Профессиональные изменения личности медицинского работника.
Каждая профессия может способствовать развитию человека, совершенствованию его профессиональных и личных качеств, но может приводить и к известным негативным изменениям личности.
Большое значение для профессиональной деятельности медработника имеет профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация является непрерывным процессом, имеющим собственные фазы, совпадающие с фазами профессиональных кризисов. Результатом адаптационных процессов является не только формирование индивидуального стиля деятельности субъекта труда, но и ряда личностных черт, формирующих профессиональную направленность медицинского работника. У врачей, медсестер и вспомогательного персонала, которые в начале своей деятельности очень бурно переживают все события, тяжело влияющие на психику больных, постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость.
Постепенно на основе профессиональной адаптации может развиться профессиональная деформация личности медработника.
Профессиональная деформация личности – всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в личности и приобретающее стойкий характер. Деформации могут подвергнуться мотивационные (чрезмерная увлечённость какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим – трудоголизм), познавательные компоненты структуры субъекта деятельности (человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомлённость в других областях; проявление профессиональных стереотипов и установок) и сфера его индивидуально-личностных особенностей (перенос профессиональных качеств в сферу межличностных отношений).
Выражением профессиональной деформации личности медработников являются появление черствости, иногда граничащей с бездушием и цинизмом, использование медицинского жаргона. Она может отрицательно сказываться на взаимоотношениях, как в коллективе, так и с пациентами, приводя к возникновению у них ятрогенных реакций.
Также может появиться синдром эмоционального (психического) выгорания (физическое и эмоциональное истощение, включающий развитие отрицательного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понимания и сочувствия к пациентам) и синдром хронической усталости.
Синдром хронической усталости формируется на основе слабой нервной системы. Это ни что иное, как защита психики от чрезмерной нагрузки. Нервная система, ещё не исчерпавшая свой ресурс, но работающая в режиме перегрузки, таким способом сигнализирует о необходимости сбавить темп, относится бережнее к имеющемуся скромному энергетическому потенциалу.
Хроническая усталость – это, прежде всего, изменение отношения к работе, к домашним делам: возложенный на человека круг обязанностей постоянно им недовыполняется, становится ему в тягость, появляется неотвязное желание отдохнуть, отвлечься, сменить род деятельности. При этом кратковременный отдых не добавляет бодрости, а длительный – вовсе расслабляет, демобилизует. Человек словно бы всё время пребывает в полусонном состоянии. Но, следует отметить, его отношение к себе остаётся позитивным. Он жалеет себя, сочувствует себе, но не теряет веры в собственное светлое будущее.
Синдром выгорания проявляется резким упадком сил: человек вдруг с тревогой осознаёт, что не справляется и с половиной работы, которую ещё недавно выполнял легко, на подъёме. На смену азарту деятеля приходит депрессия, переживание тоски и безнадёжности, собственной никчёмности. Феномен психического выгорания – профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
- Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Способствуют появлению симптомов психического выгорания следующие факторы:
- низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов и т.д.
- нехватка медперсонала, напряженный график дежурства;
- непризнание истинных заслуг работника;
- ограничение его права на свободу выбора;
- несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте;
- завышенный уровень притязаний;
- идеализм и недостаточная связь с реальностью;
- неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы;
- низкая устойчивость к стрессу.
Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно:
- помочь правильно выбрать профессиональную ориентацию;
- формировать способность устанавливать взаимоотношения с пациентами и коллегами;
- знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации;
- способствовать вхождению в коллектив, организовывать наставничество;
- способствовать постоянному профессиональному совершенствованию, личностному и интеллектуальному росту.
Тема №6
Психологическая помощь.