Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие.
Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степень созревания центральной нервной системы. Изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память (по специальным заданиям), социальные контакты (наблюдение, опрос).
Возможны варианты: “нервно-психическое развитие соответствует возрасту”, “отстает от возраста”, опережает возраст”.
Помимо уровня развития фиксируется психическое здоровье, поведение ребенка по следующим показателям:
1) Эмоциональный статус. Настроение.
а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);
б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);
в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкие покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);
г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);
д) неустойчивое (может быть и весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);
е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
2) Вегетативный статус.
Сон:
а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
б) характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольных учреждениях, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
Характер бодрствования: активный, пассивный.
Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.
Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
3) Психомоторная стабильность.
Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.
4) Особенности личности, индивидуальные особенности.
Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответственные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив, неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели; если волнуется, не может усидеть на месте; много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр..
Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.
Оценка:
Если все параметры поведения имеют положительную характеристику- “поведение без отклонений”.
“Поведение с отклонениями” – при наличии отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного, и социально-поведенческого характера.
“Начальные или незначительные отклонения” – один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику, но при этом известны причины (острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), длительность отклонений до 2 месяцев; представляется возможной медико-педагогическая коррекция.
“Значительные или выраженные отклонения” – один несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание, постоянная стрессовая ситуация), длительность отклонений более 2-3 месяцев; медико-педагогическая коррекция представляется затруднительной, необходимо дополнительное обследование и специальное лечение.