Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.
БуланинЛ Л. Фонетика современного русского языка. М, ⌠Высшая школа, 1970.
Гвоздев А. И Вопросы изучения детской речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1948
ЖинкинН И Механизмы речи. М, Изд во АПН РСФСР, 1958.
Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: ⌠Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р. Е. Левиной М., ⌠Просвещение, 1965.
Л у р и я А. Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1969.
Лямина Г.М Физиологические основы развития речи. В кн ⌠Физиология высшей нервной деятельности ребенка. М, ⌠Медицина, 1968
⌠Очерки по патологии речи и голоса, вып. 1, 2, под ред проф С.С. Ляпидевского. М., Учпедгиз, 1960, 1963.
⌠Общая психология, под ред А В Петровского М, ⌠Просвещение, 1970
⌠Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3 лет, под ред. Н М. Щелованова. М., ⌠Просвещение, 1965.
⌠Развитие мышления и речи у аномальных детей ⌠Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 256, 1963
⌠Расстройства речи у детей и подростков, под ред проф. С. С Ляпидевского. М., ⌠Медицина, 1970, стр 5≈29, 30≈39, 40≈49
⌠Речь. Артикуляция и восприятие, под ред В А Кожевникова, Л А. Чистович. М.≈Л., ⌠Наука, 1965
Розенгард-Пупко Д.Л. Формирование речи у ребенка раннего возраста. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
⌠Сенсорное воспитание дошкольника, под ред. А. В. Запорожца, А. П, Усовой. М, Изд во АПН РСФСР, 1961.
Флоренская Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1948.
Хватцев М. Е Логопедия М, Учпедгиз, 1959
Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. ⌠Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948.
Ц у к е р М. Б. Введение в невропатологию детского возраста. М, ⌠Медицина, 1970.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Нарушения речи многообразны Они еще недостаточно изучены и систематизированы. Общепризнанной и общеупотребительной классификацией речевых нарушений пока нет.
На практике используются разные классификационные принципы в зависимости от преследуемой задачи анатомический, психологический, лингвистический и пр.
Логопедический принцип классификации речевых нарушений преследует определенные педагогические задачи Логопед должен, исходя из характерных внешних признаков речевого нарушения, построить максимально эффективную методику логопедического воздействия. Практический опыт позволяет логопедам обобщить наиболее часто встречающиеся речевые нарушения и разработать для каждой из них принципы логопедической работы.
В специальной части учебника последовательно даны основные виды речевых нарушений с соответствующими методиками их преодоления. При этом особое внимание уделяется расстройствам звукопроизношения, с которыми логопед, работающий в детских учреждениях, сталкивается в первую очередь.
Глава I РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА
МЕХАНИЗМЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ
Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.
В основе громкой речи и пения лежит образование гласных звуков. Гласные звуки обеспечивают голосовую звучность речи, но возможность понимания ее смыслового содержания зависит в основном от согласных. Поэтому в устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков, в основном согласных звуков речи, и второстепенное место принадлежит интонации, а в пении - голос; фиксированная мелодия является одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план, - словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.
Показательными в этом отношении являются следующие факты: когда взрослому, нормально говорящему человеку случается неправильно произнести тот или иной звук в слове, он ощущает какую-то неловкость во рту; если же певец фальшивит, то он может чувствовать непривычное ощущение в гортани. Диапазон певческого голоса всегда шире, чем диапазон речевого, который лежит обычно в нижней части певческого диапазона. Для бытовой речи оказывается достаточно 4 - 7 тонов.
Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.
Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний; высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).
Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.
Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок: на низких и средних тонах вибрирующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых друг к другу, раскрытие их происходит на короткий момент, колебания происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук получается богатый обертонами (тонами, дополнительными к основному тону), металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном звучании голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сближения голосовых связок (рис. 10).
Тембр - окраска, качество звука голоса. Тембр характерен: а) для голоса каждого человека; б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом. В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае - от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.
Координированная и сложная изменчивость всех этих свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает все богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека. В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует уже около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов: а) подсвязочного давления воздуха и б) действия массы и натяжения голосовой мышцы. Более новая - нейрохронаксическая теория. Автор ее - французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву (возвратному), в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Последние годы усиленно обсуждается правильность этих теорий.
Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом; в речевой и певческой практике создается так называемое кинестезии-мышечное чувство движений в гортани, но только при наличии слуха голос может получить свое полное развитие ≈ только слышащий ребенок научается полноценно говорить и петь: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр. Среди речевых звуков больше и прежде всего страдают гласные (они звучат неясно, глухо), затем свистящие звуки, страдает ударение.
Хорошее восприятие как речи, так и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т. е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.
Все сказанное говорит о том, что как речевой, так и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно разнообразные условнорефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием окружающей социальной среды.