Соображения структурного характера

Гарланд (Garland, 1994) суммировал те структурные изменения, которые, вероятнее всего, могут оказывать угнетающее воздействие на нормальное дыхание. Это либо подстройка, либо психологическое вмешательство, которые действую, если их не нормализовать хотя бы частично.

Он описывает ряд изменений, включающих в себя:

Висцеральный застой/слабость тазового уровня, дисбаланс мышц живота и мышц, выпрямляющих позвоночник, ограничения в фасциях от центрального сухожилия через фасцию перикарда к основанию затылочной кости, подъем верхних ребер с повышением напряжения реберных хрящей, дисфункция грудного отдела позвоночника и вероятные нарушения в симпатическом отделе, повышение тонуса дополнительных дыхательных мышц и фиброз, создание ригидности в шейном отделе позвоночника и, как следствие, фиксированный лордоз, снижение подвижности 2-го шейного сегмента с нарушениями выходного сигнала от блуждающего нерва… и еще многое.

Эти изменения, по его мнению:

Физически и физиологически противодействуют биологически устойчивым паттернам и, вовлекая их в порочный круг, приводят к аномальному функционированию, изменяющему структуру, что затем не позволяет осуществить возврат к нормальной функции.

Проще говоря, пока не будет определенного уровня нормализации машины, ее нельзя будет нормально использовать, в каких бы направлениях человек это ни пытался делать. Вместе с тем:

Если можно оказать помощь человеку с гипервентиляцией за счет минимизации эффекта соматических изменений, и если такие структурные изменения могут обладать возможностями к изменениям, то более эффективными могут оказаться терапевтические вмешательства, подразумевающие обучение правильному дыханию и консультации.

Он делает следующий вывод:

При гипервентиляции, когда психология человека является главным ошеломляющим его самого фактором, роль остеопата может оказаться очень благотворной.

Льюит (1980) уделял должное внимание структуре и функции и их связям с дыханием. Он говорит:

Наиболее важным нарушением в дыхании является перенапряжение вспомогательных верхних мышц за счет подъема грудной клетки при спокойном дыхании.

Смысл этого точно такой же, что был описан Гарландом.

Другие исследователи изучали связь между дыханием и функцией скелетно-мышечной системы. Например, Каммингс и Хауэлл (Cummings and Howell, 1990) наблюдали за влиянием дыхания на миофасциальное напряжение и четко показали, что существует механическое воздействие дыхания на миофасциальные ткани в состоянии покоя (оценивались ткани сгибателей локтя).

Они также приводят в качестве примера работу Кисельковой и Георгиева (Kisselkova and Georgiev, 1976) и их результаты по активности ЭМГ в состоянии покоя в двуглавой мышце плеча, четырехглавой мышце бедра и икроножной мышце, «которые после пробы с нагрузкой на велоэргометре попадали в цикл дыхания, что указывало на получение мышцами нервных импульсов из дыхательных центров».

Было сделано следующее заключение:

Эти исследования документально подтверждают наличие как механического, так и нервного влияния на напряжение, создаваемое мышечно-фасциальными тканями, что дает объективное подтверждение наблюдаемого в клинике влияния дыхания на скелетно-мышечную систему и его потенциальной роли в манипуляторной терапии.

Дыхание и мышечная боль

Д-р Марк Пеллегрино (Mark Pellegrino1993/1994) из Университета штата Огайо изучал синдром фибромиалгии (ФМС) и его связь с болями в груди.

Он отмечает, что «пациенты с ФМС более подвержены приступам паники или тревоги, особенно, если оказываются в стрессовой ситуации.

Нарушения нормального дыхания часто связаны с симптомами тревожности. Гипервентиляция и тревожность часто находятся в тесной связи со слабой устойчивостью к стрессу.

В простейшем виде эти связи выглядят следующим образом:

  • На ситуацию, которую он считает стрессовой, человек привычно реагирует поверхностным дыханием с использованием только верхней части грудной клетки, а не диафрагмы.
  • Такой паттерн дыхания перерастает в навык, причем имеет обыкновение сохраняться и тогда, когда стресс отсутствует (даже во время сна); при стрессе же он становится еще более явным.
  • При таком паттерне дыхания избыточно активными и перенапряженными становятся дополнительные дыхательные мышцы, часто там возникают локальные болезненные области.
  • Могут возникать головные боли, вызванные раздражением локальных нервных структур в этих мышцах, а также, если в дело вступают проблемы с циркуляцией и венозным оттоком от головы. Это также может вызывать головокружения, ощущения «пустоты в голове» и, возможно, головную боль.
  • Гипервентиляционный паттерн приводит к избыточному «вымыванию» углекислого газа, что вызывает снижение уровня углекислоты в крови и соответствующий алкалоз.
  • Алкалоз автоматически вызывает ощущения опасности и тревожности, что еще больше ухудшает паттерн дыхания. Соответственно, учащаются приступы паники и даже проявления фобий.
  • Кроме того, алкалоз приводит к тому, что нервные окончания становятся повышенно чувствительными, и человек жалуется на боли в тех ситуациях, которые раньше характеризовались не более, чем дискомфортные.
  • Алкалоз также вызывает сужение сосудов головы, соответственно снабжение кислородом этой области ухудшается.
  • Вместе с увеличивающимся чувством возбуждения/тревоги и недостаточным снабжением головного мозга кислородом, также возникает тенденция к том, что кислород крови более тесно связывается молекулами гемоглобина, что ведет к снижению оксигенации тканей и большей утомляемости.
  • Наблюдается неадекватная оксигенация и задержка кислотных остатков в перегруженных мышцах; мышцы при этом становятся болезненными и твердыми.
  • Мышцы, подвергающиеся перегрузке при неправильном паттерне дыхания, являются преимущественно ответственными за поддержание правильной позы (косые, грудино-ключично-сосцевидная, грудная, трапециевидная, мышца, поднимающая лопатку). При повторных стрессах они все больше вовлекаются в одышку, укорачиваются, становятся жесткими и болезненными, в них возникают триггерные точки.

Помните, что наиболее распространенными зонами болезненных точек ФМС – и триггерных точек тоже – являются именно эти мышцы шеи, плеча и груди.



  • Повышенное напряжение этих мышц добавляет ощущения усталости, потому что мышцы постоянно и непродуктивно потребляют энергию даже во время сна.
  • Неправильный паттерн дыхания ведет к ограничениям позвоночных суставов, соединяющихся с ребрами, которые, по причине отсутствия движения из-за поверхностного дыхания, лишены регулярного (при каждом дыхательном цикле) движения. Соответственно, возникают негибкость и ощущения дискомфорта.
  • Также наблюдаются вызывающие боль ограничения в местах прикрепления ребер к грудине.
  • Аналогичное отсутствие движения диафрагмы приводит к тому, что органы пищеварительной системы лишаются регулярного (при каждом дыхательном цикле) ритмического «массажа» при подъеме и опускании диафрагмы.
  • Поверхностное дыхание ограничивает действие насосного механизма между грудной клеткой и животом, который в нормальном состоянии способствует венозному возврату от ног к сердцу. Может наблюдаться похолодание стоп и ног и ухудшение симптоматики.
  • Межреберные мышцы становятся напряженными и жесткими, вероятно возникновение боли в груди и чувства невозможности дышать глубоко и полной грудью.

Не следует недооценивать последствия респираторной дисфункции, которая приводит к реальной гипервентиляции, поскольку хоть ее воздействие на здоровье может быть и хоть и не столь драматичным, чем описанные выше эффекты, тенденции, тем не менее, будут вполне очевидными (см. Тематическую вставку 11 по гипервентиляции).

Наши рекомендации