Поставьте ударение. Произнесите, соблюдая акцентологические нормы. Запомните постановку ударения в этих словах.
Рассредоточение, сосредоточение;
Маляр, столяр;
Приговор, договор;
Водопровод, газопровод, трубопровод;
Приобретение, благоприобретение;
Монолог, каталог, некролог;
Монументы, апартаменты;
Металлургия, буржуазия, индустрия, санитария;
Аристократия, бюрократия;
Нормирование, пломбирование.
Упражнение 13
В каком из слов ударная буква выделена верно, а в каком - нет?
Выпишите правильный вариант. Запомните постановку ударения.
КаталОг — катАлог, склАды — складЫ, квАртал – квартАл, щАвель - щавЕль, жАлюзи – жалюзИ, Инсульт – инсУльт, диспАнсер - диспансЕр, пАртер - партЕр, экспЕрт - Эксперт,шОфер– шофЁр,фенОмен - феномЕн,свЁкла-свеклА, Алкоголь – алкогОль, гЕнезис – генЕзис, экспЕрт – Эксперт, хвОя – хвоЯ, нефтепрОвод – нефтепровОд, цемЕнт – цЕмент, корЫсть – кОрысть, туфлЯ - тУфля, Искра – искрА,сирОты – сИроты, ломОта – ломотА,каучУк - кАучук, рОженица - рожЕница, сАжень – сажЕнь, кАмбала - камбалА, пЕтля – петлЯ.
Контрольные вопросы к § 3
Дайте определение понятия «акцентологические нормы».
2.Расскажите об особенностях постановки ударения в русском языке? В чем проявляется отличие от английского и французского языков?
Какое ударение называется подвижным, а какое – неподвижным?
Приведите примеры.
4.На что может указывать ударение?
5.Какие слова называются омографами? (ДЗ) Приведите примеры.
6.Расскажите о постановке ударения в существительных.
Домашнее задание:
1.§ 3 - Блок информации
2.Контрольные вопросы к § 3
Упражнение 8 (закончить), 12, 13
Словарная работа к занятию№ 4: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.
Повторите правила правописания согласных.
Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах и ПО (см. Приложение №6).
Индивидуальное задание:
Выступление на медицинскую на тему: «Функции медсестры в онкологическом отделении».
Занятие № 5
§ 4 Акцентологические нормы (общеупотребительная лексика). Постановка ударения в прилагательных и глаголах.
Словарная работа
Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание этих слов.
Карди`олог, кардиогр`амма, тон`ометр, гипотон`ия, гипертон`ия
Орфографическая разминка
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Запомните правописание удвоенных согласных.
Лабораторное ис…ледование, ис…кус…твенное питание, мас…аж, компрес…, ас…истент, ап…арат, сестринский процес…, ал…ергия, наследствен…ость, пес…имизм,перк`ус…ия, капил…яры, кристал…, кристал…ьный, ап…ел…яция, кал…ория, ап…тека. ан…отация, ап…л…икация, ил…юминация, ком…ентарий, им…итация, оп…онент, сим…уляция, цир…оз.
Выясните значение выделенных слов.
Пунктуационная разминка
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №6).
Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).
Многие паци…нты страдающие гиперт…нией на протяжении длительного врем…ни
(в )начале развития своих болезней этому с…мптому безусловно (не) пр…давали значения считая его лиш ? (мало)значительным возр…стным фактором.
Блок информации
I.Постановка ударения в прилагательных
1.Многие краткие прилагательные (без суффиксов в основе или с суффиксами –к-, -л-, -н-,
-ок- ) имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где оно переходит на окончание, например:
бл`еден, бледн`а, бл`едно, бл`едны; бл`изок, близк`а, бл`изко, бл`изки (то же самое относится к прилагательным: бойкий, веселый, вредный, глупый, глухой, голодный, гордый, горький, грубый, густой, дешевый, долгий, дорогой, дружный, жалкий, живой, зеленый, крепкий, кроткий, молодой, правый, пустой, редкий, светлый, сытый, тесный, тупой, холодный).
Некоторые из этих прилагательных имеют во множественном числе допустимую параллельную форму с ударением на окончании: бледн`ы, близк`и, вредн`ы, горд`ы, густ`ы, дружн`ы.
Исключение: легк`и,пр`авы.
2.Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение остается на основе: крас`ива— крас`ивее.
Практика
Упражнение 14
Образуйте формы женского, среднего рода и мн.ч. от следующих прилагательных; поставьте ударение, произнесите.
Образец: д`ёшев – дешев`а, д`ёшево, д`ёшевы.
Груб, редок, тесен, весел, вреден, глуп, горд, глух, густ, дорог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, сыт, бледен.
Упражнение 15
В каком из слов ударение поставлено верно, а в каком - нет? Правильный вариант запишите. Запомните постановку ударения в этих словах.
Оптовый — оптОвый, украИнский — укрАинский, гОспитальный – госпитАльный, кУхонный — кухОнный, навЕрх — нАверх, завИдно — зАвидно, слИвовый – сливОвый, красИвее – красивЕе, зУбчатый – зубчАтый, Августовский – августОвский, новорОжденный – новорождЕнный, мИзерный – мизЕрный, мАстерски – мастерскИ, Экспертный - экспЕртный, арАхисовый – арахИсовый, свЕкольный - свекОльный, вАловый – валовОй, гЕрбовый – гербОвый, одноврЕменный – одновремЕнный, мУскулистый – мускулИстый, озлОбленный – озлоблЕнный.
Блок информации