Эфирные масла и эндокринные железы
Далее приводятся перечни эфирных масел, способствующих работе различных органов. Приведенные в скобках обозначения «В», «П» или «К» служат указаниями на доши, дисбаланс которых помогает устранить данное масло.
Головной мозг: базилик (ВК), брами (ВПК), жасмин (ВК), иланг-иланг (ПК), розмарин (ВК), сандал (ВПК), шалфей мускатный (ВПК).
Гипофиз: жасмин (ВП), иланг-иланг (ВП), пачули (ВПК), тысячелистник (ПК), шалфей (К), шалфей мускатный (ВПК).
Эпифиз (шишковидная железа): роза (ВПК), сандал (ВПК), хна (ВПК), чампа (ПК), шалфей (ВК), шамама (ВПК).
Щитовидная железа: аджван (масло семян сельдерея, ВК), водоросли морские (ВК; в компрессах, для наружного применения), петрушка (ВК), чеснок (ВК).
Паращитовидная железа: водоросли морские (ВК), кипарис (ВК), можжевельник (ВП).
Тимус (вилочковая железа): дягиль (ВК), камфора (ПК), лимон (ВПК), мелисса (ПК), розмарин (ПК), тимьян (К), эвкалипт (ВК).
Надпочечники: герань (ВП), иланг-иланг (ПК), лимон (ВК), розмарин (ВК), ромашка аптечная (ВК), ромашка марокканская (ВПК), тимьян (ВК), тысячелистник (ПК), чабер (ВК).
Поджелудочная железа: имбирь (ВК), моркови семя (ВК), перец черный (ВК), фенхель (ВПК), эвкалипт (ВК).
Яичники: джатамамси (ВК), дхавана (ВК), дягиль (ВК), жасмин (ВПК), ладанная камедь (ВП), тысячелистник (ПК), шалфей мускатный (ВПК).
Яички: джатамамси (ВК), лимон (ВПК), петрушка (ПК), чабер (К), шалфей (ВК).
Глава семнадцатая. СОЗНАНИЕ, ЧУВСТВА И ДУХ
Провидцы утверждают, что мы воплощаемся в этом мире со всем багажом знаний, накопленных в предыдущих жизнях. Однако вспомнить свои прошлые воплощения способны лишь души, достигшие высокого уровня самореализации. Задача, которую нам предстоит исполнить в данной инкарнации, и весь необходимый для этого опыт в энергетической форме включаются в наше тонкое кармическое тело. Именно поэтому нас в течение жизни привлекают те или иные люди, профессии, ситуации и т.д. Согласно учению провидцев, все это мы выбрали еще до того, как воплотились в физическом теле: мы заранее определили своих родителей, свою физическую конституцию и весь опыт, который нам предстоит усвоить в ходе этой очередной инкарнации. Плоды этого выбора мы пожинаем в основном бессознательно. Но как только мы приходим к пониманию того, что наша главная, высшая цель — это «познавать и служить», нам предоставляется самая подходящая форма для реализации этой задачи. Мы обретаем некоторую власть над самими собой и над своей судьбой. Пока же этого не произошло, мы не можем выйти за пределы автоматических реакций, которые навязывает нам эго-сознание, обусловленное опытом прошлых жизней. В ходе каждого воплощения мы переживаем те или иные события и выносим суждения об их смысле. Каждая ситуация сопоставляется со схожими событиями из прошлых жизней, и те оценки, которые мы делали в прошлом, проецируются на эту новую ситуацию. Наше эго-сознание — это механизм, служащий для вынесения суждений и оценок.
ТРИ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Наше сознание — это фильтр, через который проходит весь наш жизненный опыт. Мир, в котором мы живем, мы сами творим в своих! мыслях. Стремясь уберечь нас от опасностей, наше эго-сознание ограждает и отделяет нас от мира; некоторые врачи говорят, что существует всего одна болезнь — отчуждение. Каждый миг нам приходится выбирать между раем и адом — между единением и отчуждением, и эго-сознание всегда отдает предпочтение изоляции и безопасности перед открытостью и уязвимостью.
ТАМАС
Согласно учению аюрведы, любой опыт, с которым мы сталкиваемся в течение жизни, можно проживать в одном из трех состояний сознания. В первом из них — так называемом состоянии тамаса — преобладают тьма и вялость. Тот аспект тамастического сознания, который связан с ватой, проявляется в форме трусости, лживости скрытности, подавленности, саморазрушения, пагубных пристрастий, извращений и склонности к самоубийству. Аспект питты проявляется в форме ненависти, мстительности, преступных наклонностей и разрушительных тенденций, обращенных на внешний мир. Аспект капхи проявляется в форме тупости, вялости, апатии и бесчувственности.
РАДЖАС
Человек, которому удалось преодолеть тьму тамаса, попадает в; мир активной деятельности — раджаса. Состояние раджаса — это погруженность в иллюзию материального мира и в погоню за удовлетворением желаний. Жизнь человека, чье эго-сознание принадлежит к вата-типу и пребывает в раджастическом состоянии, полна сомнений и колебаний, бурной деятельности, раздражающих факторов тревог и волнений, поверхностной болтовни, суеты и потрясений. Раджастическое сознание питта-типа склонно к гневливости, гордыне, критичности, властности, большим амбициям, импульсивности манипулированию людьми. Сознание капха-типа, пребывающее в состоянии раджаса, стремится к полному контролю над событиями, комфорту и безопасности, а также склонно к чрезмерной привязчивости, жадности, материализму и сентиментальности. Каждый из этих типов деятельности, мышления и эмоционального склада заключает в себе определенные уроки, которые нельзя однозначно назвать «плохими» или «хорошими ». Человек может учиться на любом опыте. Погруженность в материальный мир связана с опасностью принять иллюзию за единственно существующую реальность, однако искренний искатель света обязательно найдет высшее начало.
САТТВА
Высшим из трех состояний сознания является состояние саттвы. Оно доступно каждому из нас. Более того, именно в нем нам следовало бы проживать всякий опыт, с которым мы сталкиваемся в течение жизни. Саттвическое сознание вата-типа способно производить изменения к лучшему и полагать начало новым проектам. Ему присущи энтузиазм и тонкое чувство взаимосвязей между людьми, понятливость и общительность, гибкость, энергичность и мощная целительная сила. Сознание питта-типа, пребывающее в состоянии саттвы, характеризуется лидерскими качествами, ясностью мышления, просвещенностью, проницательностью, остротой ума, сердечностью, дружелюбием и независимостью. Особенно ярко саттвические качества проявляются в характере капха-типа — спокойного, стабильного, верного, миролюбивого, сострадательного, любящего, заботливого и восприимчивого.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТАРЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
То, что мы делали в прошлом, важно только в одном смысле — как топливо для роста и развития. Но не зря говорится, что незнание истории обрекает на повторение ошибок прошлого. И важнее всего для нас — знать историю своей собственной личности, поскольку без этого знания мы рискуем застрять в накатанной колее привычных поведенческих шаблонов, которая будет снова и снова приводить нас в тупик. Разорвать этот порочный круг способны эфирные масла. Чувство обоняния тесно связано с лимбической системой, то есть с нашими настроениями, воспоминаниями, желаниями и физическими потребностями. Познакомьтесь со следующим далее перечнем эмоциональных стереотипов, выберите те, от которых вам хотелось бы избавиться, и используйте рекомендованные эфирные масла в ингаляциях и ваннах, в составе индивидуально подобранных духов и для ароматизации помещения.
ЭФИРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ЭГО-СОЗНАНИЯ ВАТА-ТИПА
В САТТВИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Страх, тревога: апельсин, бензоин, бергамот, ваниль, ветивер, герань, джатамамси, дягиль, жасмин, иланг-иланг, кедр гималайский, кипарис, лаванда, ладан, лимонная трава, розовое дерево, сандал, сыть, шалфей мускатный.
Ощущение распыленности, оторванность от реальности: ветивер, джатамамси, дягиль, пупавка, ромашка, сандал, эвкалипт.
Слабость: базилик, дягиль, кардамон, розмарин, трифолия.
Перепады настроения: бензоин, бергамот, герань, ладан, розовое дерево, шалфей мускатный, элеми.
Неспособность сосредоточиться: базилик, кипарис, лимон, лимонная трава, петитгрейн, роза, розмарин.
Рассеянность: апельсин, базилик, кипарис, розмарин.
Бессонница: апельсин, базилик, лаванда, мандарин, нероли, пупавка, роза, розмарин, ромашка, тимьян.
ЭФИРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ЭГО-СОЗНАНИЯ ПИТТА-ТИПА
В САТТВИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Гнев: бурачник, кардамон, кориандр, лотос, мускус, роза, ромашка аптечная, чампа, шафран.
Упрямство: лаванда, мята перечная. Самоуверенность: жасмин, тысячелистник. Обидчивость: алойное дерево, герань, тысячелистник, хна. Властность: герань, янтарное масло.
Разочарованность: брами, пупавка благородная.
Раздражительность: бензоин, иланг-иланг, лаванда, ладан, пупавка благородная, роза.
ЭФИРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ЭГО-СОЗНАНИЯ КАПХА-ТИПА
В САТТВИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Депрессия: апельсин, бергамот, герань, грейпфрут, лимонная трава, петитгрейн, шалфей мускатный.
Отсутствие интереса к жизни: апельсин, бергамот, каяпут, лаванда, пачули, чампа.
Жадность: базилик, кардамон, розмарин. Привязанность: имбирь, мирт, мята.
Неуверенность в себе (низкая самооценка): бессмертник, жасмин, иланг-иланг, петитгрейн.
Негибкость: бергамот, грейпфрут, лайм, пупавка, ромашка.
Печаль: бензоин, жасмин, мелисса, нероли, роза, розовое дерево, шалфей мускатный.
Глава восемнадцатая
ИНДИЙСКИЙ МАССАЖ
И МАРМА-ТЕРАПИЯ
Лайт: Когда я была маленькой, наша семья много путешествовала по всему миру. Одни из самых глубоких воспоминаний связаны; меня с возвращением в дом моей бабушки: вся семья собиралась вместе, и долгими вечерами мы делали друг другу массаж (в отличие от западных семей, которые предпочитают смотреть телевизор). Бабушка выращивала целебные травы, и в доме у нее был целый шкаф, полный лекарственных масел. Она готовила их сама, каждый сезон. Кроме того, у нее собралась большая коллекция эфирных масел из Индии. Мама всегда привозила ей из путешествий новые масла.
В Индии принято ежедневно делать массаж матери и новорожденному ребенку в течение сорока дней после родов. Затем ребенка продолжают массировать каждый день до тех пор, пока ему не исполнится три года. Практика массажа младенцев превосходно описана и проиллюстрирована в книге Фредерика Лебойера «Любящими руками». В Индии нередко можно увидеть матерей, которые сидят на стеленных одеялах, иногда прямо посреди улицы или на рынке, и масируют малышей, лежащих у них на коленях.
Поскольку мы путешествовали по самым разным странам и сталкивались с самыми разнообразными обычаями, моей матери всегда приходилось напоминать мне, чтобы при возвращении домой я подошла к дедушке и посидела у его ног. Я должна была массировать стопы в знак уважения и любви. Когда собиралась вместе вся семья мужчины по обычаю беседовали, а женщины уходили в другую комнату и делали друг другу массаж.
Во время учебы в колледже в Беркли я обнаружила, до чего все вокруг напряжены. Особенно это чувствовалось в периоды сдачи экзаменов. Я также заметила, что люди избегают прикосновений друг к другу. И тогда я начала делать массаж своим подругам. Очень скоро моя комната превратилась в «комнату отдыха», куда все приходили расслабиться и снять напряжение. Так я поняла, что массаж может стать профессией.
Позже я путешествовала по Мексике и Центральной Америке с двумя учителями — свами Тилаком и свами Джьоти. Я делала им массаж стоп, а они учили меня системе марма-терапии. Они стали первыми, кто приоткрыл передо мной аюрведическую мудрость.