Социально-гигиенические аспекты здоровья детей
Распределение детей и подростков на группы здоровья информативно при изучении и оценке динамики здоровья, при сравнении здоровья детской популяции разных городов, районов с разной степенью загрязненности атмосферного воздуха, при изучении влияния на детей учебной нагрузки, влияния на подростков некоторых производственных факторов и т.д. Однако характеристика состояния здоровья популяции с помощью указанных групп здоровья не может полностью удовлетворить гигиенистов. Это обусловлено тем, что отнесение каждого индивида к той или иной группе характеризует его главным образом с позиций чисто врачебных, а не социальных, что для гигиены, педагогики не менее, а может быть, даже более важно. Немногие дети могут быть отнесены к I группе здоровья. Наряду с этим подавляющее большинство детей II группы здоровья хорошо адаптированы в социальном и функциональном отношении и по сути дела здоровы.
Исходя из этого, профессор С.М. Громбах (1981) предложил еще одну группировку популяции, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных присущих ему социальных (общественно-трудовых и семей- но-бытовых) функций. Согласно этой классификации, популяция делится на 5 групп, каждую из которых характеризует следующее:
1)свободное, неограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;
2) частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;
3) ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;
4) резко ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;
5) невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.
Естественно возникают вопросы: как при менить эту группировку к детскому населению, что считать его основными социальными функциями, что служит показателем степени возможностей реализации этих функций и соответственно основанием для отнесения детей к той или иной группе?
По мнению профессора С.М. Громбаха, основными социальными функциями детей школьного возраста являются выполнение всехтребований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое обучение, физическое воспитание.
Основные социальные функции детей дошкольного возраста - воспитание и обучение в детском саду, включая регулярное посещение его, соблюдение режима, полное овладение предусмотренными программой воспитания в детских образовательных учреждениях навыками.
Основная социальная функция подростков - учащихся ПУ заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков вплоть до получения производственного разряда. Поэтому дети и подростки, полностью соответствующие этим требованиям, должны быть отнесены к 1-й группе. Лица, которые не могут по состоянию здоровья полностью осуществлять свою социальную функцию, не попадают в 1-ю группу, и отнесение их к одной из остальных (2-5-я) групп основывается на наличии у них отклонений в здоровье и вызванной этими отклонениями степени ограничения в выполнении социальных функций.
Социально-гигиенические группы здоровья в значительной степени соотносятся с педиатрическими группами здоровья. Однако процентное распределение детей при группировке их по педиатрическим группам здоровья (ПГЗ) и социально-гигиеническим группам здоровья (СГГЗ) различно (табл. 2.22).
Каждая СГГЗ формируется из представителей 2 или даже 3 ПГЗ. Вся I ПГЗ вошла в I СГГЗ; 75 детей из II ПГЗ отнесены к I и 25% детей - к II СГГЗ; 111 ПГЗ направила своих представителей в 3 СГГЗ: 46,7% в I, 44,4% в И и 8,9% в III группу. IV ПГЗ распределилась поровну между II и III СГГЗ.
Многие школьники, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и представляют собой полноценных членов общества. Такой подход снимает и противоречие между результатами оценки здоровья школьников по ПГЗ, согласно которой около 50% учащихся попадают в разряд больных, и фактом благополучного окончания школы большинством учащихся: подавляющее число школьников относятся к I и II СГГЗ.
Принадлежность к той или иной социально-гигиенической группе здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его социальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение без чрезвычайного напряжения компенсаторных механизмов.
Разделение детских контингентов на социальные группы здоровья не исключает группировку детей по врачебным группам здоровья. При характеристике детской популяции и оценке влияния на организм ребенка различных факторов целесообразно применять деление наблюдаемых контингентов на ПГЗ. Для решения же сопричастных с гигиеной педагогических или народнохозяйственных задач более полезна группировка детей по признаку социальной дееспособности, т.е. разделение их на СГГЗ.
Значительное внимание зарубежных педиатров привлекают медико-социальные проблемы школьной неуспеваемости. Изучаются эпидемиология синдромов и отклонений, служащих причиной неуспеваемости (минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, умственная отсталость, неврозы).
Во всем мире одной из наиболее распространенных форм девиан- тного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети школьного возраста с этим синдромом прежде всего, привлекают к себе внимание постоянной двигательной активностью как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованны, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Помимо повышенной активности, у них отмечаются невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость. Такие дети часто завязывают контакты с незнакомыми людьми, а в чужом окружении стараются привлечь внимание неправильными, своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.
В Вел икобритании диагноз «гиперкинетический синдром» ставят у 1-2% детей. В Чехии этот синдром диагностируется у 2-12% детей школьного возраста. В Австралии в начальной школе дефицит внимания и гиперактивность наблюдаются у 4-10% детей.
Эпидемиологические исследования, проведенные в различных штатах США, показывают, что от 3 до 20% детей школьного возраста в обшей популяции страдают гиперактивностью, а в некоторых исследованиях приводятся данные 24-40%.
формирование здоровья детской и подростковой популяции |
Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова в городах Российской Федерации (Москва, Нововоронеж, Шатура), установлена распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди учащихся 1—2-х классов на уровне 34% среди мальчиков и 22% среди девочек. В целом распространенность указанного синдрома среди школьников Российской Федерации составляет 25%.
otoz ШтЛ
Глава 3
ГИГИЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Воспитание и обучение детей и подростков осуществляются в системе образовательных учреждений, к которым относятся ДОУ, общеобразовательные учреждения, учебные заведения начального! среднего и высшего профессионального образования, а также учреждения дополнительного образования детей.
Система образования России характеризуется следующими основными параметрами: в 113 920 ДОУ и средних (в том числе профессиональных) образовательных учреждениях воспитываются около 19 млн детей (табл. 3.1).
Система образовании и нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе модернизации. В дошкольном образовании наряду с традиционными формами существуют модели ДОУ на основе кратковременного пребывания воспитанников (4 ч в день, 3-5 ч 3-4 раза в неделю и др.), в том числе в школах.
Более существенным моментом является реформирование средней школы, которое осуществляется на протяжении последних 10 лет. Оно характеризуется интенсификацией и рекордным увеличением учебной нагрузки не только в образовательных учреждениях нового вида — гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в общеобразовательных школах России наблюдался длительное время (табл. 3.2), но особенно резко нагрузка возросла в 1968—1993 гг. (на 54 ч в нед).
Анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каждый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и литературных источников, запомнить значительное число определений и понятий. Так, в 7-м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Для сравнения: в Библии 1346 страниц, а роман JI.H. Толстого «Война и мир» написан на 1278 страницах. Недельная нагрузка в 5-7-х классах составляет от 45 до 56 ч. Только на учебную деятельность с ее статическим компонентом учащиеся расходуют до 68% свободного времени.
В настоящее время объем содержания образования в российской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических технологиях недоступен для значительной части школ ьников.Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на 1 год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучающихся позволяет повысить достигнутый уровень образования.
Увеличение срока обучения должно способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах. Официальные представители многих стран с развитой системой образования полагают, что подготовка к поступлению в высшие учебные заведения должна проводиться до 18-летнего возраста, когда юноши и девушки реально готовы с должной отдачей заниматься в высшем учебном заведении.
В большинстве стран мира в первую очередь с целью социальной защиты молодежи осуществляется 12- и 13-летнее среднее образование. Так, в Великобритании срок обучения составляет 10—13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Республике Молдова — 12 лет, в Италии, Швеции, Германии — 13 лет. В целом менее 25% стран мира сохраняют 10—11-летний срок полного среднего образования.
В Российской Федерации принята следующая структура общеобразовательного учреждения: «4+5+2», что означает:
I ступень — начальное обш^е образование (4 года);
II ступень — основное общее образование (5 лет);
III ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).
Это в целом совпадает со сменой возрастных периодов: детства, отрочества, юности.
I ступень обучения: продолжительность 4 года, возраст обучающихся — с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам непрерывного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На начальной ступени школы на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Система образования должна стать механизмом развития личности и действенным фактором развития общества.
II ступень обучения: продолжительность 5 лет. Эта ступень обучения в школе остается обязательной для всех детей в возрасте до 15 лет, что обеспечивает достаточный уровень социализации личности. Такой подход облегчает осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Основная школа дает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения в средней или высшей профессиональной школе. За этим стоят и экономическиевопросы, так как за счет снижения сроков обучения в соответствующих профессиональных учреждениях, где стоимость обучения значительно выше, чем в школе, снижаются общие затраты на обучение.
III ступень обучения: продолжительность 2 года. Эта ступень строится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию «иредуниверсарии».
Современная система образования предусматривает разноуровневые программы и индивидуально ориентированное обучение, изменение соотношения обязательной (нормативной) части обучения и той части, которую выбирает учащийся. В связи с этим постоянно разрабатываются и используются различные варианты учебных планов, программ, учебников; в школах вводятся новые предметы.
Учебные планы, как правило, состоят из трех компонентов:
1) общеобразовательного базового (федерального);
2) регионально-национального;
3) компонента, определяемого учителями, учащимися и их родителями. Предусматривается выделение до 15% учебного времени на национально-региональный компонент и до 10% - на школьный компонент.