Продовольственной торговли

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила и нормативные акты, которые являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";

СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

Руководители предприятий торговли обязаны обеспечить:

· наличие личных медицинских книжек у каждого работника с отметкой о прохождении периодических медицинских обследований;

· проведение занятий по изучению настоящих санитарных правил лицами, поступающими на работу, а также ежегодную проверку санитарно-гигиенических знаний персонала с отметкой о сдаче зачета по гигиенической подготовке в личной медицинской книжке;

· выборочную проверку санитарно-гигиенических знаний на рабочих местах и повторное изучение с принятием зачетов при выявленных нарушениях санитарных требований или при отсутствии необходимых знаний;

· наличие санитарной и форменной одежды в соответствии с действующими нормами, регулярную централизованную стирку и починку санитарной одежды;

· наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды и других предметов материально-технического оснащения;

· проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации согласно договору с дезотделениями;

· проведение дополнительных профилактических мероприятий по эпидемиологическим показаниям;

· наличие на предприятиях журнала ежедневных осмотров на гнойничковые заболевания;

· наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременного пополнения;

· организацию санитарно-просветительной работы путем проведения семинаров, бесед, лекций.

Организации продовольственной торговли - это организации, предназначенные для реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья. Деятельность организаций торговли независимо от форм собственности допускается на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого органами Роспотребнадзора о соответствии их санитарным правилам.

Ассортимент товаров (товарный ассортимент; товарная номенклатура) – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Ассортиментный перечень товаров – это часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже. Ассортимент и объем реализуемых товаров подлежат согласованию с органами Роспотребнадзора. Ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. В последующем, при изменении ассортимента реализуемой продукции (расширения или сокращения), он подлежит пересогласованию.

Критерии, предъявляемые к торговым помещениям, оборудованию, инвентарю, перечню услуг устанавливаются санитарными нормами, правилами техники безопасности, противопожарными и др. требованиями.

При организации торговли продуктами питания, согласно ст.15 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. На каждом предприятии необходимо наличие санитарных правил.

Санитарные правила и гигиенические нормативы - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требований к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

На предприятиях продовольственной торговли, независимо от форм собственности, должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей при условии соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов").

Существуют следующие основные типы предприятий продовольственной торговли:

А) предприятия розничной торговли:

Продовольственный магазин - это предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров частного спроса.

Гастроном - это предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 100 кв. м. осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров традиционным методом обслуживания и оказывающее дополнительные услуги населению.

Супермаркет - комфортабельное предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 600 кв. м., с современной организацией торгового процесса и реализующее не менее 2000 наименований продовольственных товаров и широкий ассортимент сопутствующих непродовольственных товаров, а также оказывающее населению широкий перечень дополнительных услуг.

Б) предприятия мелкорозничной торговли:

Павильон - это сооружение облегченного типа, обычно на 2-4 рабочих места, с подсобным помещением и торговым залом.

Киоски - сооружения на 1 - 2 рабочих места без торгового зала.

Организации торговли могут размещаться, как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, а также встроено - пристроенных к жилым домам, в зданиях иного назначения, могут размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций.

Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта.

В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твёрдым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25м от организаций торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объёма, но не реже 1 раза в сутки. В тёплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешённых органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов запрещается.

Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. Не допускается размещение стационарных организаций мелкорозничной торговли напитками в розлив в не канализованных местах и без наличия водопровода.

Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.

Требования к планировке, размещению

Наши рекомендации