Диспансеризация беременных и родильниц
Наблюдение беременных является главной задачей женской консультации. От качества амбулаторного наблюдения во многом зависит исход беременности и родов.
1. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Взятие беременной под наблюдение и определение срока родов. Проводимые консультацией мероприятия по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода, могут быть эффективными лишь при условии своевременного (до 12 недель беременности) взятия беременной на учет, что позволяет: уменьшить риск ошибки в определении срока беременности; решить вопрос о возможности сохранения или необходимости прерывания беременности без существенного ущерба здоровью женщины; выявить гинекологическую и экстрагенитальную патологию и, при необходимости, пролечить беременную щадящими методами.
С точным определением срока беременности связано своевременное предоставление беременной дородового отпуска, позволяющего женщине подготовиться к родам.
Высокий процент ошибок (родоразрешение ранее или позже установленного срока на 15 дней и более) при определении срока беременности свидетельствует о недостаточной квалификации медицинского персонала и диагностической базы учреждения.
2. Оформление медицинской документации на беременную. Все данные опроса и обследования женщины, советы и назначения должны записываться в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» (ф. № 111/у), которые хранятся в картотеке акушера-гинеколога по датам планируемого посещения. Там же хранятся карты родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных.
В целях информирования акушерского стационара о состоянии здоровья женщины и особенностях течения беременности врач выдает каждой беременной (при сроке беременности 28 недель) «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. № 113/у) и при каждом посещении беременной женской консультации все сведения о результатах осмотров и исследований заносятся в нее.
3. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья беременных (обследование, определение группы риска, лечение соматических заболеваний).
Здоровой женщине рекомендуется посещать консультацию при нормальном течении беременности в первую ее половину – 1 раз в месяц, после 20 недель – 2 раза в месяц, и с 28 - 40 недель беременности – 1 раз в неделю. За время беременности женщина должна посетить консультацию примерно 15 раз. При наличии заболеваний частота осмотров и порядок обследования определяются индивидуально. При неявке женщины к врачу в течение 2 дней после очередного срока необходимо провести патронаж и добиться регулярного посещения консультации.
Каждая беременная должна быть осмотрена терапевтом (при первой явке и в 30 недель беременности), стоматологом, оториноларингологом.
Беременные, инфицированные ВИЧ, наблюдаются врачом акушером-гинекологом женской консультации совместно с врачом-инфекционистом, который назначает курсы соответствующей терапии по согласованию с территориальным центром по профилактике и борьбе со СПИДом и определяет стационар для родоразрешения.
4. Организация дородового и послеродового патронажа. Дородовый патронаж (посещение на дому) производится участковой акушеркой в обязательном порядке дважды: при взятии на учет и перед родами. По назначению врача, в первую очередь – к женщинам, не явившимся в назначенный срок в консультацию и, кроме того, по мере необходимости. Цель патронажа: изучение условий жизни семьи и обучение женщины правилам ухода за будущим ребенком.
Послеродовый патронаж осуществляется в течение первых 3-х дней после выписки из родильного дома. Родильницу посещают работники женской консультации – врач (при патологических родах) или акушерка (при нормальных родах). Для обеспечения своевременного послеродового патронажа женская консультация должна иметь постоянную связь с акушерскими стационарами.
5. Своевременная госпитализация женщины в течение беременности и до родов. При возникновении показаний экстренная или плановая госпитализация беременной является одной из главных задач врача женской консультации. Своевременная госпитализация позволяет снизить перинатальную смертность.
При сроке беременности до 20 недель и наличии экстрагенитальной патологии женщины могут быть госпитализированы в многопрофильные стационары. В более поздние сроки дородовая госпитализация осуществляется, как правило, в отделение патологии беременности акушерского стационара.
6. Физическая и психопрофилактическая подготовка беременных к родам.
Физическая подготовка начинается с первых посещений консультации и проводится групповым методом. Женщины осваивают специальный комплекс упражнений, которые рекомендуется выполнять дома в течение определенного времени. Групповые занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно начинать с 32-34 недель беременности. Подготовка беременных к родам проводится врачом участка, одним из врачей консультации или специально подготовленной акушеркой.
7. Организация и проведение занятий в «Школах матерей». Занятия начинаются с 15-16 недель беременности. Темы занятий: «О режиме беременной женщины», «О питании во время беременности», «Об уходе за будущим ребенком» и др.
8. Антенатальная профилактика рахита ( назначение витаминов, ультрафиолетовое облучение).
9. Профилактика гнойно-септических осложнений, включает обязательную урологическую и ЛОР-санацию.
10. Изучение условий труда беременных.
При наличии профессиональной вредности с целью исключения неблагоприятного влияния производственных факторов на организм беременной и плод следует немедленно решить вопрос о рациональном трудоустройстве женщины. Учитывая всеобщую компьютеризацию производства, женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в с гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных.
Несмотря на то, что многие предприятия имеют медсанчасти, более целесообразно наблюдать беременных по месту жительства. Это обеспечивает более качественное и квалифицированное наблюдение и уменьшает число осложнений во время беременности и родов.
Условия труда женщины во многом определяют исход беременности. Если они не соответствуют «Гигиеническим рекомендациям к рациональному трудоустройству беременных женщин», акушер-гинеколог дает «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу» (ф. № 084/у). При необходимости выдает листок нетрудоспособности, который оформляется в соответствии с действующей инструкцией и регистрируется в «Книге регистрации листков нетрудоспособности» (ф. № 036/у).
11. Лечебно-профилактическая помощь родильницам.
Первое послеродовое посещение консультации женщина должна сделать не позже, чем через 10-12 дней после выписки из акушерского стационара. Это ей следует разъяснить еще до родов. При нормальном течении послеродового периода женщина осматривается акушером-гинекологом вторично через 5-6 недель после родов.
Патронажу подлежат родильницы:
- не явившиеся в консультацию через 10-12 дней после выписки из родильного дома;
- по указанию акушерского стационара (телефонное или письменное извещение);
- при осложненном течении послеродового периода;
- не явившиеся повторно в установленный срок.
П. Гинекологическая помощь
Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи населению предусматривает проведение мероприятий по профилактике гинекологических заболеваний, раннему их выявлению и оказанию лечебной и реабилитационной помощи гинекологическим больным.
1. Активное выявление гинекологических заболеваний. Возможны два пути выявления патологии: по текущей обращаемости (на приеме и на дому) и при проведении профилактических медицинских осмотров (активно).
Каждая женщина должна осматриваться акушером-гинекологом 1 раз в год с применением цитологического и кольпоскопического методов обследования. На женщин, подлежащих профилактическому осмотру составляется «Список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру» (ф. № 048/у), на осмотренных – «Карта профилактически осмотренного» (ф. № 074/у).
Для того чтобы охватить профилактическим осмотром больше женщин, при общих поликлиниках созданы смотровые кабинеты, где проводятся осмотры всех женщин, обратившихся в поликлинику. Должности акушерок для работы в таком кабинете (в две смены) утверждает главный врач поликлиники. Акушерка устанавливает предварительный диагноз. Окончательный диагноз определяет акушер-гинеколог на основании данных, поступающих от акушерки смотрового кабинета, личного осмотра с использованием дополнительных методов обследования. Контроль и руководство смотровым кабинетом осуществляет заведующий поликлиникой (главный врач), онкологи и акушеры-гинекологи, а при отсутствии в поликлинике акушера-гинеколога – заведующий женской консультацией или районный акушер-гинеколог.
Специалистами Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН предложены критерии определения групп здоровья, которые могут быть использованы при оценке результатов профилактических гинекологических осмотров:
«здорова» (жалоб нет; менструальная функция не нарушена с момента её становления; гинекологические заболевания отсутствуют; органы репродуктивной системы при обследовании (лабораторном и клиническом) не изменены);
«практически здорова» (в анамнезе имеются указания на гинекологические заболевания, оперативные вмешательства, в т. ч. аборты, нарушение ритма и характера менструации; жалобы на момент обследования отсутствуют; при объективном обследовании могут быть обнаружены анатомические изменения, не вызывающие нарушения функции репродуктивной системы и не снижающие трудоспособности женщины);
«больная» (при объективном обследовании диагностировано гинекологическое заболевание, даже при отсутствии жалоб пациентки).
Результаты профилактического гинекологического осмотра заносят в «Карту полицевого учета», в которой в соответствии с вышеизложенной градацией проставляется группа здоровья.
2. Обследование и лечение гинекологических больных. На каждую женщину, первично обратившуюся в консультацию, заводится «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф. № 025/у).
Лечение гинекологических больных осуществляется, главным образом, в женской консультации, но может быть организовано и в здравпунктах (по месту работы), в диспансерах, в территориальных и ведомственных поликлиниках (смотровые акушерско-гинекологические кабинеты), а также на дому (по назначению врача). В случае необходимости женщина может быть направлена на консультацию к специалистам других ЛПУ. В крупных женских консультациях могут быть организованы специализированные приемы по гинекологической эндокринологии, бесплодию, невынашиванию беременности и т. д.
В женской консультации амбулаторно могут быть выполнены следующие гинекологические операции и манипуляции:
- удаление полипов канала шейки матки;
- аспирация содержимого полости матки для цитологического исследования;
- введение и удаление внутриматочного противозачаточного средства;
- прерывание беременности ранних сроков методом вакуум-аспирации;
- ножевая биопсия шейки матки;
- диатермо-, крио- или лазерная деструкция шейки матки;
- кимопертубация;
- гистероскопия;
- удаление кист влагалища небольших размеров.
Для этих целей в консультации должны быть организованы малая операционная и комната временного пребывания больных после операций (стационар дневного пребывания). Все операции фиксируют в «Журнале амбулаторных операций».
В исключительных случаях медицинская помощь гинекологической больной (осмотр, анализы, инъекции, консультации) может быть оказана на дому.
3. Госпитализация женщин с гинекологической патологией.
В случаях, когда женщина с гинекологическим заболеванием нуждается в стационарном лечении, акушер-гинеколог оформляет направление на госпитализацию, акушерка проверяет факт поступления больной в стационар и делает соответствующие записи в медицинской карте.
После завершения стационарного лечения женщина возвращается под наблюдение консультации с «выпиской» стационара, сведения из которой заносятся в карту амбулаторного больного. При необходимости женщина продолжает лечение в амбулаторных условиях женской консультации.
4. Экспертиза трудоспособности при гинекологических заболеваниях осуществляется на общих основаниях.
5 Диспансеризация гинекологических больных и женщин с неблагоприятным акушерским анамнезом.
При проведении профилактических осмотров женщин осуществляются цитологический скрининг на наличие атипических клеток шейки матки, маммография, ультразвуковое исследование органов малого таза.
По результатам профилактических осмотров женщин формируются группы диспансерного наблюдения:
1-я диспансерная группа – здоровые женщины без отклонения от нормы в состоянии репродуктивного здоровья;
2-я диспансерная группа – здоровые женщины с риском возникновения патологии репродуктивной системы;
3-я диспансерная группа – женщины с хроническими заболеваниями, доброкачественными опухолями и гиперпластическими процессами репродуктивной системы и молочной железы;
4-я диспансерная группа – женщины с врожденными аномалиями развития и положения гениталий;
5-я диспансерная группа – женщины с нарушениями функции репродуктивной системы (невынашивание, бесплодие).
Врач-акушер-гинеколог проводит профилактические осмотры женщин, находящихся на диспансерном наблюдении, не реже 1 раза в год.
При наличии риска возникновения патологии репродуктивной системы в детородном возрасте женщины ориентируются врачом –акушером-гинекологом на деторождение с последующим подбором методов контрацепции.
Женщины с хроническими заболеваниями, доброкачественными опухолями и гиперпластическими процессами репродуктивной системы обследуются на предмет исключения злокачественных новообразований.
Женщины с выявленными кистозными и узловыми изменения молочных желез направляются в онкологический диспансер для верификации диагноза. После исключения злокачественных новообразований женщины с доброкачественными заболеваниями молочных желез находятся под диспансерным наблюдением врача-акушера-гинеколога, который оказывает медицинскую помощь по диагностике доброкачественной патологии молочных желез и лечению доброкачественных диффузных изменений с учетом сопутствующей гинекологической патологии.
В случае наличия показаний для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи женщины с гинекологической патологией направляются в учреждения здравоохранения, имеющие лицензии и специалистов соответствующего профиля.
Планирование семьи, профилактика абортов и контрацепция.
Планирование семьи остается одной из актуальных медико-социальных проблем, и продолжает привлекать пристальное внимание государственной политики, федеральных и международных программ большинства стран мира.
В России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сформирована структура службы планирования семьи.
На федеральном уровне координирующую роль в организации службы планирования семьи осуществляет Минздрав Российской Федерации, республиканский Центр планирования семьи и репродукции, научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. Для координации работы при Минздраве РФ создан Координационный совет, утверждены Положение о нем, и состав экспертов, являющихся представителями различных министерств, ведомств и общественных организаций. Координационный совет решает вопросы распределения средств, выделяемых из федерального бюджета, осуществляет контроль за их целевым использованием, обсуждает ход исполнения отдельных этапов мероприятий программы.
Кроме государственных организаций на федеральном уровне в реализации программы участвуют негосударственные структуры: Российская ассоциация «Планирование семьи», Международный женский центр, российское общество по контрацепции, другие научные общества и ассоциации, неправительственные организации, представительства фармацевтических компаний и их информационные центры.
Следующим уровнем в структуре службы планирования семьи является региональный. На этом уровне в целях координации деятельности различных ведомств, участвующих в реализации программы, при административных органах власти целесообразно создание Межведомственных советов, которые могут функционировать как на общественной, так и на постоянной основе.
В состав Межведомственного совета могут входить: представитель органов исполнительной власти, главный акушер-гинеколог, руководитель центра планирования семьи и репродукции, представители заинтересованных ведомств, организаций (в т. ч. Комитета по делам молодежи), общественных структур, средств массовой информации и др. Межведомственный совет разрабатывает и представляет на утверждение администрации программу планирования семьи своей территориальной единицы (республика, край, область, город), осуществляет контроль и координацию за выполнением программы, деятельностью различных ведомств, использованием финансовых средств. На главного акушера-гинеколога территории, входящего в Межведомственный совет, возлагается организационно-методическая и контрольная функции по реализации программы планирования семьи в системе здравоохранения.
На региональном уровне в системе государственной службы планирования семьи основная роль принадлежит центрам планирования семьи и репродукции, созданным и создаваемым в соответствии с приказом № 186 от 15.11.91 г. «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации». Этим же приказом утверждено Положение о центре планирования семьи и репродукции (ЦПСиР). Эти учреждения внесены в номенклатуру учреждений здравоохранения.
Центры планирования семьи и репродукции создаются министерствами здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, краевыми, областными, городскими департаментами и комитетами здравоохранения в целях развития службы планирования семьи, создания эффективной системы охраны репродуктивного здоровья, совершенствования медико-социальной помощи подросткам и взрослому населению.
ЦПСиР имеет организационно-методическую роль в создании и развитии службы планирования семьи на конкретной территории.
Создание центров планирования семьи и репродукции рекомендуется осуществлять на базе консультаций «Брак и семья», профильных больниц, перинатальных центров и других лечебно-профилактических учреждений. ЦПСиР может иметь самостоятельный юридический статус. Штатное расписание центров определяется органами управления здравоохранения, исходя из потребностей региона.
Основные направления деятельности ЦПСиР:
а) организационно-методическое:
- участие в формировании структуры СПС, взаимодействие со службами здравоохранения, учреждениями образования, культуры, социальной защиты, средствами массовой информации;
- определение стратегии службы, организация и контроль за работой учреждений СПС в регионе;
- осуществление и анализа демографической ситуации, проведение социологических исследований, определение потребности в различных видах помощи населению;
- организация подготовки кадров по планированию семьи (врачи, средние медработники, социальные работники, педагоги и др.);
- осуществление подготовки и тиражирования информационных материалов для населения и специалистов, обеспечение клиник, кабинетов планирования семьи, центров здоровья подростков, молодежных центров печатной и аудио-видеопродукцией;
- взаимодействие с клиниками планирования семьи и другими учреждениями (подразделениями) службы планирования семьи, осуществление контроля за их деятельностью;
- взаимодействие с филиалами Российской ассоциации «Планирование семьи» и другими негосударственными структурами;
- определение потребности в различных контрацептивных средствах и методах, подготовка рекомендаций по их закупке;
- распространение контрацептивов и контроль за их бесплатной раздачей в учреждениях службы планирования семьи;
- организация продажи средств контрацепции, предметов гигиены, лекарственных препаратов в учреждениях СПС.
б) медицинское:
- подбор методов и средств контрацепции;
- консультирование и подготовка к проведению медицинской стерилизации женщин;
- медицинская, социальная и психологическая реабилитация после родов, абортов, гинекологических операций;
- профилактические гинекологические осмотры, включая соответствующие лабораторные исследования и процедуры (тестирование на беременность, скрининг инфекций, передаваемых половым путем);
- онкоцитология с последующим направлением в онкологическую клинику при наличии патологии;
- исследование молочных желез, направление вспециализированные стационары при выявлении патологии.
При наличии в ЦПСиР других подразделений, предусмотренных действующим Положением, перечень видов медицинской деятельности соответственно расширяется. В связи со спецификой консультативного приема по планированию семьи время на прием клиента не ограничивается и определяется индивидуально в каждом конкретном случае, что согласуется с предоставляемыми учреждениям правами. Все услуги оказываются строго конфиденциально, анонимно и бесплатно для прикрепленных контингентов населения.
На региональном уровне создается сеть структур общественных организаций: филиалы Российской ассоциации «Планирование семьи», Российского общества по контрацепции. Филиалы РАПС являются соучредителями молодежных центров в некоторых регионах.
Базовым уровнем структуры службы планирования семьи является муниципальный. Основными структурами данного уровня являются кабинеты планирования семьи. В связи со снижением нагрузки на врачей акушеров-гинекологов и акушерок на фоне снижения рождаемости в целях сохранения кадрового потенциала и совершенствования деятельности родовспомогательных учреждений необходимо переориентировать их деятельность на профилактику нарушений репродуктивного здоровья и предупреждения абортов. Перераспределение кадров, финансовых и материальных средств в пределах имеющихся фондов должно быть, прежде всего, направлено на создание службы планирования семьи, переподготовку специалистов для работы в её структурах.
Кабинеты планирования семьи могут организовываться в соответствии с потребностью и наличием условий в любых лечебно-профилактических учреждениях амбулаторного и стационарного типа, в детских поликлиниках, на базе кабинетов здорового ребенка, в отделениях общих поликлиник, других ЛПУ, в том числе специализированных. Особое внимание следует уделить созданию кабинетов планирования семьи в женских консультациях, родильных домах, гинекологических отделениях для организации работы по контрацепции женщин после абортов и родов. Кабинеты планирования семьи могут создаваться и в учреждениях немедицинского профиля ЖЭКи, ДЭЗы, подростковые службы, общежития и др.).
Основной задачей кабинета планирования семьи является информационное обеспечение и консультирование населения по вопросам планирования семьи, средствам и методам контрацепции, здоровому образу жизни. Работу в кабинетах планирования семьи может осуществлять подготовленный средний медицинский работник: акушерка, фельдшер-акушерка, медсестра и др.
На муниципальном уровне в ряде регионов эффективно функционируют новые структуры – клиники планирования семьи (КПС). Клиника планирования семьи является функциональной структурной единицей в системе службы планирования семьи, осуществляет работу с населением в области планирования семьи и охраны здоровья матери и ребенка в регионе. В целях максимального приближения помощи к населению клинику планирования семьи рекомендуется организовывать в наиболее населенных районах.
Количество клиник планирования семьи определяется потребностями территории и по ориентировочным расчетам можно рекомендовать 1 клинику планирования семьи на 15-20 тысяч всего населения.
Клиника планирования семьи, как и кабинет планирования семьи, должна быть ориентирована на оказание информационной и консультативной помощи различным слоям и возрастным группам населения: семейные пары, мужчины, женщины, подростки.
Основной задачей клиники планирования семьи является информационное обеспечение и консультирование населения по планированию семьи, здоровому образу жизни, профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, подбору методов и средств контрацепции, диспансеризации указанного контингента.
Штаты клиники планирования семьи определяют в зависимости от местных условий. Рекомендуется на постоянной основе иметь специально подготовленного среднего медицинского работника. При наличии возможности в штат целесообразно вводить социального работника для активной работы с населением прикрепленной территории (патронаж на дому, работа в организованных коллективах и др.). При наличии возможности желательно осуществлять введение в штат должности врача. При отсутствии условий, по согласованию с руководителем близлежащего акушерско-гинекологического учреждения возможно привлечение подготовленных врачей для почасовой работы в клинике планирования семьи в качестве консультантов (в т. ч. за счет основного рабочего времени).
Основные задачи среднего медицинского работника кабинета планирования семьи:
- консультирование по вопросам планирования семьи;
- ознакомление клиентов с существующими методами предупреждения беременности, показаниями и противопоказаниями к их применению;
- распространение и учет средств контрацепции;
- подбор методов контрацепции;
- проведение профилактических гинекологических осмотров и наблюдение за пациентами, применяющими контрацептивы;
- направление на консультацию в клиники планирования семьи или в медико-диагностические отделения при затруднении подбора метода контрацепции, выявления заболеваний или беременности;
- проведение работы с подростками по пропаганде здорового образа жизни, половому воспитанию;
- проведение бесед с пациентами по вопросам контрацепции, в т. ч. до и после аборта, в послеродовом периоде;
- использование различных методов контрацепции;
- обучение самостоятельному контролю за состоянием молочных желез;
- взаимодействие с другими учреждениями службы планирования семьи.
Для работы в центрах планирования семьи и репродукции, клиниках планирования семьи рекомендуется использовать врачей акушеров-гинекологов, врачей общей практики (семейных врачей), прошедших специальную подготовку.
Врачи, работающие в учреждениях СПС, должны владеть навыками консультирования по проблемам планирования семьи, сексуального здоровья, нарушений репродуктивной функции, иметь теоретическую и практическую подготовку в области подбора средств и методов контрацепции, техники использования и диспансерного наблюдения клиентов.
Основную работу с населением должны осуществлять средние медицинские и социальные работники, прошедшие специальную подготовку по основам планирования семьи.
В деятельности служб планирования семьи особое внимание необходимо уделить так называемым «группам риска» по возникновению нежелательной беременности, прежде всего подросткам.
Особого внимания требуют женщины, направляемые на искусственное прерывание беременности, женщины после абортов и родов.
Планирование семьи, в соответствии с определением ВОЗ, включает в себя комплекс мероприятий, способствующих решению одновременно нескольких задач:
- избежать наступления нежелательной беременности;
- иметь только желанных детей;
- регулировать интервалы между наступлением беременностей;
- контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей;
- устанавливать число детей в семье.
Практическому решению этих задач служат санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи и брака, медико-генетическая консультация. С научной точки зрения, оптимальным для рождения ребенка является возраст женщины от 20 до 30 лет, промежуток между родами должен составлять не менее двух лет.
В женской консультации ведется специализированный прием врача по планированию семьи, где женщины знакомятся с новейшими методами контрацепции, при индивидуальных беседах даются рекомендации о наиболее приемлемых методах контрацепции для данной женщины, проводят индивидуальный подбор метода контрацепции.
Искусственное прерывание беременности является причиной многих гинекологических заболеваний, вторичного женского бесплодия, одной из первых причин материнской смертности. Это явление имеет социально-медицинский характер, так как связано не только с уровнем использования противозачаточных средств, но и с экономическим положением общества.
Важный аспект деятельности женской консультации – профилактика абортов. Задача снижения числа абортов продолжает оставаться одной из важнейших медико-социальных проблем. Ежегодно в мире производится 53 млн абортов. В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест. Осложнения после аборта имеют место у каждой третьей женщины. Особенно неблагоприятно сказывается аборт на репродуктивном здоровье нерожавшей женщины, количество осложнений втрое превышает таковое у рожавших женщин.
Для снижения числа абортов необходимо формирование позитивного общественного мнения, а также психологических установок у женщин в отношении активного использования ими современных контрацептивов в качестве альтернативы аборту.
Направление на операцию искусственного прерывания беременности дает участковый акушер-гинеколог, врач общей практики (семейный врач), а в сельской местности акушер-гинеколог районной или участковой больницы.
Аборт производится только в условиях стационара. В амбулаторных условиях разрешается проводить лишь вакуум-аспирацию (мини-аборт) в ранние сроки беременности при задержке менструаций до 20 дней. Искусственное прерывание беременности у женщин без отягощенного акушерского анамнеза при сроке беременности до 12 недель поводят в стационаре дневного пребывания на базе профильных НИИ, клинических многопрофильных городских и областных больниц.
В предупреждении абортов важную роль имеют рекомендации, индивидуальный подбор и обучение женщин по использованию противозачаточных средств. Для этого в консультации желательно организовать выставку и продажу противозачаточных препаратов, литературы по предохранению от нежелательной беременности. Мероприятия должны сопровождаться наглядным разъяснением опасности и вреда абортов. Идея профилактики абортов должна активно проводиться в санитарно-просветительной работе женской консультации.