Аутокатализ процессов самоорганизации
Итак, важнейшей составляющей процесса системного оздоровления является обеспечение условий успешного раскрепощения глубинных творческих энергий исцеляемого организма, что возможно лишь при вполне определенных трансформациях психической деятельности, носящих как содержательный, так и акцентный характер. Если для психологически незрелых и эмоционально зависимых от внешней поддержки индивидуумов в психологическом сопровождении оздоровительного процесса необходимо суггестивно интенсифицировать дремлющую в архаичных глубинах психики веру в могущество фигуры целителя и волшебную силу применяемых им методов и средств, то для личностно зрелых и социально активных индивидуумов более эффективным и целесообразным оказывается прямо противоположный подход, который можно назвать обучением мастерству самооздоровления. Последнее подразумевает последовательное опытное освоение самых различных приемов методов и техник психической саморегуляции, начиная от простейших релаксационных процедур и заканчивая мастерским совершенствованием психолого-практических рекомендаций, объединенных под названием «система К.С. Станиславского».
К сожалению, ни первый, ни второй подходы к созданию, развитию и укреплению психосоматической культуры граждан в настоящее время не является предметом интереса чиновников, ответственных за общественный институт здравоохранения. Камень преткновения сокрыт в элементарном непонимании масштаба и характера связанности психической и физиологической сторон жизнедеятельности организма человека. Духовное и телесное в представлении лиц, ответственных за выработку и реализацию концепций оздоровления населения, по-прежнему остаются разорванными и чуть ли не изолированными друг от друга. Мало кто из организаторов массовых оздоровительных кампаний в достаточной мере осознает неисчерпаемые оздоровительные возможности психической саморегуляции и целебное могущество применения адресно формулируемых конструктов.
Недостаточно понимается глубинная тождественность процессов фокусирования внимания и движения энергоинформационных потоков, которые, собственно, и организуют все регуляционные процессы в организме человека. Чиновники от медицины по-прежнему уповают на всесилие антисептики, фармакологии и формально-бюрократической диспансеризации, не понимая того, что только широкое психолого-практическое просвещение и реальное обучение людей искусству направленной гармонической трансформации собственной психосомы поможет в будущем разрешить весь комплекс многотрудных проблем, связанных с творческим общесоциальным здравосозиданием.
Система, сконструированная из такого рода просветительских, воспитательных и образовательных мероприятий, должна быть повсеместно распространяемой, всеохватной, сложно дифференцированной, гибко управляемой и сквозной в возрастном отношении, т. е. адекватно адаптируемой к особенностям восприятия и возможной обучаемости индивидуума на различных этапах его психофизиологического и личностного развития, начиная от пренатальной педагогики и заканчивая публичными спецкурсами, ориентированными на обучение искусству охранения здоровья пожилых людей.
13. Проектирование будущих исследований
и перспективы развития психотронного подхода в медицине
Высокая эффективность применения предлагаемой системы мер оздоровительного воздействия проверена группой сотрудников, возглавляемых автором настоящей работы, в ходе проведения оздоровительных мероприятий в различных аудиториях, как во время проведения публичных лекториев, так и в процессе продолжительной (одногодичной и трехгодичной) работы с группами лиц, страдавшими различными заболеваниями. Однако для конкретизации психотехнологических рекомендаций, предлагаемых к использованию будущими психопедагогами-оздоровителями, и для уточнения моделей эффективного сопряжения мер соматического и психологического воздействия, необходимо провести целый ряд дополнительных исследований, к примеру, в рамках разработанных под руководством автора лечебно-образовательных проектов «Пренатальная Оздоровительная Педагогика», «Искусство Для Здоровья», «Семейный Ашрам», Оздоровительная Драматургия», «Лечебный Диалог С Природой», «Типология Схем Оздоровления», «Саногенное Межличностное Взаимодействие», «Ритмологические Матрицы Самооздоровления» и множество других.
Разумеется, внимание к предлагаемым исследовательским проектам вовсе не предполагает необходимости отказа от проведения классических исследований оздоровительного влияния суггестивных конструктов, в концептуальном контексте нейрофизиологии, биофизики, иммунологии, геофизики, биокибернетики, гистологии, бальнеологии, метеопатологии и биохимии. Мы лишь акцентируем необходимость расширения спектра исследовательских интересов специалистов в области экспериментальной медицины оздоровления за счет освоения нового, сугубо психологического измерения. Даже такие простейшие исследовательские программы, как широкое многопозиционное анкетирование лиц, страдавших серьезными хроническими недугами и оздоровившихся благодаря тем или иным методам нетрадиционной медицины, позволила выявить множество интереснейших причинных факторов сугубо психологического характера, оказавших существенное воздействие на повышение эффективности процесса оздоровления. С этой целью следовало бы изучить такие комплексные показатели специфик психопотрета, как психофизиологический тип личности, схема образа «Я», индивидуальные особенности бессознательной апперцепции, специфика генеалогического наследования и тип предпочитаемых семейных отношений.
Сегодня человечество вступает в эпоху Водолея, характеризуемую нарастающим осознанием подлинного могущества направленно ориентируемой психической деятельности человека. Несмотря на все политические и экономические огрехи и отклонения, все же проживаемое нами время характеризуется существенным возрастанием реального уважения к феномену человека и экспоненциально увеличивающимся интересом к возможностям его организма. При этом акцент делается не столько на молекулярном, клеточном или тканевом морфологическом устройстве человеческого тела, сколько на возможностях сознательной психотронной активации энергоинформационных процессов.
Настоящая работа рассматривается автором в качестве обоснования необходимости развития и внедрения образовательных программ, ориентированных на профессиональную спецподготовку будущих медиков и оздоровителей в области практической психологии. Без освоения будущими целителями основ современной холистической методологии и практического изучения различных приемов суггестологии и психотроники вряд ли можно рассчитывать на проявление ими действительного профессионализма при оказании действенной помощи тем, кто в таковой нуждается.
Целитель должен быть не только анатомо-физиологически, эпидемиологически и фармакологически компетентен, но и обязан состояться как нравственно и психологически зрелая личность, располагающая самыми различными возможностями направленного задействования необходимых психоэнергетических ресурсов. В этом случае к целительству можно будет допускать не только получивших классическое высшее медицинское образование врачей, но и психопедагогов-оздоровителей. Разделение сфер их обязанностей и компетенции вполне понятна. Первые призваны профессионально заниматься диагностикой и лечением, тогда как творческие майевтические усилия вторых будут направлены на обучение людей искусству поддержания и укрепления собственного здоровья.
Конечно, создание и внедрение такого рода лечебно-образовательных программ потребует организации и проведения масштабных экспериментов и творческих авторских изысканий; это подразумевает реализацию программы направленной терапевтической активизации информационных потоков, распространяемых в социуме посредством масс-медиа. Необходимо разработать научно обоснованные и психотехнологически состоятельные программы подготовки специалистов области маркетинга, парамедицинских оздоровительных неотехнологий и менеджмента психопрофилактических товаров и услуг.
Только так можно будет перейти со временем от конфронтации представителей различных парадигмальных подходов к рассмотрению человека как объекта творческого целительного воздействия к конструктивному сотрудничеству, предусматривающему синтез и совместное использование различных модельных построений и практических приемов, сформировавшихся в рамках различных базовых интерпретационно-смысловых миров. Необходимо будет также по достоинству оценить значимость широкого внедрения в практику образовательных учреждений курсов Прикладной Психосоматической Культуры, начиная от формирования соответствующего тематического раздела в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» и заканчивая проведением ежегодных оздоровительных тренинговых сессий для профессионалов, специалистов и руководителей.
В данном контексте естественным видится использование колоссальных трансляционных и аккумулирующих информационных возможностей Интернета. Нужно не только обучать взрослых и детей практическим основам защиты от всевозможных иатрогений и психосоматозов, но и последовательно формулировать методологические основы технологических практикумов санологии будущего, подразделами каковой нам видятся валеология, биологика и акмеология. Необходимо проявить неформальный интерес к опытным накоплениям и гипотетическим фантазиям представителей холистической медицины, открыв тем самым пространство широкого научного и обещсоциального обсуждения различных открытий и нахождений целителей, многие из которых на деле окажутся изобретателями принципиально новых и весьма перспективных методов и подходов.
Конечно, кому-то такого рода социально-медицинская реформа может показаться излишне фантастичной или даже придется не по душе из-за вполне земных и граничащих с меркантилизмом мотивов. Однако сама логика экспоненциального нарастания масштабов новизны, объемов разнообразия и скорости трансформаций, совокупно именуемых «факторами нарастания футурошока», требует смелой устремленности к возможностям, предлагаемым нашим общим Будущим. Все то неожиданно новое и кажущееся сомнительно достоверным, что изложено в настоящей работе, реализуется в самом что ни на есть широком социальном контексте уже в продолжении жизни сегодняшних подростков.
Немедикаментозное лечение рака, психодиетическая терапия шизофрении, энергоинформационное целительное дальнодействие, обращение процессов дегенерации и склерозирования вспять и широкомасштабное психопрофилактическое блокирование эпидемических катаклизмов — все это и многое другое окажется реальностью уже через десять-пятнадцать лет. Во всяком случае, принципиальных теоретических и экономических запретов, препятствующих формированию именно такого Будущего, автору за полтора десятилетия интенсивных поисков обнаружить так и не удалось. Так что описанные возможности остаются открытыми и вероятность их реализации очень высока в силу естественности именно такой логики развития систем здравосозидания.
Выводы
1. Сформулирована концепция организации психологической поддержки индивидуальных и массовых оздоровительных мероприятий, являющихся важнейшей составной частью общесоциальной системы охраны здоровья населения.
2. Выявлена психологическое содержание механизмов, лежащих в основе процесса самоорганизации регуляционных систем организма, составляющего функциональную основу процесса оздоровления. Это позволяет по-новому интерпретировать саногенные технологии, используемые в различных школах современной холистической медицины и создавать новые схемы организации экспериментальных исследований, ориентированных на конкретизацию и совершенствование различных элементов системных оздоровительных кампаний.
3. Подробно разработаны основные пути организации психологической поддержки маркетинговых оздоровительных мероприятий, использующих современные парамедицинские неотехнологии. Разработан перечень правил организации внутренней жизни лиц, принимающих участие в процессах интенсификации самооздоровления.
4. Выявлены критериальные параметры терапевтической эффективности оздоровительных суггестивных конструктов, применение которых обеспечит возможность проектирования схем проведения широкомасштабных психопрофилактических кампаний, предназначенных для различных адресных сообществ индивидуумов, нуждающихся в оздоровлении.
5. Обоснована необходимость повсеместного включения курсов прикладной психопрофилактики и ауторегулятивной психогигиены в программы средних и высших медицинских образовательных учреждений. Разработаны основные подходы к интенсификации развития профилактических образовательных и просветительских программ, ориентированных на освоение навыков психической саморегуляции лицами, нуждающимися в оздоровлении.
6. Выполненное исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке психосоматической медицины, психологии личности, холистической методологии и креативной педагогики. Его содержание доказывает настоятельную необходимость радикальной реформы системы здравоохранения и образования, ориентированной на выделение обучения психотехнологиям как приоритетную задачу представителей социальных институтов, ответственных за поддержание и укрепление здоровья населения.
7. Проведенное исследование позволяет в перспективе осуществить позитивную интеграцию концептуальных и операциональных достижений классической медицины и холистического целительства, что позволит существенно повысить профессиональную компетентность медиков и психопедагогов.
Создана мастером мистического салона «VOOLAMAA»