Организации продовольственной торговли
К организациям продовольственной торговли относятся торговый центр (комплекс), продовольственные магазины (универсальные, специализированные), мелкорозничные объекты (павильон, киоск, палатка), продовольственные базы, склады, хранилища и холодильники. Услуги продовольственной торговли должны быть сертифицированы в установленном порядке.
К ККТ организации продовольственной торговли относятся: • санитарное состояние территории и производственных помещений;
• зонирование производства и поточность технологического про
цесса;
• санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состоя
ние технологического оборудования;
• прием и хранение пищевых продуктов;
• реализация пищевых продуктов;
• условия труда, здоровье и производственная гигиена работ
ников;
• оценка соответствия.
Требования к содержанию территории и размещению организации торговли, а также к водоснабжению, канализации, вентиляции, отоплению, освещению и характеристикам микроклимата соответствуют таковым для пищевых объектов. В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
При наличии специализированных отделов организации торговли должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей, хлеба и др. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.
В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездньши моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук. В организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается.
В организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным учреждением, уполномоченным осуществлять Госсанэпиднадзор.
Требования к оборудованию, инвентарю и посуде.Организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями Госсанэпиднадзора в установленном порядке.
Все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля работы холодильного оборудования не допускается. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и/или системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима. Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов проводится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей.
Требования к приему и хранению пищевых продуктов.В организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
Количество принимаемых, особоскоропортящихся, скоропортящихся и замороженных и пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше 6 °С.
Пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Пере-таривание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускается. Этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов.
При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т. п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вме-
сте с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях должны храниться на стеллажах, в поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, высотой не менее 15 см от пола при соблюдении условий хранения, предусмотренных для каждого вида продукции.
Требования к реализации пищевых продуктов.Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. В торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю новыми видами продукции, должна быть размещена информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, а также рекомендации по приготовлению и использованию.
Подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится раздельно. Продажа сырых продуктов (мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей и др.) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов. Подготовка пищевых продуктов к продаже и нарезка хлеба уборщицами или подсобными рабочими не проводится.
При отпуске покупателям нефасованных пищевых продуктов продавец использует инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и др.). Для каждого вида продуктов выделяются отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые хранятся в соответствующих помещениях, отделах на специально отведенных местах. Взвешивание неупакованных пищевых продуктов непосредственно на весах, без оберточной бумаги и других упаковочных материалов не допускается. В организациях торговли при реализации тортов нарезка и продажа их частями запрещается. Отпуск неупакованных продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляется в упаковочных материалах (бумага, пакеты и др.) или в чистую тару потребителя.
Скоропортящиеся пищевые продукты, масса (объем) и потребительская тара которых не позволяют осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), допускается реализовывать вразвес в отделах. Реализация продуктов из вскрытых потребительских упаковок осуществляется в течение
одного рабочего дня, но не более 12 ч с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (температура, влажность).
В местах продажи яиц по просьбе покупателей проверка их качества проводится продавцом на овоскопе. Продажа яиц в отделах (секциях) организаций торговли, реализующих нефасованные продукты, готовые к употреблению, не допускается. Продажа плодоовощной продукции производится в специализированных плодоовощных магазинах, отделах и секциях, специально предназначенных для этих целей отдельно от других видов продукции. В организациях торговли запрещается упаковывать продукцию под вакуумом, а также размораживать (дефростировать) замороженные пищевые продукты.
В организациях торговли запрещается реализация продукции:
• без наличия удостоверения качества производителя (для про
дукции российского производства), сопроводительных докумен
тов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность
(санитарно-эпидемиологическое заключение для импортной про
дукции);
• с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре,
без этикеток (или листов-вкладышей);
• при отсутствии необходимых условий для соблюдения темпе
ратурных и влажностных условий хранения;
• мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мя
сопродуктов;
• непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств,
неблагополучных по сальмонеллезу, а также с загрязненной скор-
•лупой, пороками (красюк, туман, кровяное кольцо, большое пят
но, миражные), насечкой, «тёк», «бой», утиных и гусиных яиц;
• творога, изготовленного из непастеризованного молока, мо
лока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас);
• консервов, имеющих дефекты (бомбаж, хлопуши, подтеки,
пробоины и сквозные трещины), деформированных, с признака
ми микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослиз-
нение) и др.;
• загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожу
ры овощей и фруктов;
• повторно замороженных (после дефростации) пищевых про
дуктов и продовольственного сырья;
• домашнего приготовления;
• с истекшими сроками годности;
• нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов,
определенных законодательством Российской Федерации;
• без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, нано
симой в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации, а также нормативной и технической документации;
• в грязную тару покупателя и печатную макулатуру.
Гигиенические требования к мелкорозничной сети.Эксплуатация организаций мелкорозничной сети осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии организации требованиям санитарных правил. В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации. При наличии в организации одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной упаковке. Отпуск хлеба, выпеченных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде. Реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается. Продажа яиц в мелкорозничной сети осуществляется при температуре воздуха не выше 20 и не ниже О °С.
Все стационарные организации мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук. В холодный период года температура на рабочем месте продавца в стационарных организациях мелкорозничной сети не должна быть ниже 18°С, в летний период — не выше 26 "С. Показатели микроклимата в стационарных организациях мелкорозничной сети должны отвечать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.
В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и т.п., а также на открытых овощных базарах. Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в том числе бахчевых, навалом, с земли не осуществляется. Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается. Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.
Передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке. Продавец (владелец) должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам Госсанэпиднадзора личную медицинскую книжку установленного образца, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции.
Требования к содержанию помещений и оборудования соответствуют аналогичным для любого пищевого объекта.
Руководитель организации торговли обеспечивает:
• выполнение требований санитарных правил всеми работни
ками организации торговли;
• необходимые условия для соблюдения санитарных норм и
правил при приеме, хранении и реализации продукции, гаранти
рующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
• исправную работу и своевременный ремонт технологическо
го, холодильного и другого оборудования;
• наличие достаточного количества производственного обору
дования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов,
моющих, дезинфицирующих средств и других предметов матери
ально-технического оснащения;
• организацию производственного контроля.
Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводят постоянно и регулярно в установленном порядке. Методика, кратность и условия проведения дезинсекционных и дератизационных работ регламентируется гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ.