Психофизиологические и иммунологические аспекты оздоровления

Всякое лечебное воздействие, в том числе и фармакологическое, должно рассматриваться как преимущественно информационное. Даже сверхмалые количества фармакологически активных молекул каталитически встраиваются в процессы регуляции жизнедеятельности организма и в зависимости от молекулярных мишеней, «на поражение» которых они рассчитаны, производят те или иные физиологические эффекты, по мощности многократно превосходящие дозу введенного физиологически активного агента, если рассматривать его как источник энергии или пластического материала.

И.И. Брехман, руководствуясь представлением о фармакологически активных веществах как донорах структурной информации, организационно питающих нуждающийся в повышении собственной упорядоченности организм, выработал целую систему представлений об оздоровительных спектрах биологически активных веществ, которые он рассматривал в качестве гармонических резонаторов, активирующих внутреннее стремление живого вещества к самоорганизации и повышению степени собственной упорядоченности.

с. 31: «Физическим телам присуща информация, отражающая меру разнообразия, сложность внутреннего строения. Такую информацию называют ... структурной».

с. 34: «Структурная информация... может быть недостаточной, избыточной или оптимальной, а также полезной или вредной... Структурная информация может стать важным звеном, объединяющим пищу и лекарства в единое целое».

с. 26: «Покровский А.А. писал, что пища представляет собой комплекс многих сотен тысяч, а может быть и миллионов веществ, каждое из которых обладает определенной биологической активностью».

с. 3: «Лекарства — это только частный случай биологически активных веществ. Значительно больше таких веществ содержится в пищевых продуктах. Это стимулирующие химические соединения (чай, кофе), ядовитые (грибы), наркотические (мак), а также вещества, обладающие лечебно-профилактическим действием (морковь, капуста, ревень, чернослив и др.)».

с. 26: «Как и в древние времена, в настоящее время нет резкой грани между пищей и лекарством.... Многие болезни можно вылечить одной лишь грамотно организованной диетой».

с. 116: «Природа не только лечит... но, поставляя человеку огромный комплекс биологически активных веществ, осуществляет постоянную профилактику, дает блестящий пример противодействия в начале..., и этому нужно у нее учиться».

с. 80-81: о лечении виноградом.

с. 87: «Более 80% растений, известных в качестве пряностей и приправ, описываются Авиценной в «Каноне врачебной науки» как лекарственные средства».

с. 43: «Не исключено, что народная медицина отобрала ряд таких природных лекарств, которые вносят в организм человека не чуждые ему элементы, а вещества, нормально ему присущие или близкие по природе».

с. 5: «Есть и такие лекарства, действие которых развивается исподволь, неделями и месяцами. Они полезны, так как укрепляют здоровье, держат организм более устойчивым ко всякого рода трудностям и заболеваниям. Такие лекарства ближе к полезной пище, чем к лекарственным веществам. К ним относится женьшень, элеутерококк и т.п.»; «...жизнь здорового человека сопряжена с постоянным воздействием большого числа биологически активных веществ, которые определяют его состояние, устойчивость против болезней, способность работать, творить. Область эта изучена крайне недостаточно».

с. 38: «Стоит ли разрушать и упрощать природный комплекс биологически активных веществ пищевых продуктов и лекарственных растений? Сопутствующие вещества часто усиливают или смягчают действие основных ингредиентов, но они всегда обогащают. Врачи древней, в частности восточной, медицины... не только не упрощали, но сознательно усложняли лекарства, используя многокомпонентные прописи».

В.И. Вельховер, исследуя кутано-висцеральные нейронные петли, являющиеся структурно-функциональной основой процессов самонастройки регулирующих систем организма в соответствии с различными параметрами, характеризующими состояние окружающей среды, выработал представление о механизмах спонтанной гармонизации регуляционных процессов в организме, осуществляющейся в точном соответствии с характером изменений, наблюдаемых в окружении. При этом известная в древней китайской медицине понятие «окон тела» получило современную физиологическую трактовку (автономно функционирующие рецептурные зоны как операторы спонтанной настройки различных функциональных систем на соответствие тем или иным факторам окружения).

Свами Кувалайананда отыскал физиологическое объяснение поразительно высокому оздоровительному потенциалу, характерному для различных форм глубокой релаксации. Он вполне обоснованно заключил, что при снижении интенсивности миокортикального потока нейрональных сигналов заметно снижается активность коры больших полушарий головного мозга, в результате чего к спонтанной деятельности пробуждаются филогенетически более древние субкортикальные структуры, которые обладают эмерджентным потенциалом автоколебательной гармонизации деятельности автономной нервной системы на самых различных уровнях.

Медикам известно, что по сигналу, поступающему из центральной нервной системы, любой организм способен вырабатывать вещества, снимающие боль не хуже морфина. Мы сами может погружать себя в сон, не опасаясь побочных эффектов, свойственных снотворным средствам. Мы сами можем производить в нужных количествах вещества успокаивающие, антибиотические, можем даже останавливать сознательным изменением психических процессов рост раковых опухолей! В самом деле, если организм человека каждый день обновляет миллиарды своих клеток, то, по-видимому, в ходе этого процесса ежедневно может возникать большое количество «неправильных», бластомных клеток, которые своевременно выявляет и уничтожает хорошо налаженная и обученная иммунная «разведслужба», неусыпно следящая за каждым, даже самым крошечным участком нашего тела и не допускающая никаких вольностей и отклонений в поведении клеток и в их качественном составе. Мобилизуя резервы организма благодаря психическому самоуправлению, человек, как считают многие видные ученые современности, способен привести в действие резервы иммунной защиты и ликвидировать опухолевый рост. Секрет заключается лишь в том, чтобы поверить в себя и эффективно мобилизовать возможности психического управления телом.

Современная психонейрологическая иммунноэндокринология в качестве основной рабочей метафоры выдвигает модель управляемой активизации действия так называемых «внутренних лекарств», к числу каковых, к примеру, относятся гипоталамические нейропептиды, стимулирующие выработку тех или иных спектров гипофизарных гормонов. Последние, в свою очередь управляют процессом выработки гормональных биокатализаторов железами внутренней секреции, которые и оказывают системное и вполне направленное воздействие на функционирование всех органов и тканей организма. Оказалось, что с помощью суггестивного управления психоэмоциональным состоянием пациента можно высокоэффективно управлять процессом выработки гипоталамических нейропептидов, получая, таким образом, доступ к возможности направленного воздействия на любую функцию организма и возможности направленного изменения не только характера функционирования того или иного органа, но и изменения его морфологической архитектоники.

Леон Шерток, вслед за Эмилем Куэ и Иоганом Шульцом, экспериментально доказал безусловное могущество суггестивно управляемого воображения в изменении порядка функционирования и самой структуры любых органов и тканей. А.С. Ромен долгие годы работал в Алма-Ате над изучением феномена так называемого активного самовнушения. Оказалось, что воспроизводимый образ здоровья обладает небывалым оздоровительным потенциалом. Руководствуясь биополевой метафорой, А.С. Ромен объяснял существо происходящего при такого рода самовнушенном имагинационном оздоровлении так: «субъективно достоверная картина вызывает соответствующий ей деформации биополевого континуума организма, в соответствии с организующим влиянием которого с течением времени вынуждены перестраиваться биомолекулярные комплексы, составляющие клеточные тканевые структуры».

Понятие имагинации принадлежит оригинальному мыслителю, Я.И. Голосовкеру, и определяет воображение как творческий созидающий акт, способный непосредственно воздействовать на окружающий мир с силой не менее «материальной», чем у физических действий. Созданное воображением и в воображении — не есть фиксация, а является реальностью, способной влиять на ход событий и даже изменять их в ту или иную сторону. Фантазия, как и сновидение — это творчество бессознательного. А бессознательное — это атомная энергия вашей психики. Имагинация представляет собой один из изощреннейших элементов психического тренинга, ведь, как вы помните, она представляет собой «материализацию» и внедрение в окружающую среду образов, созданных воображением. Создайте образ. Любой. Прямо сейчас. Выберите себе формулу осознавания: «Я писатель. Я творю образ». Как можно ярче визуализируйте его и придайте ему трехмерность. А затем... выпустите из своей головы. Пусть он живет сам по себе. Вы ему дали существование, дайте и свободу. Понаблюдайте за детьми — этими истинными мастерами имагинации. Они буквально заселяют пространство своими персонажами и живут среди них, и гораздо эффективнее, чем мы, взрослые, но не повзрослевшие, осваивают мир.

Однако обратите внимание на существующую тонкость, которая проводит отличие между игрой воображения и имагинацией. Разница проходит на уровне осознания. В первом случае продукты вашей фантазии были и остаются фантомами, призраками. Во втором — созданное воображением, обретает жизнь не-воображаемую. Вы можете, если захотите, установить мысленное общение со своим персонажем и даже получать от него интересующую вас информацию. И в этом нет ничего потустороннего, ирреального, мистического. Все дело в том, что любой спонтанный, непроизвольный образ есть результат деятельности нашего подсознания. Вы легко в этом убедитесь, если вспомните знаменитое Фрейда: «Сон — это царство бессознательного».

С другой стороны, сон — это царство образов. И, тем не менее, несмотря на нереальность происходящего, чувства вы испытываете самые реальные. А это значит, что «нереальность» сновидения является таковой только в кавычках. На самом деле — это самая что ни на есть реальная реальность, несерьезное отношение к которой по крайней мере несерьезно: Иными словами, сон можно обозначить как царство имагинации, или, выражаясь языком Голосовкера, — как Имагинативный Абсолют.

Существует великое множество и научных, и поэтических, и бытовых определений понятия «здоровье». Вот, к примеру, как звучит определение, данное специалистами Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».

Вроде бы все ясно — «благополучие, да и только». Но ведь каждому прекрасно известно, что в реальности такое благополучие — вещь практически недостижимая, во всяком случае, из наших знакомых очень немногие владеют таким «благополучием» в полном объеме, да и то каждый всегда остается не до конца удовлетворен имеющимся в его распоряжении «физическим, душевным, и социальным благополучием», кем бы он ни был и что бы он ни имел.

По мнению известного натуропата, врача Галины Шаталовой — «Здоровье — великое благо. Кто может быть свободнее здорового человека? Ему подвластен мир. Он полон сил, он весь устремлен в будущее и готов осуществить самые смелые замыслы. Ему легко строить свою жизнь по собственным планам, без оглядки на обстоятельства, а если встанут на пути трудности, преодолеть их. Здоровье — категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосударственных и межблоковых границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догматов. Здоровье — желанный гость и в убогой комнате бедняка, и в роскошном особняке правителя. Гость, которому всячески угождают, стремясь подольше удержать у себя».

Здоровье никогда не может быть достигнута как сугубо физический результат внешних усилий, то есть благодаря тренировкам мышц и диетическим мероприятиям. Здоровье — это радующаяся душа, это и полет творческой мысли, это и вера в собственные силы и вообще глубинное упование на разумность и целесообразность жизни на нашей планете и во всем Мироздании. Здоровье — это истинный фундамент счастья, если его понимать как достижение человеком полной гармонии с окружающим миром, гармонии, как результата динамического соответствия человека миру, его с миром со-развития, со-эволюции, Получается, что здоровье — вещь несравненно более глубокая, чем это может показаться на первый взгляд. Понятно, что в данном случае и задачи педагога существенно трансформируются, «с точностью до наоборот» по сравнению с общепринятыми представлениями современного человека.

Известный специалист в области восточной натуропатической медицины доктор Дипак Чопра (США) в заключение к своей книге «Идеальное здоровье», посвященной проблемам самооздоровления, написал об этой проблеме так: «Для современного человека болезнь — это вопрос не необходимости, а выбора: природа не навязывает нам бактерий или вирусов, вызывающих сердечные приступы, диабет, рак, артрит, или вирусов, вызывающих сердечных приступов, диабет, рак, артрит или остеохондроз. Все это в основном неверные действия человека. Но то, что человек построил, он может и разобрать. Если эта книга поможет направить ваш разум по пути самопознания, вы не будете больше в плену старых границ. Если организм, несмотря на его кажущуюся солидность и упрямство, также сможет проделать это путь, то вы достигнете кое-чего большего. Мечта освободится от болезней, если ее воспримет наше тело, перестанет быть только мечтой, мы действительность станем свободными людьми, облеченными в плоть, которая окажется столь же совершенной, как и наши идеалы».

Восточные врачеватели и в прошлом, и в настоящее время твердо убеждены в главном: практически не существует заболеваний человека, которые не могли бы быть исцелены сознательным психологическим самовоздействием. Стремление человека к полноценной жизни, жажда здоровья, воля к исцелению, стремление к реализации своего внутреннего потенциала творчества, в том числе и творчества собственного здоровья — вот подлинная панацея, спасающая сильных духом от любых недугов. Задача же врача заключается в обучении пациентов и руководстве процессом их самоорганизации, самовосстановления, самоорганизации.

При соответствующей настройке человеческий организм на различных вибрационных диапазонах может войти в своего рода информационно-энергетический резонанс силами окружающей среды, которые и помогут ему перенастроить и гармонизировать любые телесные и психические процессы. Культивирование радости, генерация нерушимого оптимизма, сознательно единение с Красотой, знанием и Любовью, разлитыми и во внутренних пространствах души, и в необъятных просторах Космоса, в Природе и ближних являются главными задачами медика. И решение этой задачи врачевателя делает его духовным наставником исцеляемого человека.

Всего же в продолжение своей многолетней лечебной практики за многие годы Дипак Чопра обстоятельно изучил и подробно описал четыре сотни случаев самопроизвольного излечивания рака. Методы лечения во всех случаях были весьма разнообразны (а в некоторых лечения, строго говоря, и не было): одни пациенты старались пить как можно больше виноградного сока, другие принимали большие дозы витамина «С» и тому подобные общеукрепляющие средства.

Общим для всех этих больных Дипак Чопра считает следующее: у каждого в течение болезни, раньше или позже вдруг возникала твердая уверенность в том, что ему становится лучше. И с этого момента болезнь становилась в сознании больного призраком, миражом, болезнь теряла корни реального присутствия в сознании больного человека. И пациент тогда вступал в некую новую область, в которой для страха и отчаяния, так же, как и для болезни, попросту не оказывалось места, они там вовсе не существовали. Наступало облегчение, а через некоторое время и полное выздоровление. Однако как именно реализуется целительное убеждение в реальном функционально-морфологическом пространстве живого организма?

Мы уже упоминали о системе Кенрак, энергоинформационные структуры которой фактически рассматриваются медиками как функциональная основа спонтанной самоорганизации биосистемы. До последнего времени в реальности существования этой системы еще многие сомневались. Однако последние два десятилетия позволили экспериментальным медикам окончательно расставить все точки над «i».

Объективное существование системы биоэнергоканалов организма доказывается следующими фактическими данными:

1. Выявление энергоструктур тела на термограммах, сделанных с помощью жидкокристаллических датчиков (вообще, жидкокристаллическое состояние — основное физико-химическое состояние вещества в живых системах).

2. Иногда наблюдаются случаи аллергии в виде групп папул, располагающихся точно вдоль хода определенных меридианов.

3. Во время сеанса акупунктуры пациент иногда испытывает особые ощущения по всему ходу определенного энергоканала, испытывающего лечебное воздействие (покалывание, тяжесть, тепло, эффект «прохождения электротока», похолодание).

4. Когда у пациента наблюдается нарушение какого-либо органа, то можно наблюдать увеличение болевого порога в области кончика пальца на кисти или на стопе, соответствующего утратившему равновесие энергомеридиану.

5. Определенные точки могут быть болезненными при поражении весьма отдаленного от их анатомической локализации органа, с которым они связаны функционально посредством энергоканала, что широко используется при постановке диагноза.

6. Заболевания происходят в комплексе — одновременно во всех взаимосвязанных (по ходку данного канала) органов. Так, например, при расстройстве энергоканала печени может возникнуть тенденция развития нарушений в области правого глаза, межреберной области. Болезни женской половой сферы. Другой пример: канал желудка проходит через висок, где могут возникать головные боли при питье холодной воды. Кроме того, канал желудка проходит также через область соска, так что состояние желудка кормящей матери улучшается благодаря лактации.

7. Наконец, наличие непрерывных линий низкого сопротивления при определенных заболеваниях (по ходу вовлеченных в дисэнергобаланс каналов) — так называемые линии Риодораку — также подтверждает физическую реальность существования энергоканалов. Следует также добавить, что многие сенситивно одаренные иглотерапевты восточных школ акупунктуры видели каналы в виде светящихся энергожгутов, что существенно помогало им в контроле за правильностью и эффективностью осуществляемого лечебного воздействия.

Инюшин В.М. и Хрущев В.А. определяют биологически активные точки (БАТ, которые являются внешними энергоинформационными узлами системы энергоканалов организма) как «...наиболее отчетливые проекции определенной информационной ассоциации, обусловливающей стабильность функционирования органа. Наиболее сильные связи между ассоциациями определяют типичную программу по восстановлению гомеостаза биообъекта..., а проекции таких программ формируют на поверхности кожи линии» [Психическая саморегуляция. Сборник, вып. I, 1973, с. 377.]. Все программы развития и функционирования организма, пишут авторы далее, хранятся в биополевом архиве связи, и все его элементы теснейшим образом взаимосвязаны. Далее терапевтическое воздействие интерпретируется авторами как «...возбуждение той части программы, которая по каким-то причинам находилась в зоне торможения». Все дело в том, что кожа в зоне БАТ и энергоканалов практически не имеет специфических морфологических особенностей и ничем не отличается от окружающих тканей — ведь это «...места выхода зон проводимости биоплазмы». Отсюда вытекает необходимость изучения их электрических, оптических и биогеометрических особенностей, т.е. энергоинформационного состояния. Наконец, авторы пишут о том, что «...организм представляет собой гигантский кристалл, находящийся в неравновесном состоянии. «Энергокаркас» организма представлен «зонами проводимости», имеющими сложную конфигурацию. Наличие этих зон проводимости и обусловливает стабилизацию структуры биополя, его ауторегуляцию» [Психическая саморегуляция. Сборник, вып. I, 1973, с. 377.].

В.П. Казначеев исследовал особенности проведения лазерного луча по организму — и окончательно подтвердил обоснованность древних представлений о светоносности человека. Лазерный луч, направляемый на точку акупунктуры, в прямом, непосредственном, буквальном физическом смысле проводился по биоэнергомеридиану и регистрировался в другой точке, находящейся на том же «силовом канале», с помощью фотоэлектронного умножителя. В.П. Казначеев и его сотрудники однозначно доказали проводимость цветовых лучей по организму. Причем движутся световые потоки не по кровеносным сосудам или клетчаточным пространствам, но по тем самым полумистическим и не обнаруживаемым анатомически «энергетическим сосудам», о которых издревле свидетельствовали восточные иглотерапевты.

Изученные четверть века назад неспецифические адаптивные реакции могут вызываться не только различными физическими и фармакологическими влияниями, но и являться результатом суггестивного воздействия, в том числе и аутовоздействия. Тогда становится понятной реальная мощь самых различных инструментов, используемых специалистами в области парамедицинской оздоровительной практики для исправления целостных паттернов регуляционных процессов в организме. Такие внешне различные методы, как гомеопатия, музыкотерапия, цветолечение, исцеление танцем и врачевание кристаллами могут быть поняты как техники использования различных внешних влияний, приводящих к одному и тому же результату — направленной активизации психики, которая в дальнейшем неизбежно приводит к желаемым изменениям в функционировании организма и упорядоченности его клеточных, тканевых и органных структур.

В Новосибирском Институте клинической и экспериментальной медицины долгие годы исследуется замечательный феномен человеческого поведения, феномен проявления защитных и мобилизационных реакций организма человека. Назван он по аналогии с реакциями стресса, активации и тренировки реакцией Прометея. В отличие от общеизвестной реакции стрессового реагирования, при которой после первичной фазы тревоги и последующего напряжения сил наступает истощение резервов организма, «внутренние моторы» «перегреваются» и человек сдается, в реакции Прометея фазы истощения практически нет, так как вскрываются наиболее глубинные, а значит, и наиболее мощные «запасники» сил организма, мобилизуются квантово-биологические ресурсы живой системы.

Человек, попавший в экстремальные условия, требующие от него предельной мобилизации сил и незаурядной сообразительности, напряжения физических и душевных сил, который при этом не сдался, но включил второе, третье и все остальные «дыхания», становится поистине всемогущим. Его организм защищен от патогенных воздействий окружения, сознание полностью центрировано на достижении цели, необходимой для разрешения ситуации. В таком состоянии потенциал иммунитета, уровень защитных сил организма возрастает до колоссальных величин. Недаром говорят, что «у победителей раны заживают быстрее, а смертность ниже».

Те, кто не сдаются, те, кто решают бороться до победы, в которой нет никаких сомнений и компромиссов, — с неприятелем ли, трудностями, болезнью или непониманием других до конца, т.е. «убежденные шустрики», умеющие «нащупать» в собственном организме тропочку к включению «реакции Прометея», — всегда защищены и имеют больше шансов выздороветь в случае развития любого заболевания. Они умеют активизировать внутренние резервы, и это умение — не врожденное: можно и нужно развивать в себе это качество!

Выше шла речь о хорошо изученных вещественных, сенсорных или суггестивно-семантических влияниях. К сожалению, после прокатившегося в начале 90-х по СССР парамедицинского бума, связанного с фамилиями Анатолия Кашпировского и Алана Чумака, мало кто из практикующих медиков смог извлечь из опыта массовых самоисцелений позитивный вывод, который заключается в следующем: все без исключения заболевания имеют психосоматическую природу; в основе любых болезней покоится тот или иной интрапсихический «вывих»; следовательно, в содействии спонтанному исправлению этого собственно психического нарушения и заключается всякий действительно эффективный оздоровительный процесс, приводящий к упорядочиванию структур функционирования живого целого на всех уровнях его организации.

Конечно, сформулировать психологический императив успешного оздоровления нетрудно. Проблема заключается в том, что такого рода гармонизация ни в коей мере не может быть привнесена извне. Процесс оздоровления всегда активен и приводим в движение собственным волевым устремлением исцеляющегося. Терапевт-куратор может обучить порядку осуществления процесса, инициировать те или иные скрытые способности и помочь в преодолении наиболее одиозных психоэмоциональных преград и личных мировоззренческих вывертов. Однако ответственность за осуществление оздоровительного процесса целиком и полностью лежит на самом искателе здоровья.

Возникает особого рода методологическая проблема, связанная с пониманием самосовершенствования как особого рода деятельности, частным случаем которого является самооздоровление. Фактически сам человек раздваивается внутри самого себя, ибо в одно и тоже время является как субъектом преобразующей активности, так и предметом собственного творчества. Многое в понимании этого парадоксального феномена можно уяснить, обратившись к принципу дополнительности.

Итак, развитие современного знания закономерно привело к пониманию того, что ни физико-математических, ни химических, ни физиологических запретов на «чудесные» исцеления нет. Остаются лишь сугубо инструментальные вопросы и технологические сложности. Преодоление последних заключается в обучении людей максимально полно и грамотно использовать собственные психические ресурсы. Лишь приведением их в действие можно научиться реально содействовать естественному, в известном смысле первичному стремлению живой материи к самовосстановлению. Тогда технологически грамотная перенастройка индивидуального психического континуума не только интенсифицирует мотивацию достижения здоровья как экзистенциальной ценности, но и позволит успешно обучаться самым разным методам психической саморегуляции и холистического самовосстановления.

Наши рекомендации