ПМ 04. Выполнение работ по профессии
Методические указания
для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
ПМ 04. Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.01 и МДК 04.02
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
Составили: преподаватель Пузевич А.А.
Лазарева Т.Ф.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Данные учебные материалы являются необходимыми для подготовки к практическим занятиям на I курсе по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело" и включают в себя задания для самоподготовки студентов к занятиям в рамках опережающего обучения. Студенты при помощи заданий самостоятельно изучают материал, что позволяет преподавателю на занятии больше времени уделять развитию практических навыков и умений применения знаний в нестандартных ситуациях.
Пособие позволяет преподавателям оценить не только уровень знаний, но и степень подготовленности студентов к выполнению практических умений по изучаемым разделам.
Учебные материалы, изучаемые на практических занятиях по МДК01 и МДК 02, направлены на повторение и закрепление теоретических знаний по МДК01 и МДК 02, а также смежным дисциплинам: анатомии, биологии, фармакологии и др.
Для активизации и развития познавательной деятельности и самостоятельности даны задания обязательные к выполнению (помечены *) и задания дополнительные. Однако для получения оценки преподавателя необходимо выполнить не менее восьми заданий по каждой теме.
Данные учебные материалы могут являться основанием для создания рабочей тетради самоподготовки студентов.
Тема: «ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА.
Результаты исследования АД
№ | АД в покое | АД после физической нагрузки |
Механический тонометр Систолическое АД | Механический тонометр Систолическое АД | |
Диастолическое АД | Диастолическое АД | |
Пульсовое АД | Пульсовое АД | |
Цифровой тонометр Систолическое АД | Цифровой тонометр Систолическое АД | |
Диастолическое АД | Диастолическое АД | |
Пульсовое АД | Пульсовое АД | |
Механический тонометр Систолическое АД | Механический тонометр Систолическое АД | |
Диастолическое АД | Диастолическое АД | |
Пульсовое АД | Пульсовое АД | |
Цифровой тонометр Систолическое АД | Цифровой тонометр Систолическое АД | |
Диастолическое АД | Диастолическое АД | |
Пульсовое АД | Пульсовое АД |
Выводы:
3. Сделать заключение о том, как меняется АД после физической нагрузки и почему.
4. Сравнить свои результаты с результатами студентов Вашей группы.
*Задание 14 Характеристики дыхания.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответьте письменно на вопрос:
- Основные характеристики дыхания человека это:
1._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
- типы дыхания:
1. _________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
Задание 15 Определите понятия.
Выпиши определения, используя учебник по основам сестринского дела:
Одышка – это ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Заполните схему:
*Задание 16 Измерение частоты дыхательных движений.
Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции «Измерение частоты дыхательных движений»
Ответь письменно на вопрос:
Почему, измеряя частоту дыхательных движений пациенту, мы не должны информировать его об этом обследовании?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
- Впиши границы нормы частоты дыхательных движений:
________________________________________________________________________________________
- Определите понятия:
Апноэ– _____________________________________________________________
Брадипное– _________________________________________________________
Тахипное – __________________________________________________________
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________ Дата____________ Подпись_________
Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА
ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
Цель занятия:Познакомиться и изучить принципы инфекционного контроля в лечебно-профилактических учреждениях.
Задание 1*. Определите понятия.
Выпишите определения, используя материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал:
Инфекционный процесс -
Внутрибольничная инфекция -
Задание 2*. Цепочка инфекционного процесса.
Заполните следующую схему:
Задание 3. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, ответьте письменно на вопрос:
Основные факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________________
7._________________________________________________________________________________
8._________________________________________________________________________________
9._________________________________________________________________________________
Задание 4*. Механизмы и пути передачи инфекции.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, заполните таблицу:
Механизм передачи инфекции | Путь передачи | |
Воздушно - капельный | ||
Задание 5. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Ознакомьтесь с кратким содержанием основных приказов СЭР и заполните следующую схему:
Номер приказа или документа | Название приказа |
ОСТ 42-21-2-85 | |
СанПиН 2.1.3.2630-10 | |
№ | «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране» |
Задание 6*. Цепочка инфекционного процесса.
Из предложенных вариантов выберите соответствующие и составьте цепочку инфекционного процесса:
Заболевание: грипп
1.Человек, больной гриппом | 7. Верхние дыхательные пути |
2. Человек, перенесший грипп | 8. Пищеварительный тракт |
3. Человек, привитый от гриппа | 9. Воздушно – капельный путь |
4. Человек, не привитый от гриппа | 10. Немытые руки |
5. Кошка | 11. Предметы ухода |
6. Вирус гриппа |
Задание 7. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Используя полученные знания, письменно ответьте на следующие вопросы:
1.Мероприятия при выявлении педикулёза регламентированы Приказом №__________.
2.Действия медицинского персонала, препятствующие возникновению и распространению ВИЧ-инфекции, регламентированы ______________________.
3.Мероприятия, проводимые для профилактики возникновения и распространения вирусного гепатита В, регламентированы __________________________.
Задание 8. Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и алгоритм манипуляции, заполните следующие схемы:
Уровни мытья рук |
Защитная одежда |
3. Определите правильную последовательность гигиенической обработки рук:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
6. ________________________________________________________________
7. ________________________________________________________________
Задание 9*. Факторы риска сестринского персонала
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» заполните схему:
пациент |
сестра |
Задание 10*. Укладка АНТИ-СПИД.
Изучив алгоритм манипуляции «Укладка АНТИ-СПИД», отметьте на схеме ваши действия при попадании крови на слизистую глаза, носа, ротовой полости, на кожу.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________ Дата____________ Подпись_________
Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА
ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ.
Цель занятия:Познакомиться с технологией дезинфекции.
Задание 1*. Меры профилактики внутрибольничных инфекций.
Заполните схему, используя учебник «Основы сестринского дела» и лекционный материал.
№ п/п | Цепочка инфекционного процесса | Профилактические меры | Применяемые действия |
Источник инфекции | Организационные мероприятния | ||
Восприимчивый коллектив | |||
Задание 2*. Определите понятия.
Выпишите определения, используя учебник «Основы сестринского дела» и конспекты лекций.
Дезинфекция____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дезинсекция______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дератизация______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контаминация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деконтаминация__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3*. Виды, методы и средства дезинфекции.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела», заполните схемы:
Виды дезинфекции |
Методы дезинфекции |
2.
Способы химической дезинфекции |
Задание 4*. Техника безопасности при работе с дезинфектантами.
Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполните ситуационное задание:
А). Вы - медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.
1._________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________________
Б). Медсестра процедурного кабинета попросила студента 17 лет развести дезинфицирующее средство. Имеет ли право студент выполнять эту работу? Обоснуйте ответ.
_________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание 5. Принципы оказания первой помощи при отравлении дезинфектантами.
Заполните схемы
• При попадании в желудок
• При попадании в глаза
• При попадании в дыхательные пути
Изучив принципы оказания первой помощи при отравлении дезинфектантами, письменно выполните ситуационное задание.
У студента медицинского колледжа после приготовления хлорсодержащего дезраствора появились признаки раздражения кожи рук, отёка слизистых носа, затруднённое дыхание.
Определите, что случилось и причину этого происшествия
Составьте план первой помощи:
1.________________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________________________
Задание 6. Приготовление дезинфицирующих средств.
Познакомьтесь с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации» Составьте ООД для приготовления дезинфицирующих средств.
Задание 7. Обработка изделий медицинского назначения
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела», заполните схемы
А) Медицинский инструментарий (хирургический, гинекологический, стоматологический)
Использование
Б) Изделия одноразового применения
Утилизация
В) Изделия многоразового применения контаминирующие со здоровой кожей (грелка, пузырь со льдом)
Использование
Задание 8. Правила соблюдения санэпидрежима.
Составьте график кварцевания и проветривания процедурного кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.
Проветривание:
8.00-8.15 |
Кварцевание:
8.15-8.30 |
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________ Дата____________ Подпись_________
Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА
ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ.
Цель занятия: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.
Задание 1*. Определите понятия.
Выпишите определения, используя материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций.
Дезинфекция – ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Предстерилизационная очистка – __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Стерилизация – __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Асептика – _______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Антисептика –____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 2. Виды антисептики.
Изучив лекционный материал, заполните следующую схему:
Виды антисептики
Задание 3*. Моющие комплексы и щелочные растворы.
Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции «Приготовление щелочных и моющих растворов», выпишите основные моющие и щелочные растворы с указанием процентного соотношения:
Компонент | Процент | Кол-во компонентов на приготовление 1 л моющего раствора, г | Температурный режим | Время выдержки |
Моющие комплексы | ||||
Моющее средство «Биолот» | 0,5 | 40-45 градусов | 15 мин | |
Моющее средство «Лотос» | 1,5 | |||
Раствор перекиси водорода с моющим средством «Лотос» | 33,00 | |||
Раствор перекиси водорода с моющим средством «Лотос» | 3,0 0,5 | |||
Щелочной раствор | ||||
Раствор гидрокарбоната натрия |
Задание 4*. Приготовление моющих и щелочных растворов.
Составьте ООД для приготовления моющих и щелочных растворов.
Задание 5*. Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).
Ответьте письменно на вопросы, изучив материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций.
Какие основные задачи выполняет ЦСО?
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
Назовите основные структурные подразделения ЦСО.
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
Задание 6*. Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, заполните таблицу:
Этап | Название этапа | Действия | Цель действия |
Дезинфекции | - накопитель | ||
- | Уничтожение условно патогенных и патогенных микроорганизмов | ||
- | |||
Предстерилизационная очистка | - замочить в моющем растворе | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Задание 7. Контроль качества предстерилизационной очистки.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, найдите соответствие:
Название проб: Цель применения:Положительная реакция:
1)фенолфталеиновая А) наличие скрытой крови а)сине-зелёное окрашивание
2)азопирамовая Б) наличие остатков дезинфицирующих средств б)розовое окрашивание
3)амидопириновая В)наличие остатков моющих средств в)сине-фиолетовое окрашивание
Ответ:
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________
Заполните схему «Азопирамовая проба» (компоненты):
Азопирамовая проба проба |
Задание 8. Стерилизация изделий медицинского назначения
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, заполните схему
Контроль |
Химический |
Методы |
Виды |
Задание 9*. Стерилизация.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, выполните следующие действия.
· Заполните таблицу:
Метод стерилизации | Способ стерилизации | Режим стерилизации | Вид упаковки | Тест-контроль стерилизации |
Термический | Сухожаровой шкаф | 180 градусов 60 мин | ||
· Впишите в таблицу правильные ответы:
Основной режим паровой стерилизации | Предметы, подвергающиеся стерилизации | Щадящий режим паровой стерилизации |
132 градуса; 2 атм.; 20 мин Ответ: | 1.Тонкая резина | 120 градусов; 1,1 атм.; 45 мин Ответ: |
2.Стекло | ||
3.Изделия из коррозионно-устойчивого металла | ||
4.Перевязочный материал | ||
5.Изделия из латекса |
Задание 10. Сроки стерильности.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, заполните таблицу:
Вид упаковки | Срок хранения стерильности |
Бикс КС | |
Бикс КФ | |
Двухслойная бязь | |
Пергаменты | |
Крепированная бумага |
Задание 11*. Санитарно-противоэпидемический режим.
Используя полученные знания, составьте схему обработки металлических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):
Накопитель |
Контроль |
Задание 12. Профилактика внутрибольничной инфекции.
Используя полученные знания, решите письменно ситуационные задачи.
1.Вы работаете старшей медсестрой соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.
· Перечислите действия старшей медсестры:
2.Студентка медицинского колледжа проходит практику на терапевтическом отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.
· Составьте план мероприятий в данной ситуации:
· Перечислите содержание аптечки АНТИ-СПИД:
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
· Определите правильную последовательность гигиенической обработки рук:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
6. ________________________________________________________________
7. ________________________________________________________________
Задание 13. Профилактика внутрибольничной инфекции.
Используя полученные знания, заполните схему.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________ Дата____________ Подпись_________
Задание 3. Пути госпитализации пациентов в стационар.
Используя учебник «Основы сестринского дела» и лекционный материал напишите пути госпитализации пациента в стационар:
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________
3. ___________________________________________
4. ___________________________________________
Задание 4. Последовательность работы приемного отделения.
Заполните схему, используя учебник «Основы сестринского дела» и лекционный материал.
регистратура |
Задание 4*. Документация приемного отделения.
Выпишите названия журналов учетной документации приемного отделения:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
6. ______________________________________________________________
Задание 6*. Санитарно-противоэпидемический режим.
Повторив дезинфекцию, составьте алгоритм дезинфекции ванны после использования:
1. ___________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________
Задание 5*. Санитарно-гигиеническая обработка пациента.
Познакомьтесь с алгоритмами санитарной обработки пациента и заполните схему:
Задание 7*. Виды вшей.
Перечислите все существующие виды вшей:
Ответ: _______________(а); ________________(б); _________________(в); _______________(г).
Задание 8. Педикулез.
Познакомьтесь с алгоритмом осмотра и обработки пациента при выявлении педикулеза и заполните следующие таблицы:
· Противопедикулезная обработка пациента:
№ п/п | Вид паразита | Эпидемиологическая опасность | Противопедикулезное средство | Способ обработки | Экстренное извещение |
1. | Головная вошь | + | Медифокс | + | |
· Противопедикулезная укладка
Для медицинского персонала | Для пациента |
1. Халат | 1. Пелерина |
2. | 2. |
Задание 9. Транспортировка пациента в стационар.
Ответьте письменно на вопросы:
· В приемное отделение доставлен пациент в бессознательном состоянии, без документов. Какова последовательность действий медицинской сестры?
1.______________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________
· В отделение реанимации, минуя приемное отделение, доставлен пациент в тяжелом состоянии. Как правильно оформить документацию приема пациента в данной ситуации?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Используя полученные знания, решите следующие задания:
А). Верны ли следующие утверждения
№ | Вопрос | Да | Нет |
Основная функция приемного отделения – это прием пациента, его регистрация. | |||
Обязанность м/с приемного отделения является соблюдение правил асептики и антисептики при работе в процедурном, перевязочном кабинетах. | |||
Антропометрия включает измерение массы тела, температуры тела, роста. | |||
К документации приемного отделения относится «статистическая карта выбывшего из стационара» | |||
В случае необходимости консультации узких специалистов пациента при поступлении направляют в поликлинику. | |||
При наличии у поступившего пациента драгоценностей и документов, медсестра отдает их дежурному врачу. | |||
Если больного не госпитализируют, то его данные, объем оказанной мед. Помощи записывают в «Журнале регистрации амбулаторных больных». | |||
После оформления необходимой документации, поступившего пациента м/с приемного отделения отправила в лечебное отделение вместе с «Мед. Картой стационарного больного». | |||
В случае обнаружения педикулеза м/с приемного отделения заполняет «Листок временной нетрудоспособности» | |||
М/с реанимации заполняет паспортную часть «Мед. Карты стационарного больного», который доставлен в тяжелом состоянии, минуя приемное отделение. |
Б). Разгадайте кроссворд
П | Е | |||||||||
Е | Ь | |||||||||
Д | И | |||||||||
И | О | |||||||||
К | А | |||||||||
У | О | |||||||||
Л | А | |||||||||
Ё | ||||||||||
З |
Методические указания
для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
ПМ 04. Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.01 и МДК 04.02
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
Составили: преподаватель Пузевич А.А.
Лазарева Т.Ф.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Данные учебные материалы являются необходимыми для подготовки к практическим занятиям на I курсе по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело" и включают в себя задания для самоподготовки студентов к занятиям в рамках опережающего обучения. Студенты при помощи заданий самостоятельно изучают материал, что позволяет преподавателю на занятии больше времени уделять развитию практических навыков и умений применения знаний в нестандартных ситуациях.
Пособие позволяет преподавателям оценить не только уровень знаний, но и степень подготовленности студентов к выполнению практических умений по изучаемым разделам.
Учебные материалы, изучаемые на практических занятиях по МДК01 и МДК 02, направлены на повторение и закрепление теоретических знаний по МДК01 и МДК 02, а также смежным дисциплинам: анатомии, биологии, фармакологии и др.
Для активизации и развития познавательной деятельности и самостоятельности даны задания обязательные к выполнению (помечены *) и задания дополнительные. Однако для получения оценки преподавателя необходимо выполнить не менее восьми заданий по каждой теме.
Данные учебные материалы могут являться основанием для создания рабочей тетради самоподготовки студентов.