Схема оценки физического развития по региональным стандартам

Варианты оценки физиче­ского развития Рост (длина тела)   Масса тела  
1. Нормальное Средний, высокий Выше среднего Ниже среднего Высокий от М-1σR до М+2σR
2. Дефицит массы тела I степени II степени Любые варианты роста   от М-1σR до М-2σR ниже М-2σR
3. Избыток массы тела I степени II степени Любые варианты роста   от М+2σR до М+3σR выше М+3σR
4. Низкий рост Ниже М-2σ Любые значения массы тела

Варианты роста от “ниже среднего” до “высокий” не влияют на оценку физического развития. Поэтому в заключении оценка ро­ста может отсутствовать, можно ограничиться записью “Дефицит массы тела” или “Избыток массы тела”, указав лишь параметр, отклоняющийся от нормы.

Если ребенок имеет низкий рост (ниже М–2σ), оценка дли­ны тела приобретает определяющее значение и обязательно указы­вается в записи оценки физического развития.

Избыточная масса тела не всегда свидетельствует об излиш­ней полноте ребенка. Избыток массы и ожирение не однозначные понятия. Избыточ­ной массой (весом) следует считать превышение ее от 10 до 20% по отношению к долженствующему при данной длине тела. Превышение массы тела на 20-29% свидетельствует об ожирении 1-ой степени, 30-40% - 2-ой степени, 50-100% - 3-ей степени, выше 100% - 4-ой степени.

У 1/3 тучных детей нет ожирения, а избыток массы тела обу­словлен хорошим развитием мускулатуры и тяжелым скелетом.

Иной вариант - вес ребенка приближается к нормальному, за счет выраженного развития жировой ткани при слабом развитии костно-мышечной системы (узкокостные, так называемые грацильные дети).

Тактика врача: дети с избыточной массой тела (II ст.) на­правляется к эндокринологу, среди них встречаются лица с ожире­нием.

Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для выявления генеза низкорослости.

Дети, имеющие дефицит массы тела, подлежат наблюдению врача для установления причин дефицита.

Для того, чтобы избежать диагностических ошибок при оценке физического развития, рекомендуется привлекать данные о разви­тии подкожно-жирового слоя.

1. Выявляется все дети, масса тела которых превышает верхнюю границу возрастной нормы (более чем на + 2б).

2. У этих детей измеряется жировая складка в следующих точках:

* на уровне пупка на 5 см влево;

* ниже угла левой лопатки вертикально или наклонно;

* на бедре (ребенок сидит, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, складка измеряется вдоль паховой складки).

Наиболее точно толщину жировой складки можно измерить калипером или штангенциркулем.

Полученные данные сравнивают с таблицами средних показате­лей толщины кожно-жировой складки.

Если у ребенка избыточная масса тела сочетается с увеличе­нием хотя бы одной или нескольких жировых складок, диагноз ожи­рения можно ставить с большей вероятностью.

Таблица 13

Величина кожно-жировых складок у детей в миллиметрах (М ± σ)

Пол Возраст Под лопаткой На животе На бедре Сумма
Мальчики 4,5 ± 0,9 6,25 ± 1,3 10,7 ± 0,6 21,5 ± 1,0
6,0 ± 1,2 7,8 ± 2,1 13,6 ± 1,1 27,4 ± 1,5
5,75 ± 1,0 6,09 ± 2,2 II,4 ± 1,0 23,7 ± 1,3
6,3 ± 1,3 6,6 ± 2,4 12,2 ± 1,4 25,5 ± 1,7
Девочки 5,6 ± 1,7 7,6 ± 2,6 12,2 ± 1,3 25,6 ± 1,9
6,8 ± 1,8 6,5 ± 2,2 14,7 ± 1,3 30,1 ± 1,9
7,7 ± 1,4 9,6 ± 2,1 13,5 ± 1,3 30,6 ± 1,6
7,0 ± 1,3 9,3 ± 1,9 13,7 ± 1,1 30, 1 ± 1,5

ДЛЯ ЗАПИСЕЙ

ТЕМА 5.2.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; КРИТЕРИИ И ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Все элементы образа жизни ребенка (учебные и физические нагрузки, питание и др.) должны организовываться с учетом его здоровья. Состояние здоровья детей должно учитываться при диспансеризации, профессиональной ориентации, проведении индивидуальных профилактических и оздоровительных мероприятий. Более полное представление об этом, по сравнению с диагнозом заболевания, дает группа здоровья, к которой ребенок может быть отнесен на основании комплексной оценки состояния его здоровья по ряду критериев. Эту работу проводят участковые педиатры, подростковые терапевты, семейные врачи, врачи узких специальностей, в связи с чем данная тема изучается студентами всех факультетов.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить определять группу здоровья детей и подростков, овладеть алгоритмом рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии и состоянии здоровья.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Составление родословной своего ребенка (или своей), расчет и оценка индекса отягощенности наследственного анамнеза.

2. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач.

3. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по индивидуальному заданию преподавателя.

ЗАДАНИЕ ПО САМОПОДГОТОВКЕ

1. Негативные тенденции в состоянии здоровья современных детей.

2. Критерии здоровья детей, способы определения, оценка.

3. Показания для отнесения детей к каждой из групп здоровья.

4. Дифференцированное врачебное наблюдение за детьми по группам здоровья.

5. Алгоритм профилактических мероприятий.

6. Рекомендации по коррекции отклонений в нервно-психическом развитии и поведении детей.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составление родословной.

А. ЛИСТ РОДОСЛОВНОЙ СЕМЬИ РЕБЕНКА

Ф.И._____________________ , возраст_______

2. Индекс отягощенности наследственного анамнеза:

______________________________________________________________________

Заключение:__________________________________________________________________________________________________________________________________3. Решение ситуационной задачи №______

Группа здоровья ребенка:_______________________

Критерии, определяющие группу здоровья:________________________________

_____________________________________________________________________

4. Решение ситуационной задачи №______

Группа здоровья ребенка:_______________________

Критерии, определяющие группу здоровья:________________________________

5. Решение ситуационной задачи № ________

Воспитательные воздействия: ___________________________________________

Работу выполнил _________________

Подпись преподавателя ____________

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

1. Первый критерий здоровья – особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза).

Генеалогический метод – метод сбора родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной (не менее двух поколений).

Методика составления родословной

Диагноз клинический (пробанда).

1. Ф.И.О. пробанда. Дата рождения и место рождения. Национальность.

2. Являются ли родители родственниками, мажет быть дальними?

3. Сведения о сибсах пробанда (сибсы – родные братья и сестры); возраст (располагать с учетом последовательности беременностей у матери и их исходов); состояние здоровья.

4. Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страдала, если умерла, то в каком возрасте и по какой причине. Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака.

5. Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану).

6. Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство.

7. Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

1) расстояние между поколениями должно быть одинаковым;

2) каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

3) линии пересечения должны обозначаться четко.

При употреблении различных символов для обозначения определенных признаков, к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).

Наши рекомендации