря на наличие ряда положительных особенностей Интернета как источника медицинской и фармацевтической информации, существенным недостатком является отсутствие действующих стандартов по качеству и достоверности информации, представленной на рекламных сайтах, спонсируемых фармацевтическими компаниями.
Газеты и журналы
Пожалуй, наиболее мощным источником информации для человека, пытающегося через Интернет представить себе целостную картину фармацевтического рынка, являются сегодня средства массовой информации. Среди них безусловным лидером русскоязычной части Интернета по количеству и комплексу материалов является онлайновая версия газеты «Фармацевтический вестник». Представляют интерес и другие сайты газет и журналов. Так, сайт «Фармацевтического бюллетеня» содержит коллекцию публикаций по разным вопросам фармацевтического маркетинга. Страничка «Фарматеки» несет в себе онлайновые версии журнала за 1999 г. и некоторые другие материалы, в частности статистические данные по импорту лекарственных средств в 1999 г. Сайт «Московские аптеки» содержит онлайновые версии газеты; доступен также архив прежних выпусков. Материалы, представленные на этом сайте, посвящены в основном московской тематике. Интересно, что к числу лидеров принадлежат и русскоязычные сайты украинских изданий -- журнала «Провизор» и газеты «Аптека». И тот и другая несут в себе значительное количество полезной аналитической информации по фармрынку.