Системный подход, системный анализ и моделирование – методологические основы научного познания управления здравоохранением

Вышестоящие уровни

Системный подход, системный анализ и моделирование – методологические основы научного познания управления здравоохранением - student2.ru (ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ЛПУ, ГЛАВНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ РЕГИОНА)

Системный подход, системный анализ и моделирование – методологические основы научного познания управления здравоохранением - student2.ru

Уровень врача

Рис. 5. Принципиальная схема информационно-аналитической системы врача

С учетом всех вышеотмеченных параметров разрабатываются и применяются различные схемы информационного обеспечения управления здравоохранением, с учетом их целевого предназначения.

Так, например, система информационного обеспечения тактического и оперативного управления здравоохранения Удмуртской Республики в квартальном режиме содержит следующие группы показателей:

- основные 40 показателей, характеризующих результативность оказания медицинской помощи;

- дополнительные 25 показателей, характеризующие состояние здоровья и обеспеченность ресурсами;

- 10 показателей грубых дефектов деятельности лечебно-профилактических учреждений.

По группе основных показателей на предстоящий год утверждаются их целевые значения. При этом в ежеквартальном режиме осуществляется компьютерный мониторинг целевых показателей с обобщенной оценкой достижения конечных результатов функционирования учреждений и территорий, корректируемых с учетом показателей грубых дефектов, оцениваемых экспертным путем. Это лежит в основе расчета уровня достижения результата, рейтинга территорий и назначения премий руководителям.

Дополнительно к этому в месячном и квартальном режимах реализуется также мониторинг использования основных видов ресурсов здравоохранения в разрезе городов и районов республики. Это осуществляется на основе соответствующих компьютерных технологий регионального уровня. Мониторинг содержит такие разделы, как использование ресурсов поликлинической, стационарной и стоматологической служб, скорой помощи, кадровых и финансовых ресурсов.

В годовом режиме традиционно обрабатывается и анализируется наибольший объем информации. Руководителям органов и учреждений здравоохранения республики в регламентированном режиме представляется мониторинг основных показателей здоровья и здравоохранения, причем в феврале – по предварительным, а в апреле – по окончательным данным. Окончательный анализ в годовом режиме является наиболее объемным документом, и состоит из трех частей.

Первая часть годового информационного бюллетеня формируется по функциональному принципу, и состоит из анализа в разрезе территорий УР по основным разделам деятельности (характеристика сети учреждений здравоохранения, обеспеченность населения медицинской помощью, охрана материнства и детства, стоматологическое обслуживание, профилактическая работа, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, работа вспомогательных служб, работа с медицинскими кадрами, финансирование здравоохранения, выполнение программы информатизации здравоохранения).

Вторая часть годового информационного бюллетеня формируется по структурному принципу, и содержит комплексную и рейтинговую оценки здравоохранения каждого города и района республики, а также республиканских лечебно-профилактических учреждений по утвержденным для них перечням целевых показателей. Третья часть содержит углубленный анализ смертности и заболеваемости населения. Данные всех трех частей информационного бюллетеня одновременно размещаются на WEB-сайте РМИАЦ МЗ УР (http:\\.rmcis.udmnet.ru)

Высокоэффективной формой информационного обеспечения управления здравоохранением региона на межотраслевом уровне является ежегодная подготовка и выпуск "Государственного доклада о состоянии здоровья населения УР", который тиражируется и доводится до сведения руководителей всех ветвей власти республики, глав администраций городов и районов, органов и учреждений здравоохранения. Кроме традиционных аналитических данных, в разделе "Региональные особенности здравоохранения" дается комплексная и рейтинговая оценка всех территорий республики по перечню из 14 показателей. Этот перечень включает общую, младенческую и материнскую смертность, позднюю госпитализацию экстренных хирургических больных, послеоперационную летальность, распространенность абортов, заболеваемость бациллярными формами туберкулеза и сифилисом, запущенность онкозаболеваний, охват грудным вскармливанием детей до 6 месяцев, долю аттестованных врачей и средних медработников, годовое функционирование коек в стационарах и врачебных должностей в поликлиниках.

Чрезвычайно важной проблемой является мониторинг эффективности проводимых преобразований в отрасли в долгосрочном режиме. Для решения этой проблемы в республике ежегодно формируются информационно-аналитические материалы по оценке динамики здоровья населения и функционирования здравоохранения за двадцатилетний период времени. Они предназначаются для руководства министерства здравоохранения региона, ведущих главных специалистов отрасли, а также для руководителей представительных и исполнительных органов власти.

Дополнительно ко всему вышеперечисленному необходимо добавить, что в месячном режиме осуществляется мониторинг основных показателей здоровья населения и финансово-экономической деятельности здравоохранения, а также реализации национального проекта "Здоровье", в разрезе городов и районов республики. При необходимости получения углубленной информации об использовании ресурсов поликлинической и стационарной службы в месячном режиме она представляется руководству МЗ УР по запросу, на основе соответствующих баз данных, формирующихся компьютерным путем.

Правильно организованное информационное обеспечение позволяет в значительной степени систематизировать потоки поступающей и обрабатываемой информации. Объемы информации постоянно возрастают, особенно в связи с широким применением средств вычислительной техники, а число лиц, принимающих решения, при этом не увеличивается. Объем информации увеличивается быстрее, чем управляющая подсистема успевает ее обрабатывать. И единственным способом ее сокращения без ущерба эффективности управления является "сжатие" информации, представляющей интерес для управления системой. Поэтому особое внимание необходимо уделять разработке методов комплексного получения и использования информации.

Известно, что программа развития ООН ежегодно составляет рейтинг стран по уровню жизни. При этом комплексно учитываются четыре главных показателя – доходы на душу населения, уровень образования, качество здравоохранения и средняя продолжительность жизни, на основе которых рассчитывается "индекс человеческого развития". Из 177 стран мира Россия занимала в 2006 году 67 место, в 2005 году – 65, в 2002 году – 57, в 2000 году – 62, а в 1998 году – 72 место. В последние годы подобные индексы начали рассчитываться и среди регионов России.

К обобщенным, комплексным показателям применяются все требования, которые предъявляются к обычным показателям. Вместе с тем, они должны отвечать и дополнительным управленческим требованиям, среди которых особо следует выделить следующие:

- выражение целенаправленности;

- ориентация на конечные результаты;

- системность;

- формализация вклада каждого показателя в комплексную оценку с учетом их неравнозначности и степени приближения к цели;

- содержание обобщенных сведений об имеющихся отклонениях в функционировании системы с оценкой оптимизирующего эффекта.

С учетом вышеназванных требований в Удмуртской Республике разработана и применяется методика обобщенной оценки показателей. Она основана на кибернетическом принципе регулирования по отклонениям с использованием методов целевого управления. Методика ориентируется на достижение конечных результатов функционирования подсистем и на возникающие при этом рассогласования.

Смысл получаемой обобщенной оценки (К) следующий: при идеальном функционировании подсистемы все реальные значения показателей или равны базовым, или лучше их, поэтому и отклонения равны 0 или имеют знак (-). Такой же характер будут иметь и отношения к базовым показателям, и вся обобщенная оценка, то есть подсистема работает без рассогласований, если К ≤ 0. Чем хуже функционирует подсистема, тем больше в ней отклонений, и тем более обобщенная оценка будет превышать нулевое значение (К >0). Тогда легко выявляются показатели, вносящие наибольший "вклад" в ее ухудшение, а значит - и требующие максимального внимания при управлении.

Обобщенная оценка выступает в роли критерия, смысл которого усиливается при его рассмотрении в динамике (при анализе функционирования одной и той же подсистемы) и по отношению к 0 (при оценке функционирования подсистем за один и тот же промежуток времени). Это позволяет объективно ответить на вопрос, как функционировала система и за счет каких разделов деятельности, что обычно бывает достаточно для начала новых циклов управленческого процесса и оценки качества осуществления предыдущих.

Для наглядности и удобства обобщенная оценка переводится в коэффициент уровня достижения результата (УДР), выраженный в процентах. Если в подсистеме нет рассогласований и обобщенная оценка равна 0, то УДР = 100%. Если подсистема функционирует лучше, чем определено базовыми показателями, то обобщенная оценка меньше 0, а значение УДР превышает 100%. И наоборот, если обобщенная оценка больше 0 (что говорит о большом уровне отклонений от нормативного функционирования), то значение УДР ниже 100%. В таком виде коэффициент УДР удобно использовать для подсчета оценки вклада в конечный результат, когда это необходимо выразить в более наглядной количественной мере, например, для начисления премии, и т.д.

Методика обобщенной оценки показателей уже более десяти лет применяется нами в управлении различными учреждениями и службами здравоохранения, что в значительной степени способствовало улучшению многих показателей за счет использования внутренних ресурсов отрасли. Показательным является использование этой методики для получения комплексного представления о функционировании системы охраны здоровья городов и районов республики при подготовке "Государственного доклада о состоянии здоровья населения республики".

Оптимизация информационно-аналитического обеспечения является важнейшей предпосылкой для повышения эффективности управления. Однако следует особо подчеркнуть, что если руководители не используют представляемую информацию для принятия и оценки эффективности решений, то управленческий цикл оказывается незавершенным и безрезультатным. Формирование у руководителей потребности в управленческой информации и понимания своей роли в процессе управления является актуальной задачей информатизации здравоохранения на всех уровнях.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение управления с точки зрения его содержания, технологии и информационной сути.

2. Какие общие науки обеспечивают наибольшее влияние на науку управления?

3. Какие составные части выделяются в теории, практике и искусстве управления?

4. В чем заключается сущность системного подхода с системного анализа?

5. Перечислите основные методы проведения системного анализа.

6. Что такое моделирование?

7. Что может быть непосредственным результатом проведения системного анализа в здравоохранении?

8. Охарактеризуйте суть информационного обеспечения управления.

9. Какие этапы выделяются в технологии управленческого процесса?

10. Какие функции управления выделяются в теории управления?

11. Что такое структура и связи системы управления?

12. Охарактеризуйте суть ситуационного управления.

13. Сформулируйте определения понятий “информация”, “медицинская информация”, “показатель”, “оценка”, “критерий”?

14. Какие основные группы выделяют при классификации медицинской информации и показателей?

15. Каким требованием должна отвечать управленческая информация?

16. Какие требования должны предъявляться к комплексным показателям для управленческих целей?

17. Охарактеризуйте основные процедуры аналитической обработки информации в здравоохранении.

Задания для самостоятельного выполнения на практических занятиях

1. Сформулировать цели на примере управления общей врачебной практикой, используя нормативно-юридический принцип и соответствующее положение, утвержденное министерством здравоохранения и социального развития РФ (приложение 1).

2. Смоделировать структуру системы управления детской поликлиники на основе положения об этом лечебно-профилактическом учреждении (приложение 2).

3. Сформировать структуру и дать краткое описание функции руководства здравоохранением.

4. Разработать схему информационного обеспечения управленческой деятельности главного врача центральной районной больницы на основе положения об этой должности (приложение 3).

5. На основе процедуры сравнения провести аналитическую обработку медицинской информации, включенной в схему информационного обеспечения территории (приложения 4, 5). Сформулировать комплексную оценку эффективности управления и обосновать наиболее значимые проблемы, ухудшающие функционирование территориальной системы здравоохранения.

6. Сформулировать и обосновать ведущую проблему здравоохранения территории на основе аналитической обработки представленной медицинской информации (приложение 4). Смоделировать технологию управления на примере решения выделенной проблемы с использованием системного анализа.

7. Сформировать комплексную систему методов управления персоналом центральной районной больницы.

Список рекомендуемой литературы

1. Гасников В.К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении: Учебное пособие / – Ижевск, 1997. – 169 с.

2. Гасников В.К. Особенности управления здравоохранением региона в условиях социально-экономических преобразований. – Ижевск, 2006.– 360 с.

3. Гасников В.К., Савельев В.Н. Трансформация систем управления Российским здравоохранением в XX столетии // В.К. Гасников, В. Н. Савельев / Исторические особенности динамики здоровья населения и развития здравоохранением. – Ижевск, 2007. – С. 44-53.

4. Оптимизация процесса принятия и контроля реализации управленческих решений // Методич. рекоменд. № 99/197.Утв. МЗ РФ 30.12.99 / Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Сибурина Т.А. и др. –М.,2002. –32 с.

5. Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление: теория и практика // В.И. Стародубов, Т.К. Луговкина / – М.: Медицина, 2003. – 192 с.

6. Стрелков Н.С., Гасников В.К., Савельев В.Н. Об особенностях развития современных процессов народонаселения в Удмуртской Республике // Н.С. Стрелков, В.К. Гасников, В.Н. Савельев / Экология, демография и здоровье финно-угорских народов: Матер. межд. симп. – Ижевск, 2006. – С. 3-14.

7. Управление здравоохранением: учебник / под ред. В.З. Кучеренко. – М., 2001. – 448 с.

8. Чеченин Г.И. Системный подход и системный анализ в здравоохранении и медицине: учебное пособие / Новокузнецк, 2002. – 148 с.

9. Шиган Е.Н. Системный подход в управлении здравоохранением: руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / М., 1987. – Т. 2. – С. 41-65.

Приложение 1

ПОРЯДОК

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК

Примерная структура детской поликлиники

(Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 56)

Руководство поликлиники, в том числе

- административно-хозяйственная часть.

Информационно-аналитическое отделение:

- регистратура;

- оргметодкабинет (кабинет статистики).

Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):

- кабинеты педиатров участковых;

- кабинет здорового ребенка;

- прививочный кабинет;

- процедурный кабинет.

Консультативно-диагностическое отделение:

- кабинеты врачей-специалистов;

- кабинеты функциональной диагностики;

- кабинеты лучевой диагностики.

Лаборатория.

Отделение неотложной медицинской помощи.

Отделение восстановительной медицины.

Отделение медико-социальной помощи.

Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:

- медицинские кабинеты образовательных учреждений.

Дневной стационар.

Стационар на дому.

Врачебный здравпункт.

Фельдшерский здравпункт.

Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ

о главном враче центральной районной больницы (главном враче района)

(Приложение 4 к приказу Министерства
здравоохранения СCCP № 185 от 26 февраля 1982 г.)

1. Главный врач несет непосредственную ответственность за организацию и уровень здравоохранения района, работу всех учреждений здравоохранения, качество оказания медицинской и лекарственной помощи населению района.

2. Главный врач осуществляет руководство деятельностью центральной районной больницы, отвечает за всю профилактическую, лечебно-диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы.

3. Главный врач назначается из числа квалифицированных врачей, имеющих опыт лечебной и организационной работы; утверждается и увольняется соответствующим исполкомом Совета народных депутатов по согласованию с областным (краевым) отделом (управлением) здравоохранения, министерством здравоохранения автономной и союзной (не имеющей областного деления) республики.

4. Главный врач находится в непосредственном подчинении соответствующего исполкома Совета народных депутатов н вышестоящих органов здравоохранения.

5. Главный врач руководит здравоохранением района в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденных Законом СССР от 19 декабря 1969 года, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного здравоохранения, приказами, указаниями и инструкциями Министерства здравоохранения СССР, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов здравоохранения и исполкома Совета народных депутатов, действующим законодательством.

6. В соответствии с основными задачами, главный врач разрабатывает и осуществляет:

6.1. Проведение мероприятий, направленных на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также снижение общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, детской и общей смертности;

6.2. Руководство и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения района;

6.3. Планирование развития сети лечебно-профилактических учреждений района, укомплектование врачебными, средними медицинскими и другими кадрами, оснащение учреждений здравоохранения медицинской техникой, обеспечение санитарным автотранспортом;

6.4. Общее наблюдение и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, других министерств и ведомств (железнодорожного транспорта, МГА и др.), находящихся на территории района.

7. Для усиления оперативного руководства здравоохранением района при главном враче и под его руководством создается медицинский совет по вопросам здравоохранения района, на котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием и совершенствованием здравоохранения, охраной здоровья и оказанием медицинской помощи населению района.

7.1. В состав медицинского совета по вопросам здравоохранения района должны входить следующие ответственные работники и специалисты: заместители главного врача больницы - врачи, главный врач районной санитарно-эпидемиологической станции, заведующий поликлиникой (амбулаторией) центральной районной больницы, заведующий центральной районной аптекой, председатель райкома профсоюза медицинских работников, председатель райкома общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).

7.2. Персональный состав медицинского совета по вопросам здравоохранения района утверждается исполкомом Совета народных депутатов по представлению главного врача района.

8. Для организационно-методического руководства учреждениями здравоохранения района, разработкой и осуществлением основных мероприятий в области профилактики заболеваний, санитарно-гигиенического воспитания и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди населения района, анализа и оценки состояния здравоохранения района и работы лечебно-профилактических учреждений главный врач использует организационно-методический кабинет и врачей-специалистов центральной районной больницы.

9. Главный врач организует и обеспечивает:

9.1. Анализ общей заболеваемости и смертности населения, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности среди работников сельского хозяйства (колхозников и рабочих совхозов), а также рабочих и служащих промышленных предприятий, расположенных на территории района. На основе анализа полученных данных обеспечивает разработку и осуществление комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения района.

9.2. Систематическое изучение причин заболеваемости и смертности детей с последующей разработкой мер по их устранению, улучшению работы по оказанию лечебно-профилактической помощи детям и матерям, повышению эффективности профилактических мероприятий, патронажа детей и беременных, их диспансерного наблюдения.

9.3. Преимущественное медицинское обеспечение ведущих групп сельского населения, занятых в важнейших отраслях сельского хозяйства (механизаторы, животноводы, работники полевых бригад и др.), а также подростков, занятых в сельскохозяйственном производстве и системе профессионально-технического образования, в соответствии с существующими положениями.

9.4. Квалифицированную и доступную для населения района амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь. При необходимости, использует передвижные виды врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки и др.).

9.5. Систематическую организационно-методическую консультативную и практическую помощь врачам и средним медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений района.

9.6. Повышение профессиональной квалификации врачей, среднего медицинского и другого персонала с использованием существующей системы специализации и усовершенствования.

9.7. Своевременное внедрение и широкое применение в практике лечебно-профилактических учреждений района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных; в том числе восстановительного лечения, а также передовых методов работы учреждений здравоохранения.

9.8. Расширение объема и повышение эффективности диспансеризации населения, в соответствии с действующими положениями и инструкциями.

9.9. Проведение плановых (ежемесячных и ежеквартальных) совещаний и практических конференций медицинских работников района по наиболее актуальным вопросам медицинского обслуживания населения.

10. Главный врач несет ответственность:

10.1. За развитие материально-технической базы здравоохранения, выполнение планов развития сети, строительство и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, рациональное и эффективное использование медицинских и других кадров, медицинской техники, лекарственных средств, бюджетных ассигнований.

10.2. За качество и культуру работы учреждений здравоохранения района, их надлежащее санитарно-гигиеническое состояние.

10.3. За своевременное и качественное обследование и лечение больных в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, образцовый уход, чуткое и внимательное отношение к больным в лечебно-профилактических учреждениях района.

10.4. За постановку и уровень врачебной экспертизы в лечебно-профилактических учреждениях района, за порядок и обоснованность выдачи больничных листков, за хранение и учет бланков больничных листков в соответствии с действующим положением;

10.5. За привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию населения, района и работы учреждений здравоохранения.

10.6. За готовность учреждений здравоохранения района в соответствии с требованиями гражданской обороны и других специальных указаний.

10.7. За своевременность и достоверность статистического учета и отчетности в учреждениях здравоохранения района.

11. Главный врач имеет право:

11.1. Издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками здравоохранения района.

11.2. Осуществлять подбор и расстановку руководящих кадров (главных врачей районных и участковых больниц, диспансеров, родильных домов, амбулаторий и других учреждений здравоохранения района) и работников ЦРБ, производить их назначение и увольнение в установленном порядке.

11.3. Распределять по учреждениям здравоохранения района: медицинские и др. кадры, прирост (и перераспределение) коечного фонда, ассигнования, капиталовложения, средства на капитальный ремонт учреждений, медицинское оборудование и аппаратуру, санитарный транспорт и другие материальные ресурсы.

11.4. Увеличивать и уменьшать, а также перепрофилировать коечный фонд больниц и других учреждений района в пределах плана и бюджета здравоохранения района.

11.5. Поощрять, накладывать взыскания на медицинских и других работников учреждений здравоохранения района.

11.6. Представлять здравоохранение района в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и других организациях.

11.7. Вносить на рассмотрение и обсуждение соответствующего исполкома Совета народных депутатов вопросы и мероприятия, направленные на улучшение медицинского обслуживания и усиление охраны здоровья населения района.

11.8. Систематически анализировать и контролировать работу лечебно-профилактических учреждений района путем: проверок состояния работы отдельных учреждений, заслушивания отчетов о деятельности главных врачей больниц, поликлиник (амбулаторий), диспансеров и др.

12. Главный врач обязан:

12.1. Периодически (не реже двух раз в год) отчитываться о работе центральной районной больницы и здравоохранении района перед населением.

12.2. Своевременно представлять установленную статистическую отчетность о деятельности центральной районной больницы и здравоохранении района, обеспечивая достоверность отчетных данных.

12.3. Регулярно принимать участие в работе общественного совета и создавать необходимые условия для его работы.

Раздел 4

Медицинская статистика

Статистика

Статистика - самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей. Отличие статистики, как науки, от математики заключается в том, что предметом изучения статистики являются количественные закономерности

* Существует еще и межгосударственный уровень управления здравоохранением, который осуществляет Всемирная Организация Здравоохранения – ВОЗ. Этот уровень находится за пределами рассмотрения проблематики настоящего раздела.

Системный подход, системный анализ и моделирование – методологические основы научного познания управления здравоохранением

Системный подход - знания мира, основанные на представлении о мире как о системе. Система рассматривается как комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных между собой и функционирующих как единое целое.

Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образуют определенную целостность, единство. Поэтому представление об изучаемом объекте как о целостной системе является исходным пунктом системного подхода, всякого системного изучения.

Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы, внутренняя среда и связи.

Вход в систему - это любые материальные, энергетические, информационные или другие потоки (входные данные), пересекающие границы системы. Они идут из внешней среды; последние с помощью этих входных данных влияет на состояние системы.

Процессы системы - это определенные наборы действий (операций), которым подвергаются вводимые в систему входные данные, в результате чего они преобразуются в конечный продукт функционирования системы (выходные данные).

Выход системы - конечный продукт деятельности системы, который проявляется в виде преобразованных входных данных. Выходные данные влияют на внешнюю среду, а через нее - и на функционирование самой системы.

Внутренняя среда системы – это все, что находится внутри границ системы. Все, что не относится к конкретной системе, и находится за ее границами, является внешней средой системы.

Связи системы - это ее взаимодействия как между элементами системы (внутрисистемные связи), так и с внешней средой (внесистемные связи).

Наиболее общее принципиальное изображение любой системы представлено на рис. 1.

Системный подход, системный анализ и моделирование – методологические основы научного познания управления здравоохранением - student2.ru

Рис. 1. Схематичное представление системы

При системном подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- делимость на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более высокого уровня в качестве их составных частей, или подсистем;

- ориентация всех подсистем на достижение единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- исчезновение или изменение качеств системы при изменении набора ее элементов;

- наличие целостной структуры (внутренней формы организации) системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Системный подход наряду с такими общенаучными методами, как логический, математический, вероятностный, статистический, кибернетический и др., применим в различных областях науки, и имеет общеметодологическое значение.

Системный анализ – является методом научного анализа конкретных проблем, основанным на концепции системного подхода. Системный анализ имеет выраженное прикладное направление, является методом решения конкретных проблемных ситуаций, и совокупность его методических приемов каждый раз должна соответствовать решаемой конкретной задаче. Основные принципы системного анализа вытекают из общих положений и методологических идей системного подхода, под влиянием и на основе которых он и возник. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

- анализ конкретной системы и ее компонентов;

- выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;

- разработка моделей оптимизации системы;

- синтез оптимизированной системы;

- анализ результатов функционирования оптимизированной системы.

Объектами, на которые направлено проведение системного анализа, являются основные компоненты системы - вход, выход, процессы, структура среды, внутри- и внесистемные связи.

Существуют различные методы проведения системного анализа. Наглядную и удобную классификацию методов системного анализа предложил Шиган Е.Н. Он делит эти методы на две группы - по содержанию применения и по цели использования.

В первой группе методов системного анализа - по содержанию применения - выделяются следующие:

- вербальные методы - методы качественного, словесного описания системы, ее целей, функций, структуры, взаимодействия, связей, процессов и т.д.;

- графические методы - методы наглядного изображения с помощью различных элементов - точек, линий, связей - вербального описания системы. Чаще всего применяется построение “дерева” для разделения целых категорий (целей, функций, задач, проблем и др.) на составные части; формирование “блок-схем” для характеристики динамических процессов, функционирования объектов, состава структур; разработка “сетевых графиков” достижения целей и направления результатов;

- экспертные методы - методы на основе обобщения мнения специалистов при анализе трудноформализуемых целей, задач, проблем;

- математические методы - методы математического описания и моделирования систем, ее компонентов, проблемных ситуаций.

Во второй группе методов системного анализа - по цели использования - выделяются следующие методы:

- методы декомпозиции основаны на разложении целого на части. Эти методы применяются при декомпозиции проблемы на субпроблемы, системы - на подсистемы, цели - на подцели и т.д. Декомпозиция может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. Методы композиции направлены на решение прямо противоположных методу декомпозиции задач, т.е. на составление целого из частей;

- методы упрощения систем используются для уменьшения сложности системы. Он основан на эквивалентном преобразовании сложной системы в более простую при сохранении целостности, информативности, назначения и способа функционирования системы. Чаще всего используется исключение отдельных элементов или их связей, а также их свертывание в более общие объединенные подсистемы;

- методы оценки структурной адекватности позволяют оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные подсистемы, в какой степени деятельность каждой из подсистем соответствует цели, как соответствуют структура и функции системы друг другу и между собой и т.д.;

- методы оценки взаимодействия структурных частей направлены на изучение связей в системе, ибо без них не может существовать ни одна из систем. Анализ взаимосвязей в системе и за ее пределами является основой любого системного анализа. При этом связи классифицируются, устанавливаются их типы и характер, сила направленности, наличие и степень развития, дублирование и т.д.;

- методы оценки устойчивости систем во времени и пространстве. Временной фактор может изучаться в трех аспектах - в историческом (происхождение системы и ее развитие), на данный момент (диагностический анализ реально функционирующей или создаваемой системы) и на перспективу (прогнозирование поведения и развития системы). Любая система функционирует в пространстве, и для ее изучения используют различные методы вербального, графического и математического описания.

При проведении и использовании системного анализа особое место занимает моделирование.

В одних случаях моделирование выступает как метод системного анализа, в других - как его результат, в третьих - как способ решения проблемных ситуаций. Но в любом качестве моделирование является одним из ведущих методов познания таких объектов и решения таких задач, которые практически невозможно изучать в “натуре”. В таких случаях для изучения объектов применяются новые вспомогательные промежуточные объекты (модели), имеющие определенные соответствия с изучаемыми оригиналами. Таким образом, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как процесс создания и представления ре

Наши рекомендации