Действия после вынужденной посадки или приземления с парашютом на сушу
87. Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродрома, обязан:
немедленно эвакуировать пассажиров и пострадавших членов экипажа из воздушного судна в безопасное место;
при покидании воздушного судна по возможности взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства и парашюты;
оказать пострадавшим членам экипажа и пассажирам медицинскую помощь;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о бедствии (перечень аварийных радиостанций и их основные данные приведены в приложении 7 к настоящему Наставлению);
подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации;
уточнить свое местонахождение;
принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населенным пунктом;
подобрать и подготовить площадку для посадки поисково-спасательного вертолета.
Всеми работами на месте вынужденной посадки воздушного судна руководит командир экипажа.
88. Осмотреть воздушное судно для определения его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва баков с топливом и боеприпасов. Если наблюдается течь топлива или масла, необходимо принять меры к устранению течи или сбору стекающих ГСМ для нужд потерпевших бедствие (для разведения сигнальных костров, обогрева и освещения). В случае возникновения пожара экипаж должен попытаться ликвидировать его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения.
89. После приземления с парашютом члены экипажа должны собраться в месте, указанном командиром, захватив с собой НАЗы и парашюты.
При приземлении в условиях, когда члены экипажа не видят друг друга (в лесу, в горах, ночью и т. д.), необходимо использовать для сбора экипажа аварийно-спасательные радиостанции, звуковые сигналы, пиротехнические и подручные средства.
Если к месту сбора прибыли не все члены экипажа, командир обязан принять меры к их розыску.
90. После оценки обстановки командир экипажа принимает решение на дальнейшие действия.
Наиболее целесообразно оставаться на месте приземления (сбора). Это облегчает поиск и дает возможность принять более эффективные меры по защите людей от воздействия внешней среды, сохранить их силы и здоровье до прибытия спасателей.
91. Решение оставаться на месте вынужденной посадки принимается в следующих случаях:
когда сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем в воздухе либо после приземления;
если место приземления точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
если большая часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных ранений самостоятельно передвигаться не могут;
когда местность открытая.
92. Приняв решение оставаться на месте вынужденной посадки, командир воздушного судна (член экипажа) обязан:
установить круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью в целях своевременной подачи сигналов экипажам поисковых самолетов (вертолетов) и НПСК;
организовать уход за ранеными и больными;
взять на учет имеющиеся снаряжение и имущество, запасы воды и пищи и установить нормы их расходования;
организовать сооружение укрытий для людей;
организовать добычу пищи и воды, используя местные возможности (охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов, растений и т. п.);
провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.
93. Решение об уходе с места вынужденной посадки может быть принято:
если точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
если члены экипажа, спускаясь на парашютах, обнаружили неподалеку просеку, дорогу, реку или жилье;
в случае непосредственной угрозы жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.);
когда воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены с воздуха из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;
если в течение трех суток нет связи и помощи.
94. Приняв решение об уходе с места вынужденной посадки, командир экипажа воздушного судна обязан:
распределить обязанности;
определить маршрут движения, при необходимости нанести его на карту, рассчитать время по этапам перехода;
отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования в безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для немедленного их использования в пути при появлении поискового воздушного судна;
подготовить пострадавших к транспортированию или к самостоятельному движению (изготовить носилки, костыли и т. д.);
распределить между членами экипажа и пассажирами продовольствие и воду, установить их суточные нормы расхода;
оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения, времени ухода, состояния здоровья людей.
На месте происшествия обозначить направление движения (выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях и т. п.).
95. Для обозначения своего местонахождения кроме аварийных радиостанций и сигнальных средств, имеющихся в НАЗах и на борту воздушного судна, экипажем применяются и подручные материалы (парашютная ткань, чехлы, куски дерева, камни, зола, костры и т. п.).
96. Для обмена информацией между поисково-спасательным самолетом (вертолетом) и потерпевшими бедствие при отсутствии или выходе из строя аварийных радиостанций используются визуальные знаки, эволюции воздушного судна и сигнальные ракеты.
Визуальные знаки и сигналы, средства визуальной сигнализации и рекомендации по их применению приведены в приложении 8 к настоящему Наставлению.