Группы здоровья детей и подростков
Качественную характеристику состояния здоровья детского населения дают путем распределения детской популяции по группам здоровья, составляемым с учетом определяющих признаков здоровья, к которым относят:
- отсутствие в момент обследования любого заболевания;
- гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;
▲ нормальный уровень физиологических функций;
▲ отсутствие предрасположенности к заболеваниям.
Распределение детей по группам здоровья необходимо для одномоментной оценки состояния здоровья детского коллектива, эффективности лечебно-профилактической работы детских учреждений и отдельных врачей, для нахождения и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, а также для определения потребности в соответствующих медицинских кадрах.
На основании результатов медицинских осмотров, выявляющих признаки здоровья, дети распределяются на 5 групп:
1-я — здоровые, нормально развивающиеся дети, не имеющие функциональных отклонений. У детей этой группы отсутствуют хронические заболевания, они не болеют или за период наблюдения болеют редко острыми заболеваниями и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие;
2-я — здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма, имеющие функциональные или незначительные морфологические отклонения. Они не страдают хроническими заболеваниями, но часто (4 раза и более в год) длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеют;
3-я — больные дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, не дающими выраженного нарушения общего состояния и самочувствия;
4-я — больные дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний;
5-я — больные дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями организма (больные в состоянии декомпенсации).
Распределение детей по группам здоровья определяется отношением числа лиц, входящих в данную группу здоровья, к общему числу осмотренных детей, выраженным в процентах.
Дети и подростки разных групп здоровья нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.
Для детей 1-й группы учебная, трудовая и спортивная деятельность не требует каких-либо ограничений. Педиатр в плановые сроки проводит медицинский осмотр, назначая тренирующие общеоздоровительные мероприятия.
Дети и подростки 2-й группы здоровья представляют собой группу риска, вследствие чего требуют более пристального внимания врачей. Им нужен комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, включающими оптимальную двигательную активность, закаливание естественными силами природы (солнцем, водой, воздухом), рациональный режим дня и дополнительную витаминизацию рациона.
Сроки повторных медицинских осмотров индивидуальны с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Дети и подростки остальных групп здоровья (3, 4, 5-я) находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получая необходимую лечебно-профилактическую помощь в зависимости от вида патологии и степени компенсированности процесса.
В детских учреждениях для таких детей должен быть обеспечен щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничение объема и интенсивности физических нагрузок.
При оценке здоровья детей в детских и подростковых учреждениях врачи должны использовать следующие показатели:
- уровень общей и инфекционной заболеваемости;
- индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих);
- распространенность и структуру хронических заболеваний;
- процент детей с нормальным физическим развитием;
- распределение по группам здоровья.
При оценке физического развития детей по имеющимся стандартам необходимо учитывать такие факторы, как акселерация (от лат. — ускорение) и ретардация (от лат. — замедление).
В течение последних 150—170 лет во многих странах мира отмечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующими им поколениями. Явление стало заметным после введения в практику обследования детей антропометрических измерений.
Научные данные показывают, что акселерация в той или иной степени проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного. Приводим некоторые признаки акселерации:
- длина тела новорожденных увеличилась на 1 см и несколько повысилась масса тела;
- показатель нормального развития грудных детей — удвоение веса ребенка к 5—6-му месяцу — в настоящее время наблюдается на месяц раньше;
- в среднем на год раньше происходит смена молочных зубов на постоянные;
- за 80 лет пятнадцатилетние подростки стали выше своих сверстников, живших 100 лет назад, на 20 см и прибавили в массе тела на 15 кг;
- на 1—2 года раньше наступают процессы окостенения, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте: у девушек в 16—17 лет, у юношей — в 18—19 против 18—20 лет и более, как было раньше.
В научной литературе говорится почти о 50 признаках акселерации. Интересно, что процессы акселерации у детей всех национальностей и в разных странах протекают примерно одинаково.