Схема оценки физического развития по региональным стандартам
Варианты оценки физического развития | Рост (длина тела) | Масса тела |
1. Нормальное | Средний, высокий Выше среднего Ниже среднего Высокий | от М-1σR до М+2σR |
2. Дефицит массы тела I степени II степени | Любые варианты роста | от М-1σR до М-2σR ниже М-2σR |
3. Избыток массы тела I степени II степени | Любые варианты роста | от М+2σR до М+3σR выше М+3σR |
4. Низкий рост | Ниже М-2σ | Любые значения массы тела |
Варианты роста от “ниже среднего” до “высокий” не влияют на оценку физического развития. Поэтому в заключении оценка роста может отсутствовать, можно ограничиться записью “Дефицит массы тела” или “Избыток массы тела”, указав лишь параметр, отклоняющийся от нормы.
Если ребенок имеет низкий рост (ниже М–2σ), оценка длины тела приобретает определяющее значение и обязательно указывается в записи оценки физического развития.
Избыточная масса тела не всегда свидетельствует об излишней полноте ребенка. Избыток массы и ожирение не однозначные понятия. Избыточной массой (весом) следует считать превышение ее от 10 до 20% по отношению к долженствующему при данной длине тела. Превышение массы тела на 20-29% свидетельствует об ожирении 1-ой степени, 30-40% - 2-ой степени, 50-100% - 3-ей степени, выше 100% - 4-ой степени.
У 1/3 тучных детей нет ожирения, а избыток массы тела обусловлен хорошим развитием мускулатуры и тяжелым скелетом.
Иной вариант - вес ребенка приближается к нормальному, за счет выраженного развития жировой ткани при слабом развитии костно-мышечной системы (узкокостные, так называемые грацильные дети).
Тактика врача: дети с избыточной массой тела (II ст.) направляется к эндокринологу, среди них встречаются лица с ожирением.
Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для выявления генеза низкорослости.
Дети, имеющие дефицит массы тела, подлежат наблюдению врача для установления причин дефицита.
Для того, чтобы избежать диагностических ошибок при оценке физического развития, рекомендуется привлекать данные о развитии подкожно-жирового слоя.
1. Выявляется все дети, масса тела которых превышает верхнюю границу возрастной нормы (более чем на + 2б).
2. У этих детей измеряется жировая складка в следующих точках:
* на уровне пупка на 5 см влево;
* ниже угла левой лопатки вертикально или наклонно;
* на бедре (ребенок сидит, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, складка измеряется вдоль паховой складки).
Наиболее точно толщину жировой складки можно измерить калипером или штангенциркулем.
Полученные данные сравнивают с таблицами средних показателей толщины кожно-жировой складки.
Если у ребенка избыточная масса тела сочетается с увеличением хотя бы одной или нескольких жировых складок, диагноз ожирения можно ставить с большей вероятностью.
Таблица 13
Величина кожно-жировых складок у детей в миллиметрах (М ± σ)
Пол | Возраст | Под лопаткой | На животе | На бедре | Сумма |
Мальчики | 4,5 ± 0,9 | 6,25 ± 1,3 | 10,7 ± 0,6 | 21,5 ± 1,0 | |
6,0 ± 1,2 | 7,8 ± 2,1 | 13,6 ± 1,1 | 27,4 ± 1,5 | ||
5,75 ± 1,0 | 6,09 ± 2,2 | II,4 ± 1,0 | 23,7 ± 1,3 | ||
6,3 ± 1,3 | 6,6 ± 2,4 | 12,2 ± 1,4 | 25,5 ± 1,7 | ||
Девочки | 5,6 ± 1,7 | 7,6 ± 2,6 | 12,2 ± 1,3 | 25,6 ± 1,9 | |
6,8 ± 1,8 | 6,5 ± 2,2 | 14,7 ± 1,3 | 30,1 ± 1,9 | ||
7,7 ± 1,4 | 9,6 ± 2,1 | 13,5 ± 1,3 | 30,6 ± 1,6 | ||
7,0 ± 1,3 | 9,3 ± 1,9 | 13,7 ± 1,1 | 30, 1 ± 1,5 |
ДЛЯ ЗАПИСЕЙ
ТЕМА 5.2.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; КРИТЕРИИ И ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Все элементы образа жизни ребенка (учебные и физические нагрузки, питание и др.) должны организовываться с учетом его здоровья. Состояние здоровья детей должно учитываться при диспансеризации, профессиональной ориентации, проведении индивидуальных профилактических и оздоровительных мероприятий. Более полное представление об этом, по сравнению с диагнозом заболевания, дает группа здоровья, к которой ребенок может быть отнесен на основании комплексной оценки состояния его здоровья по ряду критериев. Эту работу проводят участковые педиатры, подростковые терапевты, семейные врачи, врачи узких специальностей, в связи с чем данная тема изучается студентами всех факультетов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить определять группу здоровья детей и подростков, овладеть алгоритмом рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии и состоянии здоровья.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Составление родословной своего ребенка (или своей), расчет и оценка индекса отягощенности наследственного анамнеза.
2. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач.
3. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ПО САМОПОДГОТОВКЕ
1. Негативные тенденции в состоянии здоровья современных детей.
2. Критерии здоровья детей, способы определения, оценка.
3. Показания для отнесения детей к каждой из групп здоровья.
4. Дифференцированное врачебное наблюдение за детьми по группам здоровья.
5. Алгоритм профилактических мероприятий.
6. Рекомендации по коррекции отклонений в нервно-психическом развитии и поведении детей.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составление родословной.
А. ЛИСТ РОДОСЛОВНОЙ СЕМЬИ РЕБЕНКА
Ф.И._____________________ , возраст_______
2. Индекс отягощенности наследственного анамнеза:
______________________________________________________________________
Заключение:__________________________________________________________________________________________________________________________________3. Решение ситуационной задачи №______
Группа здоровья ребенка:_______________________
Критерии, определяющие группу здоровья:________________________________
_____________________________________________________________________
4. Решение ситуационной задачи №______
Группа здоровья ребенка:_______________________
Критерии, определяющие группу здоровья:________________________________
5. Решение ситуационной задачи № ________
Воспитательные воздействия: ___________________________________________
Работу выполнил _________________
Подпись преподавателя ____________
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1. Первый критерий здоровья – особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза).
Генеалогический метод – метод сбора родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной (не менее двух поколений).
Методика составления родословной
Диагноз клинический (пробанда).
1. Ф.И.О. пробанда. Дата рождения и место рождения. Национальность.
2. Являются ли родители родственниками, мажет быть дальними?
3. Сведения о сибсах пробанда (сибсы – родные братья и сестры); возраст (располагать с учетом последовательности беременностей у матери и их исходов); состояние здоровья.
4. Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страдала, если умерла, то в каком возрасте и по какой причине. Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака.
5. Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану).
6. Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство.
7. Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:
1) расстояние между поколениями должно быть одинаковым;
2) каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;
3) линии пересечения должны обозначаться четко.
При употреблении различных символов для обозначения определенных признаков, к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).