Анализ как особый вид управленческой деятельности

Анализ можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности, занимающий промежуточное звено между сбором информации и разработкой и реализацией обоснованных решений.

Анализ (пер с греч. – разложение) наиболее часто используется в двух пониманиях:

- всесторонний разбор, рассмотрение, изучение чего-либо;

- метод исследования путем расчленения, разложения целого на составные части

Наиболее распространенные цели проведения анализа в здравоохранении следующие:

- оценка деятельности учреждения, служб и отдельных работников;

- оценка эффективности работы органа управления;

- выработка мер по улучшению деятельности

- разработка прогноза развития;

- составление обоснованного плана развития;

- контроль за выполнением решений;

- оперативное регулирование деятельности;

- выявление узких мест и имеющихся резервов;

- подведение результатов деятельности за конкретный промежуток времени;

- обоснование экономического стимулирования.

Анализ деятельности ЛПУ включает оценку деятельности, исследование причин имеющихся проблем и поиск путей достижения лучших результатов, измеряемых конкретными показателями.

Смысл анализа деятельности – обеспечение принятия решений о реальных путях улучшения результатов, без чего проведение анализа становится бессмысленным.

Выделяют следующие виды проведения анализа:

- по целям и задачам;

- по объектам управления (структурно-функциональным подразделениям);

- по субъектам (органам) управления;

- по объему (полный, или комплексный, и локальный, или тематический);

- по периодичности (разовый и периодический – ежедневный, недельный, месячный, квартальный, годовой, многолетний);

- по охвату (сплошной и выборочный);

- анализ текущего положения как отправная точка бизнес-планирования (SWOT – анализ).

Этапы проведения анализа:

- постановка цели и составление программы;

- отбор информации, необходимой для изучения, и ее проверка;

- выбор и расчет показателей. При этом особое внимание обращается на сопоставимость, сравнимость и комплексность показателей;

- аналитическая обработка с использованием следующих процедур:

- проведение сравнения (с нормативами; в динамике с предыдущими периодами; со средними по территории или отрасли; с лучшими или оптимальными значениями);

- определение тенденций;

- выявление причинных связей;

- оценка влияния различных факторов;

- формирование и оформление выводов, и их использование в технологии управления (подготовка проектов решений, принятие решений, контроль реализации решений и оценка их эффективности).

Схематично алгоритм проведения анализа деятельности ЛПУ представлен на рис. 4.

При проведении анализа могут применяться различные методы - системный, экономический, декомпозиционный, последовательной подстановки, сравнительный, структуризации целей, нормативный, моделирования, функционально-стоимостной, балансовый, корреляционно-регрессионный, и т.д. Перечень применяемых методов зависит от целей анализа и подготовленности управленческого персонала. В обычных условиях управления набор применяемых методов должен как минимум включать те процедуры, о которых было отмечено выше на этапе аналитической обработки информации.

Анализ как особый вид управленческой деятельности - student2.ru

Рис. 4. Алгоритм проведения анализа деятельности ЛПУ

В обычных условиях управления набор применяемых методов должен как минимум включать те процедуры, которые перечислены выше. При этом важно правильное проведение сравнений на основе статистических методов, что зачастую осуществляется на практике с большими погрешностями, отрицательно влияющими на верность выводов.

При практическом применении метода статистического анализа наиболее часто допускаются следующие ошибки:

- проведение сравнений на основе недостаточно обработанных данных (не рассчитаны относительные показатели, и выводы делаются на основе абсолютных чисел; не рассчитаны показатели, характеризующие динамику процессов, и т.п.);

- смешение экстенсивных и интенсивных показателей (выводы о частоте и распространенности каких-либо явлений или их динамике можно делать на основании интенсивных показателей, тогда как на практике нередко неправильно делают такие выводы на основе экстенсивных показателей о структуре явлений);

- оценка темпа роста без учета исходного уровня (статисти­чески известно, что чем ниже исходный уровень, тем более выражен темп роста, и наоборот);

- сравнение без применения методов стандартизации таких показателей, которые характеризуют статистическую совокупность с разным составом по какому-либо признаку (пол, возраст, нозологические группы, и т.д.);

- сравнение несопоставимых или несравнимых результатов и явлений (например, при качественной неоднородности групп, при изменении классификации заболеваний), а также формальное сравнение цифр без учета качественных характеристик явлений, их внутри- и внесистемных связей.

Для разработки планов социально-экономического развития организации и бизнес-планов используются специфические методы, направленные на углубленный анализ текущего состояния дел.

Цели и задачи, которые ставит бизнес-план, должны быть достижимы и реалистичны. Кроме того, они должны учитывать положение организации по сравнению с конкурентами. Поэтому необходимо прежде всего определить сильные или слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения. В зарубежной литературе для данного процесса и метода анализа существует особый термин - SWOT-анализ. Методика SWOT-анализа применима во множестве ситуаций. Выполняя SWOT-анализ, лица, играющие ключевые роли в организации, рассматривают текущее состояние дел и выясняют:

· какие сильные (Strength) стороны имеются сейчас и как их можно усилить?

· каковы сейчас слабые (Weakness) стороны организации, которые необходимо устранить для успешной работы в будущем?

· какие возможности (Opportunities) есть сейчас и могут открыться в будущем?

· какие ограничения, узкие места (Throats) и проблемы, с которыми необходимо бороться, есть сейчас и могут появиться в будущем, нарушая планы?

Указанные вопросы заставляют обратиться как ко внутренним, так и к внешним условиям. Анализ сильных и слабых сторон - это в основном описание организации, для которой выполняется планирование, а рассмотрение возможностей и ограничений в основном связано с возможностями удовлетворения нужд потребителей и ограничениями, вносимыми присутствием конкурентов. Анализ текущего состояния - отправная точка бизнес-планирования. Описывая положение вещей па данный момент, он немедленно показывает, каковы некоторые из наиболее важных ваших целей и задач на будущее.

Наши рекомендации