Группы физического воспитания в школе

Серьезной проблемой современного общества, пагубно отражающейся на состоянии здоровья, является гиподинамия, обусловленная снижением двигательной активности, особенно в свободное время. Лишь 2—3 % детей занимаются физкультурой, тогда как 20 лет назад — 40—50 %. Вот почему правильно организованное физическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным в научно обоснованной системе оздоровительных мероприятий для данного контингента насе­ления, способствующим гармоничному развитию организма и социальной дееспособности.

В процессе жизнедеятельности человек, в том числе и ребенок, выполняет разнообразные движения, которые составляют его естественную биологическую потребность, называемую кинезофилией.

Оптимальный двигательный режим в воспитании детей и подростков не только играет ведущую роль в укреплении их здоровья, но и служит профилактикой неспецифических хронических заболеваний. Физические нагрузки, дозируемые в со­ответствии с возрастными возможностями учащихся, активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливая обменные процессы в организме и положи­тельно влияя на выполнение умственной работы.

Физическое воспитание учащихся в общеобразовательных школах организуется в соответствии с программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, по состоянию здоровья отнесенным к специальной медицинской группе (СМГ).

В режиме учебной недели должны предусматриваться 2 урока физической культуры продолжительностью 45 мин, утренняя зарядка ежедневно, физкультурные паузы на уроках, подвиж­ные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в ре­жиме групп продленного дня.

Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников — "День физкультурника", "День здоровья" — и за­нятия в спортивных секциях.

Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1—4-х, 5—9-х и 10—11-х клас­сов, причем в последних они должны быть дифференцированы и по полу.

По итогам ежегодных медицинских осмотров школьным врачом-педиатром учащиеся распределяются на 3 группы: основ­ную, подготовительную и специальную.

В основную группу относят детей без отклонений в состоянии здоровья и с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно физически подготовленных. Они выполняют обязательные занятия в виде уроков физкультуры по учебной программе, сдают контрольные нормативы и участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они выполняют дополнительные виды занятий: регулярные тренировки в спортивных секциях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время.

В подготовительную группу зачисляют детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточно физически подготовленных. Дети этой группы обязательно занимаются на уроках физкультуры в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений. Для них исключаются упражнения, предъявляющие повышенные требования к организму. Они сдают некоторые контрольные нормативы и участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Дополнительно такие дети могут заниматься в секциях общей физической подготовки, по рекомендациям врача участвовать в турпоходах, экскурсиях и спортивных развлечениях при наличии медицин­ского контроля над суточной величиной двигательной активности.

В специальную группу относят детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья (постоянного или временного характера), допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

Дети этой группы на уроках физкультуры занимаются по специальной программе, учитывающей характер и тяжесть заболеваний, и могут участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Дополнительно им показаны прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно-полезный труд при соблюдении правил самоконтроля. Дети этой группы индивидуально выполняют физические упражнения в режиме дня по рекомендации врача. Для них требуется медицинский контроль над суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья.

Дети основной и подготовительной групп занимаются вместе, но для последней активность и объем нагрузок снижают, интенсивный бег заменяют ходьбой и легким бегом, уменьшают повторяемость упражнений, ограничивают выполнение силовых упражнений.

Для специальной группы занятия организуют вне сетки учебных часов по специальному расписанию.

После перенесенных болезней дети, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, временно должны освобождаться от уроков физической культуры.

Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу

Земельный участок школы должен быть приближен к месту жительства обслуживаемого контингента населения, что опреде­ляется радиусом обслуживания в зависимости от возраста детей, климатических особенностей и характера застройки местности.

Вблизи школьного участка не должно находиться предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, опасности травматизма, гаражей, рынков и других объектов, способных ухудшить состояние окружающей среды. Расстояние от этих объектов до школьного участка должно соответствовать существующим гигиеническим нормативам.

Земельные участки школ должны иметь достаточные размеры и включать следующие зоны: физкультурно-спортивную, начальной военной подготовки, учебно-опытную, отдыха, хозяйственную.

В состав физкультурно-спортивной зоны должны входить стадион с беговой дорожкой, футбольное поле, площадки для спортивных игр (волейбольная, баскетбольная), гимнастики, метания мяча, прыжков в высоту и длину.

Зона начальной военной подготовки включает учебный городок и полосу препятствий.

Учебно-опытная зона должна иметь участок для начальных классов, участки полевых и овощных культур, плодового сада, цветочно-декоративных растений, теплицу с зооуголком, метеорологическую и географическую площадки.

Зона отдыха должна состоять из площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

В хозяйственной зоне, имеющей собственный подъезд, размещаются сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Здания школ размещают на земельном участке, отступив не менее 25 м от красных линий.

Блочная композиция современных школьных зданий обес­печивает компактную секционную планировку по возрастному и предметному признакам. Этажность здания не должна превышать 3, а для крупных городов — 4 этажа.

Набор помещений в школьном здании — классные комнаты, кабинеты, лаборатории с лаборантскими комнатами, помещения для трудового обучения, лекционная аудитория, библиотека, актовый зал, столовая (буфет); рекреационные, игровые, учебно-спортивные, административно-хозяйственные помещения, санузлы, вестибюль с гардеробной.

Площади основных учебных помещений принимаются согласно СНиП 2.08.02—89 "Общественные здания и сооружения". В классах и кабинетах общеобразовательного профиля предусматривают не менее 2м2 на одного учащегося; лаборатории по естественным наукам, кабинеты черчения и рисования, лингафонные кабинеты — 2,4м2; кабинет информатики и вычислительной техники — 6м2 на 1 рабочее место у дисплея.

Высота помещений — не менее 4 м.

Ориентация окон на юг и юго-восток, а кабинетов черчения, рисования, информатики — на север, северо-восток и северо-запад. СК — в пределах 1:4—1:5, КЕО не менее 1,5 %.

Расчетная наполняемость для всех классов — 30 учащихся.

В помещении с помощью рациональных систем отопления и вентиляции должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: температура воздуха — 18—20 "С, относительная влажность — 40—60 %, подвижность воздуха — 0,2—0,4 м/с.

Уровни искусственной освещенности на поверхности учебных столов должны составлять не менее 150 лк при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при освещении люми­несцентными лампами.

Гигиенические требования к режиму дня, недели, учебной нагрузке

Охрана здоровья детей школьного возраста и обеспечение оптимального функционального состояния их организма без явлений перенапряжения нервной системы и переутомления прежде всего обусловлены правильной организацией учебного процесса и соблюдением норм учебной деятельности.

Новые образовательные учреждения с расширенным и углубленным содержанием образования (лицеи, гимназии, частные школы и т.п.) привели к внедрению разнообразных программ, методов и форм обучения, не всегда отвечающих гигиеническим требованиям, что указывает на необходимость усиления гигиенического контроля за организацией учебного процесса во всех образовательных учреждениях.

Основным критерием оценки учебной нагрузки является ее соответствие функционально-возрастным возможностям детского организма. Учебная нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее под ее воздействием утомление полностью исчезало во время отдыха и не переходило в противном случае в переутомление, которое расценивается уже как патологическая реакция организма.

Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса в школе, гимназии, лицее, являются урок и учебное расписание, зависящие от учебных планов, самостоятельно разрабатываемых в каждом образовательном учреждении с учетом соблюдения норм предельно допустимой учебной нагрузки школьников, которая должна составлять при шестидневной неделе от 18 (1-й класс) до 30—32 ч (10—11-й классы).

При пятидневной учебной неделе число часов сокращается на 1/6, а суббота планируется как день активного творческого досуга школьников с участием родителей. Запрещается вводить пятидневную учебную неделю для 5—11-х классов общеобразовательных учреждений с расширенным и углубленным содержанием обучения.

Режим работы образовательного учреждения определяется учебным расписанием, от правильности составления которого зависят дневная и недельная работоспособность учащихся. Его строят с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности школьников. В течение дня основные, трудные, новые дисциплины, изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2—4-м уроках в середине учебной недели, когда кривая работоспособности организма максимальная.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

При оценке соответствия параметров школьного расписания гигиеническим требованиям рекомендуется ориентироваться на следующие характеристики: учебные занятия должны начи­наться не ранее 8 ч; запрещается проведение нулевых уроков; оптимальное время для начала занятий в первую смену — 8.30—9.00; вторая смена может начинаться не позже 14 ч через 30—40 мин после окончания первой смены и проветривания помещений в течение 15—30 мин.

Наши рекомендации