Оружие на новых физических принципах.
Наряду с развитием традиционных видов оружия во многих странах большое внимание уделяется работам по созданию нетрадиционного оружия или, как принято говорить, оружия на новых физических принципах.
Оружие на новых физических принципах (ОНФП) – это вид оружия, основанный на качественно новых или ранее не использовавшихся физических, биологических и других принципах действия и технических решениях, базирующихся на достижениях в новых областях знаний и на новых технологиях.
К ОНФП относятся:
1. лучевое (лазерное и ускорительное),
2. инфразвуковое,
3. радиочастотное,
4. геофизическое,
5. генное (этническое),
6. средства ведения информационной войны,
7. новые виды несмертельного оружия.
Часть из них уже создана, другая находится в стадии испытаний, в области некоторых (аннигиляционное, кинетическое оружие) ведутся лишь теоретические исследования.
2. Классификация военных конфликтов. Особенности современных военных конфликтов.(доводится на лекции).
Уровень угроз оказывает существенное влияние на развитие военно-политической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер военных конфликтов.
Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы.
Военные конфликты характеризуются:
ü целями, способами и средствами достижения этих целей;
ü масштабами и сроками военных действий;
ü формами и способами вооруженной борьбы;
ü применяемыми вооружением и военной техникой.
По военно-политическим целям:
- справедливый (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии);
- несправедливый (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение).
По применяемым средствам:
- с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
- с применением только обычных средств поражения.
По масштабам:
- локальный,
- региональный,
- крупномасштабный.
Виды военных конфликтов:
Ø вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
Ø локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);
Ø региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;
Ø крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.
Характерные черты современных военных конфликтов:
1. наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;
2. массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;
3. возрастание роли современных высокоэффективных, высокоточных систем оружия;
Сейчас военная теория разрабатывает и исследует, а военная практика интенсивно проверяет концепции войн очередного шестого поколения, которое в корне отличается от предыдущих четвертого и пятого. В войнах шестого поколения решающая роль будет отводиться высокоточному обычному ударному и оборонительному оружию, а не большому количеству сухопутных войск. Вся мощь агрессора будет направлена на безусловное поражение объектов экономики противника путем нанесения мощных авиационных ударов и массированных ударов непилотируемого высокоточного оружия различного базирования, в условиях глобального или регионального информационного противоборства.
Так, США и их союзники наносили удары высокоточным оружием по Ираку (1991 г.) в течение 35 суток и по Югославии — 78 суток.
4. расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;
5. перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы (ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей);
6. комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;
7. усиление роли информационного противоборства (заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы);
8. сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;
9. повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками и огнем, применением различных мобильных группировок. Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
3. Медико-тактическая характеристика террористических актов с применением взрывных устройств и обычных средств поражения, лечебно-эвакуационная характеристика пораженных.(доводится на лекции).
Угрозы террористического характера обязывают готовить органы управления здравоохранением, медицинские формирования и учреждения к работе по организации и оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему в результате террористических актов.
При совершении терактов возникает многочисленное количество пораженных, значительная часть из них нуждается в экстренной медицинской помощи и в стационарном лечении. Для чего требуется выделять в короткие сроки медицинские силы и средства, прежде всего муниципального и регионального уровней здравоохранения.
При организации оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в результате террористических актов необходимо учитывать условия, имеющие место в каждой такой чрезвычайной ситуации.
К основным условиям, оказывающих влияние на деятельность медицинских формирований, учреждений, привлекаемых для организации и оказания медицинской помощи относятся:
1. Высокая степень поражения населения.
Террористические акты совершаются в основном в городах, в местах большого скопления людей, их целью является запугивание и устрашение населения вплоть до физического уничтожения. В результате терактов возникает большое число пораженных.
В зависимости от числа пострадавших чрезвычайные ситуации террористического происхождения подразделяются на локальные (до 10 человек), муниципальные (11-50 человек), региональные (51-500 человек) и федеральные (более 500 человек).
2. Средства ведения террористической деятельности и особенности их применения.
В современных условиях наиболее распространенными средствами ведения террористической деятельности являются различные взрывные устройства и обычные средства поражения, для которых свойственны огнестрельные пулевые и осколочные ранения, минно-взрывная травма.
При применении взрывных устройств и обычных средств поражения на открытой местности чаще имеют место пулевые и осколочные ранения, в зданиях (закрытых помещениях) – увеличивается доля пораженных с термическими ожогами, вторичными поражениями, баротравмой, многие пораженные могут оказаться и длительное время находиться в завалах, что увеличивает вероятность возникновения синдрома длительного сдавления.
3. Характер объекта, на котором осуществлен террористический акт.
Теракты совершаются на самых разнообразных объектах, на которых, как правило, сосредоточено значительное количество людей.
Объекты террористического воздействия могут быть мобильными (транспортные средства – самолет, поезд, автобус, паром, теплоход и т.д.) и стационарные (жилой дом, авто-желдор-вокзалы, аэропорт, стадион, торговые и культурно-развлекательные центры, административные здания, медицинские учреждения и т.д.).
Такое положение влияет на оказание медицинской помощи пораженным в результате терактов, требует разработки многовариантных схем лечебно-эвакуационного обеспечения, при этом необходимо учитывать особенности поражающих факторов.
Наиболее быстро (до 2-3 часов) удается ликвидировать медико-санитарные последствия терактов, совершаемых на мобильных объектах и транспортной инфраструктуре (локальные, муниципальные ЧС), более длительное время требуется для ликвидации медико-санитарных последствий терактов, сопровождающихся взрывами жилых домов, административных зданий и т.д., это время составляет более 1 суток.
4. Санитарные потери и их характеристика.
Из общего числа санитарных потерь до 60% нуждается в стационарной медицинской помощи, до 40% - в амбулаторной.
В зависимости от локализации ранений среди лиц, нуждающихся в стационарном лечении, поражения составляют: ранения головы - 20%, шеи - 3%, позвоночника - 3%, груди – 10%, живота - 10%, таза - 3%, верхних конечностей - 20%, нижних конечностей - 30%.
Множественные и сочетанные ранения среди нуждающихся в стационарном лечении могут составлять до 30%.
В структуре ранений на долю минно-взрывной травмы приходится до 30%.
При поступлении пораженных из зоны теракта в больничные учреждения они имеют различные степени тяжести ранений: легкая – 30%, средняя – 40%, тяжелая и крайне тяжелая – 30%, до 15,0% пораженных находится в состоянии травматического шока.
5. Потребность и возможности муниципальных, региональных больничных учреждений по оказанию медицинской помощи пораженным.
При возникновении большого числа различных контингентов пораженных для оказания им медицинской помощи может одновременно привлекаться несколько больничных учреждений.
При оказании медицинской помощи пораженным в результате терактов в муниципальных и региональных лечебных учреждениях не всегда имеется возможность оказать всем поступающим пораженным необходимые виды медико-санитарной помощи своевременно (в максимальные сроки) и в полном объеме, особенно специализированной, в том числе высокотехнологичной.
Потребуется осуществление медицинской эвакуации раненых с наиболее сложными поражениями и патологией в лечебные учреждения, расположенные на территории других регионов, медицинские центры и клиники научно-исследовательских институтов Минздрава России и РАМН, находящихся на значительном удалении от муниципальных и региональных больничных учреждений субъекта Российской Федерации, в котором совершен теракт. При этом необходимо организовывать отбор и осуществлять медицинскую подготовку пораженных, нуждающихся в оказании медицинской помощи в этих лечебных учреждениях, их медицинскую эвакуацию (авиационным, железнодорожным, автомобильным, речным, морским видами транспорта).
6. Потребности и возможности здравоохранения муниципального и регионального уровней по медицинской эвакуации пораженных.
Для медицинской эвакуации пораженных из зоны теракта до лечебных учреждений в основном используются машины скорой медицинской помощи (санитарные автомобили).
На 100 пораженных, нуждающихся в стационарном лечении требуется не менее 40-50 санитарных автомобилей. Муниципальный уровень здравоохранения располагает ограниченными возможностями по одномоментному выделению такого количества санитарных автомобилей для ликвидации медико-санитарных последствий терактов с многочисленным числом пораженных. Поэтому требуется усиление машинами скорой медицинской помощи за счет здравоохранения соседних муниципальных образований и регионального уровня.
Межбольничная эвакуация в пределах региона осуществляется санитарными автомобилями, вертолетами, железнодорожным транспортом и др. Ее организация возлагается на региональный орган управления здравоохранением. Эвакуация пораженных за пределы региона, как правило, организуется Минздравом России с привлечением Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».
7. Сложная психологическая обстановка, захват и удержание заложников, наличие угрозы для их жизни.
При терактах имеет место мощное психологическое воздействие, создается высокая степень напряженности среди пострадавших, их родственников и близких, участников ликвидации последствий теракта. У них могут возникать психические расстройства непсихотической формы (фобические переживания, «панические» невростено-подобные затяжные эффектные ситуационные реакции, тревоги).
Многие из этих лиц будут нуждаться в медико-психологической и психиатрической помощи, оказываемой не только в лечебных учреждениях, но и амбулаторно вблизи места совершенного теракта (в пунктах временного размещения пострадавших).
Среди пораженных, длительное время находившихся в заложниках, более тяжело протекают ранения, осложнения хронических заболеваний, для восстановления физического и психического здоровья требуется продолжительное время.
8. Особенности организации и выполнения мероприятий по ликвидации последствий терактов
В ликвидации последствий терактов участвуют органы управления, формирования подведомственные ряду силовых и других министерств и ведомств, которые решают задачи в пределах своей компетенции, как правило, в условиях строгого конфиденциального режима функционирования и обмена информацией о выполняемых мероприятиях. Общее руководство и координация деятельности привлекаемых для ликвидации последствий теракта сил, осуществляется специалистами Федеральной службы безопасности. При этом создается межведомственный орган управления (штаб), в составе которого имеются представители от органов управления здравоохранением и службы медицины катастроф.
Органам управления здравоохранением, медицинским формированиям и учреждениям, привлекаемым для ликвидации медико-санитарных последствий терактов, необходимо взаимодействовать с объектами противодействия терроризму в интересах организации оказания медицинской помощи пострадавшим, для чего следует заблаговременно разрабатывать схемы взаимодействия при ЧС.
Направляемые в зону теракта медицинские формирования, оперативные группы органов управления здравоохранением необходимо оснащать современными средствами радиосвязи, согласовывать организацию связи с соответствующими структурами ФСБ.
4. Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим при террористических актах(доводится на лекции).
Для организации и оказания медицинской помощи пораженным при терактах создается эшелонированная группировка медицинских сил и средств. Группировка формируется применительно к конкретной чрезвычайной ситуации, вызванной террористическим актом, с учетом условий, влияющих на организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим. Она должна обеспечивать оказание всех видов медико-санитарной помощи в оптимальные сроки и в полном объеме.
Применяются три основных варианта эшелонированной группировки медицинских сил и средств.
Факторами, определяющими тот или иной вариант группировки являются: место совершения теракта, число санитарных потерь и количество пораженных, нуждающихся, прежде всего, в стационарном лечении, структура пораженных, возможности лечебных учреждений муниципального и регионального уровней по оказанию медицинской помощи.
С учетом указанных факторов при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях террористического характера группировка включает медицинские силы и средства муниципального, регионального и федерального уровней с определенным количеством входящих в ее состав элементов и эшелонов. При таких терактах для ликвидации медико-санитарных последствий требуется продолжительное время.
Первый эшелон данной группировки располагается в пределах зоны террористического акта.
Основными задачами первого эшелона группировки следует считать:
· участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой помощи;
· оказание первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи пораженным при теракте;
· распределение пораженных по лечебным учреждениям, в которых им предусматривается оказание медицинской помощи и лечение;
· эвакуация пораженных, нуждающихся в стационарном лечении, преимущественно в ближайшие больничные учреждения;
· оказание медицинской помощи участникам аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для ликвидации последствий теракта;
· оказание медико-психологической помощи пострадавшим в результате теракта, участникам аварийно-спасательных работ и другим лицам;
· обеспечение информацией соответствующих органов управления здравоохранением о медико-санитарной обстановке в зоне теракта;
· взаимодействие с органами управления и силами других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации последствий теракта, по согласованию совместной деятельности в целях своевременного оказания медицинской помощи пораженным.
Типовой состав первого эшелона группировки может включать в себя следующие элементы: бригады скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф; оперативную группу органа управления здравоохранением региона или территориального центра медицины катастроф; санитарные автомобили (реанимобили) и другие транспортные средства; медицинский пункт, в т.ч. пункт (кабинеты или помещения, оборудованные для работы) для оказания медико-психологической помощи. Кроме того в отдельных случаях в состав первого эшелона группировки могут входить бригада экстренного реагирования или мобильный медицинский отряд специального назначения СМК либо полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита».
На второй эшелон группировки медицинских сил и средств целесообразно возлагать следующие наиболее важные задачи по лечебно-эвакуационному обеспечению:
· оказание первичной врачебной и специализированной медико-санитарной помощи пораженным в результате теракта;
· отбор и направление пораженных с наиболее сложной патологией и степенью тяжести на лечение в региональные и федеральные лечебные учреждения;
· подготовка пораженных, направляемых в региональные и федеральные лечебные учреждения, к медицинской эвакуации;
· бесперебойное снабжение медикаментами и необходимым медицинским имуществом медицинских формирований первого и больничных учреждений второго эшелонов группировки медицинских сил и средств;
· руководство муниципальными медицинскими учреждениями (организациями), привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий теракта и координация деятельности прибываемых и работающих на базе больничных учреждений бригад специализированной медицинской помощи.
В состав второго эшелона группировки медицинских сил и средств входят: муниципальные больничные учреждения, как правило, городские больницы и ЦРБ; бригады специализированной медицинской помощи из состава ТЦМК, региональных больничных учреждений, а также сформированные на базе федеральных специализированных ЛПУ (НИИ, медицинских центров), расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации; поликлиники; станция скорой медицинской помощи; резерв медикаментов и медицинского имущества, содержащийся при больничных учреждениях и организациях снабжения медицинским имуществом; муниципальный орган управления здравоохранением.
На базе больничных учреждений могут временно работать БрСМП ВЦМК «Защита» и ведущих федеральных медицинских учреждений, расположенных за пределами региона, или РАМН.
Третий эшелон группировки медицинских сил и средств составляют в основном региональные, как правило, многопрофильные ЛПУ, а также федеральные лечебные учреждения, дислоцирующиеся на территории данного региона; бригады специализированной медицинской помощи, сформированные на базе федеральных лечебных учреждений, расположенных за пределами региона; отделение специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; резерв медицинского имущества, содержащийся в больничных учреждениях, ТЦМК и региональных организациях снабжения медицинским имуществом; ТЦМК и региональный орган управления здравоохранением.
Основными задачами третьего эшелона группировки медицинских сил и средств являются:
· организация планирования лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в результате теракта;
· оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи пораженным при теракте;
· согласование вопросов о направлении в федеральные ЛПУ пораженных, нуждающихся в специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи;
· подготовка пораженных к медицинской эвакуации в федеральные ЛПУ, расположенные за пределами региона;
· организация межбольничных переводов пораженных и их медицинской эвакуации из муниципальных в региональные больничные учреждения;
· подбор и направление БСМП, медицинских специалистов для работы в медицинских формированиях, учреждениях, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий теракта;
· организация снабжения медицинских формирований, учреждений, участвующих в ликвидации последствий теракта, медикаментами и необходимым медицинским имуществом;
· управление муниципальными и региональными медицинскими формированиями и учреждениями, привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий теракта, координация деятельности прибывших медицинских формирований, подведомственных федеральным органам управления здравоохранением;
· взаимодействие с региональными (территориальными) органами управления, участвующими в ликвидации последствий теракта, в интересах своевременного оказания медицинской помощи пораженным и их эвакуации.
Особенностью группировки медицинских сил и средств первого, второго и третьего эшелонов является то, что они территориально располагаются в пределах границ одного субъекта Российской Федерации, где совершен теракт.
При крупномасштабных ЧС, обусловленных терактами в группировке медицинских сил и средств часто приходится создавать и четвертый эшелон, который представляют медицинские учреждения федерального уровня. В данный эшелон группировки включаются многопрофильные и узкоспециализированные ЛПУ, медицинские центры и научно-исследовательские учреждения, имеющие клиники, подведомственные Минздраву России и РАМН; резерв специализированных коек, формирований (БрСМП), медицинского имущества Минздрава России для ЧС; ВЦМК «Защита» Минздрава России и Штаб Всероссийской службы медицины катастроф; при необходимости другие федеральные медицинские учреждения.
На четвертый эшелон группировки возлагаются следующие задачи:
· оказание специализированной и высокотехнологичной медико-санитарной помощи пораженным, имеющим наиболее сложную патологию (ранения, травмы, заболевания);
· подбор и направление оперативной группы управления, мобильных медицинских формирований (БЭР, полевой многопрофильный госпиталь, БрСМП) и отдельных специалистов здравоохранения из состава федеральных органов управления здравоохранением, в т.ч. ВЦМК «Защита», лечебных учреждений, в т.ч. и РАМН, для работы в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при теракте, функционирующей в пределах региона;
· участие в отборе пациентов, нуждающихся в специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, среди пораженных, находящихся на стационарном лечении в больничных учреждениях региона, для перевода их на лечение в федеральные лечебные учреждения;
· организация медицинской эвакуации пораженных преимущественно по воздуху из ЛПУ региона в федеральные лечебные учреждения (иногда в лечебные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации);
· организация отправки необходимого медицинского имущества для обеспечения бесперебойной работы лечебных учреждений, медицинских формирований, в т.ч. БрСМП, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий;
· решение управленческих задач по организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего в результате теракта;
· управление и координация действий медицинских формирований, лечебных и других учреждений, привлекаемых для оказания медицинской помощи пораженным в результате теракта;
· организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, организующих выполнение мероприятий, способствующих эффективному лечебно-эвакуационному обеспечению пораженных.
При крупномасштабных террористических актах, совершаемых в мегаполисах (гг. Москва, Санкт-Петербург) группировка медицинских сил и средств состоит из двух эшелонов.
Первый эшелон группировки в полной мере соответствует первому эшелону описанного выше варианта схемы организации лечебно-эвакуационного обеспечения. Второй эшелон группировки представляют больничные учреждения (клиники), которые в зависимости от их удаления от зоны теракта и наличия возможностей по оказанию необходимой медицинской помощи пораженным с учетом имеющейся патологии могут выделяться и образовывать отдельные эшелоны.
При терактах в мегаполисах пораженные непосредственно поступают в лечебные учреждения, в которых они получают, как правило, исчерпывающую медицинскую помощь, а межбольничной эвакуации практически нет.
Кроме лечебных учреждений в состав второго эшелона группировки входят: станции (подстанции) скорой медицинской помощи; поликлиники; резерв медикаментов и медицинского имущества для ЧС, содержащийся при лечебных учреждениях, ТЦМК и организациях снабжения медимуществом; ТЦМК, орган управления здравоохранением региона (города).
В зависимости от обстановки в состав второго эшелона группировки могут входить другие медицинские учреждения.
В указанных случаях терактов, система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных, а следовательно, и группировка медицинских сил и средств территориально располагаются в пределах одного региона (гг. Москва, С.- Петербург). Такое положение позволяет более оперативно решать задачи по созданию группировки медицинских сил и средств и управлению, привлекаемыми медицинскими формированиями и учреждениями.
При террористических актах, сопровождающихся немногочисленными санитарными потерями (до 50 чел.) и при этом лечебные учреждения муниципального и регионального уровней в состоянии обеспечить оказание в оптимальные сроки необходимых видов медико-санитарной помощи пораженным в полном объеме с учетом имеющейся патологии, то принципиальная схема организации лечебно-эвакуационного обеспечения будет иная, чем при крупномасштабных терактах. Состав создаваемой группировки медицинских сил и средств, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий терактов, в основном ориентирован на муниципальный и региональный уровни здравоохранения.
Создаваемая система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при ликвидации последствий таких терактов территориально располагается в пределах границ конкретного субъекта Российской Федерации, а продолжительность ликвидации медико-санитарных последствий кратковременная, не превышает, как правило, трех часов.
Первый эшелон группировки медицинских сил и средств решает такие же задачи, что и аналогичный эшелон группировки, создаваемой для ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных терактов.
В состав первого эшелона группировки медицинских сил и средств включаются бригады скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф, санитарные автомобили (реанимобили), оперативная группа органа управления здравоохранением муниципального образования или от ТЦМК (по обстановке). Задачи, решаемые оперативной группой управления, можно возлагать на одну из наиболее подготовленных бригад скорой медицинской помощи либо службы медицины катастроф.
Так как сроки ликвидации медико-санитарных последствий таких терактов непродолжительные, то данное обстоятельство исключает необходимость развертывания вблизи зоны ЧС пункта медико-психологической помощи.
Создаваемая группировка медицинских сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий терактов муниципального и регионального масштабов с применением взрывных устройств и обычных средств поражения включает в себя, как правило, три эшелона, решающих практически одни и те же задачи, что и при крупномасштабных терактах. Главным их отличием является то, что в состав эшелонов не входят силы и средства федерального уровня, дислоцирующиеся за пределами данного региона.
5. Медико-санитарные последствии и обеспечение при вооруженных конфликтах(доводится на лекции).
Основными условиями, влияющими на организацию оказания медицинской помощи населению при вооруженных конфликтах являются: