Понятие о внутрибольничных инфекциях

Внутрибольничные инфекции (синонимы: нозокомиальные, госпитальные, ятрогенные) инфекции, которые возникают у пациентов вследствие оказания им медицинской помощи в больничном стационаре в амбулаторно-поликлиническом учреждении, на дому.

Источником внутрибольничных инфекций являются:

1. Пациенты (иногда посетители, студенты), имеющие клинически выраженную инфекцию, носители инфекции. При этом пациенты, как источники инфекции, могут представлять угрозу для других пациентов и медицинского персонала, или для самих себя.

2. Объекты окружающей среды: условно-патогенные микроорганизмы способны длительное время сохраняться и размножаться на и в различных объектах больничной среды. Дистилляторы, системы отопления и кондиционирования воздуха, водонагревательные устройства, увлажнители воздуха и тому подобные устройства, любые влажные объекты (включая не только увлажненные поверхности, но и растворы для парентерального введения) могут послужить благоприятной средой для условно-патогенных бактерий. Некоторые возбудители внутрибольничных инфекций способны активно размножаться в растворах, бедных питательными веществами, и даже расти в растворах некоторых антисептиков и дезинфектантов.

3. Медицинский персонал с инфекционными поражениями кожи и мягких тканей, а также медицинские работники, больные или носители традиционных инфекций (кишечные инфекции, грипп и ОРВИ, туберкулез, герпес, ВИЧ, гепатит В и др.).

Заражение может происходить:

а) экзогенным путем (контактным, воздушно-капельным, алиментарным),

б) эндогенным путем в результате аутоинфекции,

в) при использовании инструментальных методов лечения и обследования больных (ятрогенный способ), когда микробы попадают непосредственно во внутреннюю среду организма, минуя естественные барьеры.

Широкое внедрение в лечебную практику антибиотиков приводит к нарушению нормальной микрофлоры организма, способствует появлению устойчивых к антибиотикам микроорганизмов, так называемых резистентных штаммов.

Резистентные штаммы ответственны за большинство случаев экзогенных инфекций, тяжелого течения заболеваний и вспышек внутрибольничных инфекций. В настоящее время резистентные штаммы сформировались у многих условно-патогенных бактерий, принадлежащих к различным семействам, родам, видам. Резистентные штаммы условно-патогенных бактерий обуславливают развитие госпитальных инфекций во всех типах больничных стационаров, но особенно часто - в отделениях интенсивной терапии и реанимации, онкологических, ожоговых, травматологических, урологических, хирургических, пульмонологических и др. Эти микроорганизмы являются основными возбудителями внутрибольничных инфекций дыхательных и мочевыводящих путей, послеоперационных раневых инфекций у пациентов без вскрытия полых органов, нагноений ожоговых и травматических ран, бактериемий и сепсиса. Внутрибольничные инфекции, вызванные лечебными и диагностическими мероприятиями (катетеризация сосудов и мочевого пузыря, эндоскопические исследования, проведение искусственной вентиляции легких и др.) стали называть, соответственно, катетерассоциированные инфекции, связанные с внутрисосудистыми катетерами; катетерассоциированные инфекции мочевыводящих путей, вентиляторассоциированные пневмонии, связанные с нахождением пациентов на искусственной вентиляции легких, послеоперационные пневмонии и другие заболевания.

Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения

Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения включает в себя комплекс мероприятий, направленных на профилактику и недопущение развития внутрибольничных инфекций. Основным документом, регламентирующим санитарно-противо-эпидемический режим лечебных учреждений, являются санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №109. Вопросы содержания помещений, оборудования и инвентаря отражены в главе 6.

Занятие №2

Тема: Обеспечение микроклимата в учреждениях здравоохранения

Цель:Изучить основные права и обязанности медицинской сестры. Ознакомиться с устройством поста медицинской сестры, ведением медицинской документации. Изучить правила выписывания, хранения и раздачи лекарственных препаратов. Изучить санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения.

Рассматриваемые вопросы

1. Основы медицинской этики и деонтологии.

2. Обязанности и права медицинской сестры терапевтического отделения.

3. Моральная и юридическая ответственность медработника.

4. Устройство поста медицинской сестры.

5. Ведение медицинской документации.

6. Способы применения лекарственных средств.

7. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения.

8.

Контрольные вопросы по усвоению темы для самостоятельной

(внеаудиторной) подготовки

1. Определение понятия «уход за больными».

2. Что такое этика?

3. В чем заключается понятие деонтологии?

4. Обязанности и права медицинской сестры терапевтического отделения.

5. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника.

6. Устройство поста медицинской сестры.

7. Основные виды медицинской документации сестринского поста.

8. Прием и сдача дежурств.

9. Личная гигиена медицинского персонала

10. Способы применения лекарственных средств.

11. Выписка, хранение лекарственных средств постовой медицинской сестрой и старшей медсестрой отделения.

12. Правила раздачи лекарств.

13. Списание наркотических и сильнодействующих средств.

14. Как проводится текущая и генеральная уборка палат, процедурного кабинета, столовой и подсобных помещений?

15. Понятие о профилактической, текущей, заключительной дезинфекции.

16. Понятие о внутрибольничном режиме.

Общий уход и его значение

Уход за пациентами является необходимой и важной частью лечения. Под термином «уход» понимают комплекс лечебных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на облегчение страданий пациента, скорейшее его выздоровление и профилактику осложнений. При некоторых заболеваниях (инфаркт миокарда, инсульт и др.) в той или иной степени могут ограничиться физическая активность пациентов, их способность к самообслуживанию. Некоторые пациенты не могут без посторонней помощи умыться, самостоятельно поменять положение тела в постели, принять пищу и т.д. Проведение мероприятий личной гигиены, правильное кормление, контроль и помощь при физиологических отправлениях, своевременная смена белья, оказание неотложной помощи при критических состояниях (лихорадка, обморок, приступ болей в области сердца), выполнение ряда санитарно-противоэпи-демических мероприятий, направленных на поддержание должной чистоты в медицинском учреждении и предупреждение возникновения распространения инфекционных заболеваний, - все это входит в понятие «уход за пациентом».

Уход за пациентом делится на общий и специальный. Общий уход включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент, независимо от характера его заболевания (выполнение инъекций, кормление, раздача лекарственных средств, уборка помещения и т.д.). К специальному уходу относятся те мероприятия, которые принимаются только по отношению к пациентам определенной группы: хирургическим (перевязка, иммобилизация), урологическим (промывание мочевого пузыря, промывание дренажных труб и т. д.), терапевтическим (помощь врачу при абдоминальной и плевральной пункции) и т. д.

Уход за пациентом является прямой обязанностью медицинской сестры. Только отдельные манипуляции общего ухода могут выполняться младшими медицинскими сестрами (уборка помещений, подача судна или мочеприемника, санитарная обработка пациента), но и в этих случаях за правильность их выполнения отвечает медицинская сестра.

Этика(греч. еthos - обычай, характер, привычка) – древнейшая философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Медицинская этика изучает и разрабатывает общие принципы взаимоотношений представителей медицины с пациентом, их родственниками и близкими, друг с другом и обществом в целом в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Ее нормы и принципы отражают всеобщие и необходимые моменты профессиональной деятельности медиков независимо от характера их труда.

Медицинская этика является теоретической основой деонтологии. Деонтология происходит от греческих слов deon – должное и logos – учение и, следовательно, в дословном переводе означает учение о долге. Медицинская деонтология рассматривает совокупность должных этических норм и предписаний для медицинского работника в условиях профессиональной деятельности в лечебном учреждении и вне его, способствующих созданию благоприятной обстановки для выздоровления больного. Деонтология тесно связана с вопросами медицинского законодательства, профессионального права. Соблюдение деонтологических требований обязательно для медицинских работников всех категорий, но особенно важно это для средних медицинских работников как отряда наиболее многочисленного по количеству и весьма ответственного за реализацию лечебно- диагностических и профилактических мероприятий.

Медицинский работник, выполняя свои профессиональные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского этикета - порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Следует выделить две стороны медицинского этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений медицинского работника и пациента.

Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медицинскими работниками, придать им деловую и творческую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем в нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию.

Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т.е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности, званию. Этикет требует, чтобы врач, фельдшер, акушерка, медицинская сестра в коллективе всегда были вежливыми, корректными, не допускали в общении друг с другом проявления неуважения. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия врачей, медсестер в присутствии близких родственников и с самими пациентами. Медицинский этикет предусматривает скромность фельдшера, акушерки, медицинской сестры, но скромность не означает стремление держать себя в тени.

Этикет предусматривает и соответствующий внешний вид, нельзя быть на работе в неопрятной одежде. Строго должна соблюдаться форма одежды, соответственно отделению. Недопустимо большое количество косметики, украшений, экстравагантные прически.

Особое значение имеет соблюдение требований этикета во взаимоотношениях с пациентами. Наряду с соблюдением такта, медицинский работник должен понимать состояние здоровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его слабостям. Не следует давать пациенту обещаний, если нет уверенности в их выполнении. Правила этикета требуют постоянного совершенствования формы общения с пациентом, умения найти контакт даже с самыми «сложными» из них.

Наши рекомендации