Значение изучения предмета «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций» для будущих педагогов
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
Зав. кафедрой спортивной медицины и ЛФК
канд. мед. наук Шпаков А.И.
Гродно 2009
Предисловие
С каждым годом растет число чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характера. При этом некоторые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, химических опасных объектах, гидросооружениях), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и даже привести к глобальным катаклизмам. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенности, свой характер развития, по-своему воздействует на человека, его здоровье и среду обитания.
Особенно негативными по медицинским и социально-экологическим последствиям являются техногенные аварии, природные катастрофы, социально-политические конфликты, террористические акты, приводящие к травмам, гибели людей и наносящие огромный ущерб экономике страны. Особое место занимают чрезвычайные ситуации, связанные с радиационным загрязнением окружающей среды и поражением людей. В результате Чернобыльской катастрофы радиоактивному загрязнению подверглась четвертая часть территории Беларуси, возникла сложная радиационно-экологическая обстановка. Каждый пятый житель республики оказался в зоне радиоактивного загрязнения. Авария на Чернобыльской АЭС стала самой тяжелой из всех аварий, случившихся за весь период существования атомной энергетики. Масштабы медико-биологических, экологических, социально-экономических последствий огромны. Дозовые нагрузки населения были обусловлены как внешним, так и внутренним облучением, которое могло быть сведено к минимуму при выполнении определенных мер защиты, предусмотренных для подобных чрезвычайных ситуаций.
Поэтому актуальным и своевременным становится приобретение студентами знаний как сохранить здоровье при возникновении чрезвычайных ситуаций, характерных для Республики Беларусь. Программа по предмету предусматривает изучение теоретических и практических вопросов по оказанию первой медицинской помощи; основы медицинской грамотности при некоторых заболеваниях, требующих неотложной помощи; правила действия в различных чрезвычайных ситуациях.
Цель преподавания дисциплины – теоретическое и практическое обучение студентов, основам организации защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
Задачи дисциплины:
1) изучить чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь;
2) освоить способы защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций;
3) иметь четкое представление о государственной системе предупреждения чрезвычайных ситуаций;
4) изучить основы функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях;
5) изучить и приобрести умения по основам радиационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент при изучении курса:
· воспитание потребности в здоровье как наивысшей ценности;
· становление научного понимания сущности здоровья и здорового образа жизни, формирование понятия о здоровье как индивидуальной и общественной ценности;
· развитие потребности в формировании здоровья здоровых;
· умение дать заключение о состоянии и резервах здоровья, прогнозировать изменения здоровья в будущем;
· обучение элементам ухода за больными и пораженными;
· обучение распознаванию признаков заболеваний и поражений и оказанию неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях;
· усвоение представлений об основах эпидемиологии, причинах и признаках инфекционных заболеваний и основах противоэпидемических мероприятий;
· обучение распознаванию и правильной оценке признаков различных видов травматических повреждений, острых хирургических заболеваний и на основании знаний и умений оказание доврачебной помощи в школе, на производстве, в быту и в условиях чрезвычайных ситуаций;
· профилактика психоневрологических нарушений, патологических состояний внутренних органов.
Литература для изучения предмета «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»
А. Основная
1. Закон Республики Беларусь 15 июня 1993г № 2403-ХII «О пожарной безопасности».
2. Закон Республики Беларусь 5 мая 1998г. №141-3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Закон Республики Беларусь от 3.01.2002г. №077-3 «О борьбе с терроризмом».
4. Закон Республики Беларусь 27 ноября 2006г № 183-3 «О гражданской обороне».
5. Классификатор чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стран СНГ. Принят Межгосударственным Советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера стран СНГ 15 августа 2002 г. (решение №16).
6. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 19 февраля 2003г №17 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
7. Информационное письмо НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС «О стандартизованных терминах и определениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Минск 2003.
8. СТБ 1429-2003. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
9. Защита от чрезвычайных ситуаций. Сборник методических разработок. Составитель Петров И.А. Москва 2007.
10. Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Минск 2004.
11. Михайлов Л.А. (ред.). Безопасность жизнедеятельности. Изд.2-е. С-П. 2008.
12. Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Минск 2003.
13. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия после несчастного случая на дороге, в быту, или на производстве, после катастрофы или теракта. АСТ. Астрель. Москва 2004.
Б. Дополнительная
1. Антоненков А.И. и соавт. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Практикум, Минск 2005.
2. Сытый В.П. (ред.). Основы медицинских знаний. БГПУ, Минск 2007.
Литература к разделу «Радиационная безопасность»
А. Основная
1. Закон Республики Беларусь 5 января 1998 г №122-3 Г.Минск «О радиационной безопасности населения».
2. Батян Г.М., Судник С.Е., Капустина Л.Г. Радиационные поражения. БГУ. Минск 2005.
3. Дорожко С.В., Бубнов В.П., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Минск 2006.
4. Стожаров А.Н. с соавт. Радиационная безопасность. БГМУ. Минск 2007.
Б. Дополнительная
1. Гринько И.В. Действие на организм ионизирующей радиации МГМУ. Минск 1993.
2. Залесский В.Г. Радиационная безопасность. БГУ. Новополоцк 2002.
3. Ковчур С.Г., Шигельский О.А., Потоцкий В.Н. Радиационная безопасность. Витебск 2006. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Семинарское занятие N 1
Общие принципы оказания ПМП
Ø Действия спасателя должны быть целесообразными, обдуманными, решительными, быстрыми, спокойными.
Ø Оценка обстановки, устранение поражающих факторов.
Ø Оценка состояния пострадавшего - быстро и правильно (уточняются - обстоятельства, время, место).
Ø На основании осмотра определить способ и последовательность оказания ПМП.
Ø Выяснить, какие средства и снаряжение необходимы для оказания ПМП (принимают все меры для обеспечения ими).
Ø Оказание ПМП и подготовка к транспортировке.
Ø Транспортировка в лечебное учреждение.
Ø Обеспечение наблюдения за пострадавшим до доставки в лечебное учреждение.
Ø ПМП в пути следования в лечебное учреждение.
По оказанию ПМП различается на:
· Неквалифицированную помощь - оказывают необученные люди;
· Доврачебную - люди со специальной мед. подготовкой, фельдшера, медсестры;
· Первую врачебную помощь - врачи с медицинскими средствами.
Семинарское занятие N 2
Чрезвычайные ситуации, связанные с биологическими факторами. Основы общей патологии. Понятие о болезни.
Основные вопросы темы:
1. Понятие о болезни, этиологии, патогенезе, симптомах и синдромах.
2. Основные принципы диагностики здоровья и патологии: количественная характеристика здоровья, использование интегративных показателей, комплексность диагностики.
3. Методы обследования больных и пораженных в ЧС. Классические методы врачебных исследований. Значение опроса для выявления предрасположенности к патологии.
4. Основные состояния, требующие неотложной медицинской помощи.
5. Эпидемиология как наука о закономерностях возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
6. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессах, эпидемическом очаге.
7. Общие сведения об иммунитете. Виды, методы создания приобретенного иммунитета.
8. Возбудители инфекционных болезней. Классификация.
9. Эпидемия, пандемия. Пути передачи инфекции.
10. Детские инфекции. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека некоторых болезнетворных микробов и вирусов, многие из которых повсюду окружают нас и находятся в воздухе, почве, воде, в полости рта, носа, глотки, в дыхательных путях, на коже. Большинство инфекционных болезней сопровождаются подъемом температуры, нередко головной болью, ознобом, разбитостью. Наиболее важным признаком инфекционных болезней является их способность передаваться от больного здоровым людям.
Массовое распространение инфекционных заболеваний на обширной территории называется эпидемией.Инфекционное заболевание никогда не начинается сразу же после заражения. Определенный срок, различный для разных болезней, необходим для приспособления микробов к новым условиям существования и для их размножения. Этот срок называется инкубационным (скрытым) периодом. Особенностью инфекционных болезней является также приобретение невосприимчивости к повторному заболеванию после перенесенной болезни.
Для возникновения и распространения инфекционных болезней - эпидемического процесса - необходимо наличие определенных условий или трех звеньев эпидемической цепи: источника инфекции, путей передачи, восприимчивых к болезни людей.
Источниками заразных болезней являются больные люди и животные.
Пути передачи разнообразны: при инфекционных болезнях, сопровождающихся поражением миндалин, дыхательных путей и легких, возбудители содержатся в слюне, слизи из носа, мокроте и, выделяясь с мельчайшими капельками при дыхании, кашле, чиханье и даже разговоре, заражают окружающий больного воздух. Заражение при этих заболеваниях происходит через воздух и называется воздушно-капельным. При заболеваниях, протекающих с поражением пищеварительного тракта, выделение микробов происходит с испражнениями и мочой. Путь передачи этих заболеваний - пищевой и водный. Нередко микробы переносятся на продукты и готовую пищу мухами или грязными руками. Такие заболевания, как чума, сыпной тиф, лейшманиоз, малярия, клещевой энцефалит и др. могут передаваться здоровым людям с помощью кровососущих паразитов - блох, вшей, комаров, москитов, клещей. Есть болезни, которые передаются при прямом контакте с больными людьми. Так передаются венерические болезни.
Третьим звеном эпидемического процесса является человек, восприимчивый к инфекционным болезням. Степень восприимчивости зависит от наличия и напряженности у людей естественного или искусственного иммунитета.
Мероприятия по профилактике инфекционных заболеванийдолжны планироваться и проводиться по трем направлениям:
1) воздействие на источник инфекции - обезвреживание его;
2) разрыв путей передачи инфекции;
3) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям.
Важно значение имеют своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация. Для разрыва путей передачи инфекции спасатели должны контролировать соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Дезинфекцию проводят с целью уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний. Дезинсекция - уничтожение насекомых. Дератизация - уничтожение грызунов.
Дезинфекция: профилактическая, текущая и заключительная.
Профилактическая дезинфекция применяется для предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общественного пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы и др.) путем их систематического обеззараживания.
Текущая дезинфекция осуществляется в лечебных учреждениях и на дому для обеззараживания выделений инфекционных больных, а также зараженных ими окружающих предметов.
Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного.
Методы дезинфекции делятся на физические, механические и химические.
Из физических методов обеззараживания наибольшее применение имеют огонь, горячий воздух, кипящая вода, водяной насыщенный пар, ультрафиолетовые лучи.
Химические дезинфицирующие вещества применяются в виде растворов и взвесей, а также в парообразном и газообразном состоянии. Наиболее часто используется хлорная известь, хлорамин, лизол.
Дезинсекция использует механические, физические, химические и биологические методы. Истребление насекомых проводится с помощью различных ловушек, липкой бумаги, путем проглаживания одежды и белья горячим утюгом, обработки горячим воздухом и паром в дезинфекционных камерах. Наиболее широко применяются химические вещества: гексахлоран, карбофос, хлорофос в виде растворов, эмульсий и аэрозолей, а также растительные инсектициды и бактериальные препараты.
Дератизация. Для борьбы с грызунами, источниками заразных болезней, применяются яды, используются различные орудия и способы отлова и уничтожения грызунов, а также заражение грызунов болезнетворными для них и безопасными для человека и домашних животных бактериями.
Практическое занятие №3-4
ПРОБА МАРТИНЕ-КУШЕЛЕВСКОГО
Методика: обследуемый садится у края стола слева от исследователя. На левом плече у него закрепляют манжетку тонометра. В состоянии относительного покоя производится подсчет ЧСС (по 10-секундным интервалам) и измеряется АД. Затем обследуемый, не снимая манжеты с плеча (тонометр отключен), встает и выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек. При каждом приседании следует поднимать обе руки вперед. После выполнения физической нагрузки обследуемый садится на свое место и начинается подсчет ЧСС и измерение АД. В течение каждой из 3-х минут восстановительного периода в первые 10 сек и последние 10 сек. каждой минуты подсчитывается ЧСС, а между этими измерениями проводится оценка АД. Результаты заносятся в таблицу:
до нагрузки | начало 1 мин | конец 1 мин | начало 2 мин | конец 2 мин | начало 3 мин | конец 3 мин | ||||
ЧСС0 | АД 0 | ЧСС1 | АД 1 | ЧСС1* | ЧСС2 | АД2 | ЧСС2* | ЧСС3 | АД3 | ЧСС3* |
При качественной оценке различные отклонения от нормотонического типа реакции обозначаются как атипичные.
Нормотонический тип реакции ССС характеризуется учащением пульса на 30-50%, повышением САД на 10-35 мм рт ст, снижением ДАД на 4-10 мм рт ст. восстановительный период 2-3 мин.
Гипотонический (астенический) тип реакции ССС характеризуется значительным, не адекватным нагрузке учащением пульса. САД увеличивается мало или остается неизменным. ДАД повышается или не изменяется, т.е. пульсовое АД уменьшается, а увеличение МОК происходит за счет учащения ЧСС. Восстановление происходит медленно (5-10 мин). Этот тип реакции характерен у людей, перенесших заболевания, при нейро-циркуляторных дистониях.
Гипертонический тип реакции ССС характеризуется значительным учащением ЧСС, резким повышением САД (до 180-200 мм рт ст) и умеренным повышением ДАД. Восстановительный период значительно удлинняется. Этот тип реакции характерен при гипертонической болезни или предрасположенности к ней, перетренированности, физическом перенапряжении.
Дистонический тип реакции ССС характеризуется повышением САД до 160-180 мм рт ст и значительным увеличением ЧСС (более, чем на 50%). ДАД значительно снижается и нередко не определяется (феномен «бесконечного тона»). Восстановительный период удлинняется. Этот тип реакции характерен при неустойчивости сосудистого тонуса, вегетативных неврозах, переутомлении, после заболеваний.
Реакция со ступенчатым подъемом САД характеризуется тем, что непосредственно после нагрузки САД ниже, чем на 2-й мин или позже. Одновременно наблюдается учащение ЧСС. Подобная реакция отражает неполноценность регуляторных механизмов кровообращения и наблюдается после перенесенных заболеваний, при утомлении, гипокинезии, недостаточной тренированности.
ПРОБА РУФЬЕ
Методика. У обследуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют ЧСС по 15-сек интервалам (ЧСС0), затем в течение 45 сек выполняет 30 приседаний. После нагрузки снова ложится и у него определяют ЧСС за первые 15 сек (ЧСС1), а затем за последние 15 сек первой минуты восстановления (ЧСС1*).
Индекс Руфье = (4*(ЧСС0+ЧСС1+ЧСС1*)-200)/10
Результаты:
- отлично - менее 5
- хорошо - 5,1-10,0
- удовлетворительно - 10,1-14,0
- плохо - 14,1 и более
Определение индекса функциональных изменений (ИФИ).
Рассчитывается интегративный показатель ИФИ (Р.М. Баевский) по формуле:
ИФИ=0,011*ЧСС+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*возраст(годы)+0,009**масса (кг)-0,009 * длина (см) - 0,27.
Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, при всей своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма. Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень (резерв) адаптационных возможностей и свой запас функциональных резервов. При воздействии стрессорных факторов окружающей среды возникает защитно-приспособительная реакция организма. Это ведет к повышению уровня функционирования системы кровообращения и в конечном итоге к к изменениям энергетического и структурно-метаболического гомеостаза. На основании полученного значения ИФИ каждый человек может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации. Переход от донозологических состояний к патологическим реакциям происходит постепенно и может быть прослежен по ИФИ.
ИФИ | Функциональные возможности | Рекомендации | Результаты обследования в 1998-2009 г. |
Менее 2,10 | Достаточные. Адаптация удовлетворительная | Меры первичной профилактики (закаливание, двигательная активность и др.) | 79,1% |
2,11-2,30 | Состояние функционального напряжения | Меры первичной профилактики, устранение факторов риска | 20,9% |
3,21-4,30 | Неудовлетворительные Снижение адаптации | Врачебное обследование. Вторичная профилактика | - |
Более 4,3 | Резко снижены. Срыв адаптации | Лечебные мероприятия | - |
Практическое занятие N 5
Практическое занятие №6
I. Рекомендации при наиболее часто встречающихся симптомах болезней желудочно-кишечного тракта
1. ТОШНОТА - тягостное ощущение надвигающейся рвоты. РВОТА - непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот вследствие внезапного сокращения мышц:
а) тошнота и сильная боль в животе, длившаяся более часа и не уменьшившаяся после рвоты - возможно серьезное заболевание органов брюшной полости (до приезда «скорой помощи» нельзя ничего есть и пить);
б) рвота после переедания (особенно после приема жирной, сдобной или острой пищи) или после злоупотребления алкоголем - возможно воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит);
в) рвота в сочетании с поносом и высокой температурой (38 и выше) - возможно воспаление слизистой оболочки желудка и кишечника (острый гастроэнтерит), вызванное инфекцией или недоброкачественной пищей.
Рекомендации при тошноте и рвоте:
- не употреблять твердую пищу до тех пор, пока не пройдет тошнота
и рвота;
- пить больше жидкости мелкими глотками, даже если не удается на
долго подавлять рвоту;
- не курить и не принимать обезболивающие и др. препараты через рот;
- если в рвотных массах содержится большое количество крови или примеси, напоминающие кофейную гущу черного или темно-коричневого цвета, немедленно обратиться за медицинской помощью - возможно желудочно-кишечное кровотечение.
2. ИЗЖОГА - чувство жжения в центре грудной клетки или в верхнем отделе брюшной полости, обусловленное попаданием кислого желудочного содержимого в пищевод.
Рекомендации при изжоге:
- избегать обильных приемов пищи, особенно жареной или острой;
- прекратить или ограничить курение и употребление алкоголя;
- дать выпить минеральной воды или молока;
- при мучительной изжоге вызвать рвоту;
- не желательно употреблять соду.
3. ПОНОС (диарея) - необычно частый и жидкий стул.
Рекомендации при диарее, связанной с гастроэнтеритом:
- не употреблять твердую пищу, вплоть до исчезновения симптомов;
- пить на поллитра больше обычного прозрачной несладкой жидкости (но не молока);
- пить солевой раствор (4 чайных ложки сахара и 1/2 ложки соли на 1 литр кипяченой воды);
- использовать готовые таблетки, содержащие глюкозу и минеральные соли;
- в случае ухудшения состояния или обнаружения крови в кале - обратиться к врачу.
4. ЗАПОР (обстипацио) - затрудненная, болезненная или реже чем обычно возникающая дефекация.
Рекомендации:
- употреблять больше продуктов с высоким содержанием клетчатки
(неочищенные злаки и продукты из них: кукурузные хлопья, овсянка, нешлифованный рис, хлеб из муки грубого помола);
- стараться ходить в туалет по мере необходимости, чтобы вернуть рефлексы кишечника к норме;
- вести активный образ жизни (прогулки, гимнастика).
Практическое занятие №7
Практическое занятие 8.
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ
Признаками жизни являются:
v наличие сохраненного дыхания. Его определяют по движению грудной клетки и живота, запотеванию зеркала, приложенного к носу и рту, движению комочка ваты или бинта, поднесенного к ноздрям;
v наличие сердечной деятельности. Его определяют путем прощупывания пульса - толчкообразных, периодических колебаний стенок периферических сосудов. Определить пульс можно на лучевой артерии, располагающейся под кожей между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. В тех случаях, когда нельзя исследовать пульс на лучевой артерии, его определяют либо на сонной или височной артерии, либо на ногах (на тыльной артерии стопы и задней берцовой артерии). Обычно частота пульса у здорового человека 60-75 уд./мин, ритм пульса правильный, равномерный, наполнение хорошее (о нем судят путем сдавливания пальцами артерии с различной силой). Пульс учащается при недостаточности сердечной деятельности в результате травм, при кровопотере, во время болевых ощущений. Значительное урежение пульса происходит при тяжелых состояниях (черепно-мозговая травма);
v наличие реакции зрачков на свет. Его определяют путем направления на глаз пучка света от любого источника; сужение зрачка свидетельствует о положительной реакции. При дневном свете эта реакция проверяется следующим образом: закрывают глаз рукой на 2-3 мин, затем быстро убирают руку; если зрачки сужаются, то это свидетельствует о сохранении функций головного мозга.
Отсутствие всего названного выше является сигналом к немедленному проведению реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) до восстановления признаков жизни.
ПРИЗНАКИ СМЕРТИ
Наступлению биологической смерти - необратимому прекращению жизнедеятельности организма - предшествуют агония и клиническая смерть.
· Агония характеризуется затемненным сознанием, отсутствием пульса, расстройством дыхания, которое становится неритмичным, поверхностным, судорожным, снижением артериального давления. Кожа становится холодной, с бледным или синюшным оттенком. После агонии наступает клиническая смерть.
· Клиническая смерть - состояние, при котором отсутствуют основные признаки жизни - сердцебиение и дыхание, но еще не развились необратимые изменения в организме. Клиническая смерть длится 5-8 минут. Данный период необходимо использовать для оказания реанимационных мероприятий. По истечении этого времени наступает биологическая смерть.
Признаками смерти являются:
· отсутствие дыхания:
· отсутствие сердцебиения;
· отсутствие чувствительности на болевые и термические раздражители;
· снижение температуры тела;
· помутнение и высыхание роговицы глаза;
· отсутствие рвотного рефлекса;
· трупные пятна сине-фиолетового или багрово-красного цвета на коже лица, груди, живота;
· трупное окоченение, проявляющееся через 2-4 ч после смерти.
Признаки клинической смерти
1. Отсутствие сознания.
2. Широкие, не реагирующие на свет зрачки.
3. Нет пульса на сонной артерии.
Непрямой массаж сердца
1. Пострадавший лежит на спине, на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Найдите место, где реберные дуги сходятся средний палец положите на эту точку - мечевидный отросток, а указательный на грудину, которая находится чуть выше.
2. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь.
3. Положите ладонь правой руки на вторую руку и соедините пальцы.
4. Склонившись над пострадавшим, выпрямив руки в локтях, надавите на грудь примерно на 4-5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук.
5. Повторите надавливания с очередностью примерно 80 раз в минуту.
6. Совмещайте это с искусственным дыханием (соотношение частоты 5:1 или 15:2).
Практическое занятие №9
Асептика и антисептика. Открытые повреждения (раны). Первая помощь при ранениях, кровотечениях. Временная остановка наружного кровотечения. Закрытие раневых поверхностей с помощью асептических повязок. Правила наложения жгутов
На занятии студенты знакомятся со способами асептики и антисептическими методами. Особое внимание уделяется профилактике и оказанию первой помощи при открытых повреждениях (ранах). Разбираются методы оказания первой помощи при кровотечениях.
Основные вопросы темы:
1. Понятие об асептике и антисептике.
2. Открытые повреждения - раны. Оказание первой помощи.
Раны - нарушение целости кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия. Различают поверхностные и глубокие раны. Глубокие раны, при которых повреждаются внутренние оболочки полостей (брюшной, грудной, черепа, суставов), называются проникающими. Остальные виды ран независимо от их глубины называются непроникающими. Все раны, кроме ран, наносимых стерильным инструментом во время операции, следует считать инфицированными. В зависимости от характера ранящего предмета различают раны колотые, резаные, рубленые, ушибленные, рваные, огнестрельные. Всякая рана характеризуется болью и кровотечением.
Первая помощь при шоке
При шоке первая помощь тем эффективней, чем раньше она оказана. Она должна быть направлена на устранение причин шока (снятие или уменьшение болей, остановка кровотечения, проведение мероприятий, обеспечивающих улучшение дыхания и сердечной деятельности и предупреждающих общее охлаждение).
Уменьшение болей достигается приданием больному или поврежденной конечности положения, при котором меньше условий для усиления болей, поведением надежной иммобилизации поврежденной части тела, дачей обезболивающих.
При отсутствии обезболивающих пострадавшему можно дать выпить немного(20-30 мл) спирта, водки. Борьба с шоком при неостановленном кровотечении неэффективна, поэтому необходимо быстрее остановить кровотечение - наложить жгут, давящую повязку и др.
Следующей важнейшей задачей первой помощи является организация скорейшей транспортировки пострадавшего в стационар. Лучше всего транспортировать в специальной реанимационной машине, в которой можно проводить эффективные мероприятия. Следует помнить, что шок легче предупредить, чем лечить, поэтому при оказании первой помощи получившему травму необходимо выполнять 5 принципов профилактики шока: уменьшение болей, дача внутрь жидкости, согревание, создание покоя и тишины вокруг пострадавшего, бережная транспортировка в лечебное учреждение.
Практическое занятие №12
Практическое занятие №13-15
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
Зав. кафедрой спортивной медицины и ЛФК
канд. мед. наук Шпаков А.И.
Гродно 2009
Предисловие
С каждым годом растет число чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характера. При этом некоторые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, химических опасных объектах, гидросооружениях), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и даже привести к глобальным катаклизмам. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенности, свой характер развития, по-своему воздействует на человека, его здоровье и среду обитания.
Особенно негативными по медицинским и социально-экологическим последствиям являются техногенные аварии, природные катастрофы, социально-политические конфликты, террористические акты, приводящие к травмам, гибели людей и наносящие огромный ущерб экономике страны. Особое место занимают чрезвычайные ситуации, связанные с радиационным загрязнением окружающей среды и поражением людей. В результате Чернобыльской катастрофы радиоактивному загрязнению подверглась четвертая часть территории Беларуси, возникла сложная радиационно-экологическая обстановка. Каждый пятый житель республики оказался в зоне радиоактивного загрязнения. Авария на Чернобыльской АЭС стала самой тяжелой из всех аварий, случившихся за весь период существования атомной энергетики. Масштабы медико-биологических, экологических, социально-экономических последствий огромны. Дозовые нагрузки населения были обусловлены как внешним, так и внутренним облучением, которое могло быть сведено к минимуму при выполнении определенных мер защиты, предусмотренных для подобных чрезвычайных ситуаций.
Поэтому актуальным и своевременным становится приобретение студентами знаний как сохранить здоровье при возникновении чрезвычайных ситуаций, характерных для Республики Беларусь. Программа по предмету предусматривает изучение теоретических и практических вопросов по оказанию первой медицинской помощи; основы медицинской грамотности при некоторых заболеваниях, требующих неотложной помощи; правила действия в различных чрезвычайных ситуациях.
Цель преподавания дисциплины – теоретическое и практическое обучение студентов, основам организации защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
Задачи дисциплины:
1) изучить чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь;
2) освоить способы защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций;
3) иметь четкое представление о государственной системе предупреждения чрезвычайных ситуаций;
4) изучить основы функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях;
5) изучить и приобрести умения по основам радиационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент при изучении курса:
· воспитание потребности в здоровье как наивысшей ценности;
· становление научного понимания сущности здоровья и здорового образа жизни, формирование понятия о здоровье как индивидуальной и общественной ценности;
· развитие потребности в формировании здоровья здоровых;
· умение дать заключение о состоянии и резервах здоровья, прогнозировать изменения здоровья в будущем;
· обучение элементам ухода за больными и пораженными;
· обучение распознаванию признаков заболеваний и поражений и оказанию неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях;
· усвоение представлений об основах эпидемиологии, причинах и признаках инфекционных заболеваний и основах противоэпидемических мероприятий;
· обучение распознаванию и правильной оценке признаков различных видов травматических повреждений, острых хирургических заболеваний и на основании знаний и умений оказание доврачебной помощи в школе, на производстве, в быту и в условиях чрезвычайных ситуаций;
· профилактика психоневрологических нарушений, патологических состояний внутренних органов.
Литература для изучения предмета «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»
А. Основная
1. Закон Республики Беларусь 15 июня 1993г № 2403-ХII «О пожарной безопасности».
2. Закон Республики Беларусь 5 мая 1998г. №141-3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Закон Республики Беларусь от 3.01.2002г. №077-3 «О борьбе с терроризмом».
4. Закон Республики Беларусь 27 ноября 2006г № 183-3 «О гражданской обороне».
5. Классификатор чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стран СНГ. Принят Межгосударственным Советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера стран СНГ 15 августа 2002 г. (решение №16).
6. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 19 февраля 2003г №17 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
7. Информационное письмо НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС «О стандартизованных терминах и определениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Минск 2003.
8. СТБ 1429-2003. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
9. Защита от чрезвычайных ситуаций. Сборник методических разработок. Составитель Петров И.А. Москва 2007.
10. Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Минск 2004.
11. Михайлов Л.А. (ред.). Безопасность жизнедеятельности. Изд.2-е. С-П. 2008.
12. Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Минск 2003.
13. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия после несчастного случая на дороге, в быту, или на производстве, после катастрофы или теракта. АСТ. Астрель. Москва 2004.
Б. Дополнительная
1. Антоненков А.И. и соавт. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Практикум, Минск 2005.
2. Сытый В.П. (ред.). Основы медицинских знаний. БГПУ, Минск 2007.
Литература к разделу «Радиационная безопасность»
А. Основная
1. Закон Республики Беларусь 5 января 1998 г №122-3 Г.Минск «О радиационно