Заговор от пореза, поруба, кровавой раны
Желательно всегда читать его в ближайший подходящий день перед предстоящей работой с топором, пилой и прочим подобным инструментом (если эта работа для вас непривычна). Этот же заговор нужно читать и после того, как вы получили травму.
Святый Боже, Святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас. Боже. Летит ворон через синее море, несет в зубах иглу, в игле шелковая нитка, коею будет зашивать кровавую рану раба Божия (имя) от кщенаго [32] , пораженнаго, молитвеннаго, от тридевять жил, от тридевять пажилков, от тридевять суставов, от тридевять суставчиков. Едет мужик Аникан, говорит он: «Как слюна моя не канет, так руда у (имя) не канет».
Учтите! Если вы пользуетесь заговорами и прочими магическими средствами, это еще не значит, что вы не должны интересоваться причиной вашей болезни и медицинским диагнозом. Пути Господни неисповедимы – откуда вам знать из чьих рук Он пошлет вам исцеление – из рук знахаря или врача районной поликлиники?
Заговор о спасении человека от колдунов, ведунов, ведуний (ведьм)
Пойду, благословясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в ворота, под красное солнышко, под чистое поле, в чистом поле стоит святая Божия церковь, сами Царские двери растворяются, сам раб Божий (имя) заговаривается от колдунов, от ведунов, от колдуньев, от ведуньев; кто на меня лиху думает, тот считай в лесе лесок, в море песок, а на избе звезды. Во веки веков. Аминь!
Трижды прочитать до восхода солнца.
Вид сглаза – икота
Икота традиционно описывается в научной литературе как вид порчи, насылаемой колдунами.
В научных исследованиях икота характеризуется как нервная болезнь (наряду с кликушеством и падучей), проявляющаяся в приступах истеро-эпилептического характера. При этом некоторые исследователи связывают появление икоты у женщин с влиянием тяжелых семейно-бытовых условий. Ареал распространения заболевания икотой показывает неравномерное распространение его в пределах одной культурно-хозяйственной области.
Так в Коми-Пермяцком округе, по представлениям местных жителей, икота (икотка) – это не что иное, как порча, «бес», который вселяется в человека и «говорит из него», «предвещает». Порча, как правило, происходит во время питья. Считается, что до попадания в носителя «бес» находится в туеске с квасом, приготовленном колдуном. Оберегом от попадания икотки служат соль в кармане, кусок ладана с молитвой, надетое наизнанку нижнее белье, три медных нательных креста.
После попадания в носителя икотка может приобретать вид человекоподобного существа, лягушки, козла с рогами, т. е. черта или маленького скользкого существа – «шевы». Бес может иметь имя. Внутри носителя икота растет в течение ряда лет.
В теле человека икота, как правило, находится «где-то в животе», но есть и варианты (в кишечнике, по всему телу). В одном носителе может быть две икотки, но одна из них должна быть изгнана. Икота способна говорить или издавать различные звуки (гавкать, кричать «ыы»). Иногда икота начинает говорить спустя некоторое время после порчи. Самый длительный зафиксированный срок – тридцать два года. Иногда икотка начинает говорить только в том случае, если попытаться ее изгнать или напоить кобыльим молоком.
Икота часто заставляет человека совершать несвойственные ему поступки: ругаться, пить вино, есть пищу, которая вредит здоровью носителя. Икота полностью контролирует жизнь порченого человека. Зафиксированы следующие, присущие икотке, привычки и предпочтения: любит темноту, не воспринимает крещеную еду, белое вино (пьет, только красное), мед (так как он «святой»), водку (так как она горькая), чеснок, лук, перец, хрен, редьку, полынь. Икотка не любит молитвы; боится, если показать кукиш со словами «тебе фигу, мне силу»; боится веника, если его кладут на тело; соли, пережаренной с молитвами, кочерги, если ею очертить круг; святой воды с молитвой и солью, особенно четверговой (освященной в Великий четверг перед Пасхой); не любит красную одежду и красное постельное белье. Зафиксировано также, что икотке не нравится, когда делают массаж или водят по телу человека ножом.
Икотка может прорицать будущее, находить потерянные вещи и пропавших людей. После смерти носителя икотка, по поверью, не умирает, а вселяется в родственника или знакомого. Если умершего перекрестить, то бес умрет вместе с ним или уйдет в землю. Оберегом в этом случае также могут служить молитва, нательный крест, красная ленточка, которую нужно надеть на шею. Излечение икотки возможно, как правило, при помощи колдуна, наславшего порчу, или более сильного колдуна. Однако в рассказах встречаются случаи излечения икотки в церкви.
Облегчению болезни, по представлению местных жителей, способствуют молитва, святая вода, крестное знамение, а также, что особенно интересно, гипноз и уринотерапия. Таким образом современные реалии проникают в архаическую модель и органично в ней сосуществуют.
Как правило, икотка – явление индивидуальное, однако зафиксированы явления «коллективной порчи» во время уборочной, где жертвами заболевания становились и мужчины (в том числе начальство). Таким образом, в верованиях людей сохраняется представление о единстве мира реального и ирреального, между которыми нет четкой границы.
В земной женщине живет существо потустороннее, и этот факт воспринимается как нечто обыденное.
С одной стороны, икотка, как вид порчи, типичное языческое явление, с другой стороны, ее изгоняют как силой колдовства, так и по-христиански: молитвой, крестным знамением, святой водой.
Заговор от заикания
Наговорите на воду, пусть больной пьет, а вы слегка бейте правой ладонью его по спине и читайте то, что на воду наговорили, снова, но про себя.
Речь Господева чиста. Господевы уста говорят, не сбиваются, слова не прерываются, так и ты, раб Божий (имя), говори, не сбивайся и не прерывайся икотой, маетой. Аминь.
Целительные силы природы
Среди профилактических, а отчасти и лечебных средств до сих пор не утратил своего значения огонь, с древнейших времен бывший предметом поклонения. Вера в его целебные и очищающие свойства прослеживается со времен индоевропейцев (бог Агни – это и есть огонь), хотя, безусловно, гораздо древнее.
В случае обширной эпидемии на селе народ в старые времена предпринимал общественную меру: собирались все жители на улицу и по способу первобытных людей, трением бревна о бревно, вытирали «святой огонь». Через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а потом переносили и больных (Новгородская обл.).
В некоторых местах обряд этот в целях профилактики свершался ежегодно. Еще недавно день, когда происходило вытирание «святого огня», включался в число праздников и назывался «заповедание». Процедура получения огня происходила в торжественной обстановке.
В назначенный день крестьяне собирались на улицу или на деревенскую площадь, приносили два сухих бревна, одно клали на землю, а к другому приделывали по концам ручки, как у пилы, и терли, словно пилили дрова. Когда одни уставали, их сменяли другие.
Бабы сидели по домам и терпеливо дожидались «святого огня», чтобы затопить печи, так как получение огня каким-нибудь другим способом – спичками или раздуванием горячих углей, сохранившихся в загнетке, – было чревато самыми суровыми последствиями. Спустя 8—10 часов огонь добывался. На земле раскладывали костер-«пажег» и через него шагали и прыгали, а больных и младенцев переносили на руках. По существующему в некоторых местах (Костромская обл.) ритуалу в процессе вытирания святого огня не могли участвовать вдовцы (мера эта также из древнейших: огонь – символ и хранитель семейного очага).
Различался также огонь дубовый и осиновый. Первого сорта огонь употреблялся знахарями для лечения людей, второй – для лечения скота. Таким деревянным огнем выгоняли из дома болезни, разводя его под окнами, и через него же проводили выздоровевшего, чтобы окончательно очистить от болезни (Вологодская обл.).
Полагали, что целебными свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нем кипятится. Таким паром на Владимирщине лечили от порчи, лихорадки, горячки и других болезней. Подобие живого огня имеет и огонь, высекаемый из кремня. Им лечится преимущественно «летучка» – герпес и другие сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала в фокус каждой отдельной сыпи (Киров ская, Саратовская и Орловская обл.).
Несколько иначе производилась лечение «летучки» огнем в Пензе. Во время утренней и вечерней зорь мать или родственница больного брала 12 лучинок и связывала их в один пучок, зажигала его и подносила пучок к лицу больного и брызгала на него через огонь водой со словами: «Секи, секи, огонь, летучку, перенеси ее с раба Божьего на лучинку». Это пресекание должно совершаться шесть утренних и шесть вечерних зорь, притом в совершенной тайне.
Иногда при лечении вместо огня достаточно применить помело, которым разметывают в печи жар перед сажанием хлебов.
Горячее помело прикладывают к больному месту и трижды произносят: «Огонь, огонь, возьми свой огник» (Орловская обл.).
Как выражение уничтожающих свойств огня до сих пор сохраняется обычай сжигать одежду с больного или умершего (рациональная мера, несмотря на суеверное происхождение) и бросать в топящуюся печь лепные изображения из глины той части тела, к которой относится заболевание (Владимирская обл.).
Целительная сила воды
Вода в самых разнообразных видах находит обширное применение как врачебное средство при многих, уже развившихся заболеваниях. И не святая вода, а сама обычная, проточная. Эти верования, несомненно, представляют собой остаток когда-то самого распространенного культа почитания воды и поклонения воде. И теперь еще вода считается самой чистой из стихий, поэтому нет ничего удивительного, что ей приписывают очищающую и целительную силу и считают грехом извергать в нее мочу или кал. Но какого бы ни были происхождения эти взгляды, они неизмеримо выше теперешнего нашего отношения к воде и представляют своего рода санитарный идеал.
Считается, что большими целительными способностями обладает дождевая вода. Она оказывает положительное воздействие при головной боли, при глазных болезнях и бородавках, причем особенно полезными считаются капли первого дождя, собранные в огороде.
По убеждению некоторых, собранная и употребленная в виде обмываний дождевая вода в состоянии предотвратить даже беременность (Орловская обл.). Умывание во время первой весенней грозы оказывает общеоздоровляющее действие: такой человек не будет хворать в течение года (Ярославская обл.).
Иной раз способ применения дождевой воды носит сложный характер и комбинируется с другими средствами. В Пензе страдающие куриной слепотой ходят на утренней заре умываться весенними дождями, а потом, нагнувшись над дегтярной кадкой, произносят: «Деготь, деготь, возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки (глазыньки)».
Столь же целебной при глазных болезнях считается роса. Больной идет утром на луг, собирает с травы росу и ею промывает глаза. Лучше всего действует роса, собранная до восхода солнца (или при восходе) на Иванов день.
В Костромской области в ночь на Ивана Купалу смачивают росой скатерть, воду выжимают в бутылку и мажут этой водой глаза.
В Ярославской области больной «ломотой» должен шесть раз сходить на луг в утренние зори и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая: «Зорька, зорька росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье, от века и до века».
В Череповце при хронических сыпях умываются и обтираются утренней росой на улице, приговаривая: «Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала – иди на людей». При этом маленьких детей, чтобы напугать болезнь, секут по ягодицам.
Град – хорошее средство от зубной боли. Его можно есть или, дав растаять, употреблять в виде полоскания. Воду, полученную из града, применяют и при глазных болезнях. Снег «полют» на Крещение, ссыпают в бутылки и полученную таким способом воду употребляют от множества болезней.
В Новгородской области очень полезной считается вода, взятая с того места, где река берет начало. В Тамбовской области целительной признается вода тех мест, где она не мерзнет по зимам, а в Вологде – вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей, зачерпываемая в полдень или полночь. Несколько ложек воды прямо из реки, принятые натощак, начиная с одной, считаются хорошим средством при желудочных болезнях. Особенно целебное значение приобретает вода при укусе змеи. Если укушенный успеет напиться воды раньше, чем змея, то он вполне гарантирован от последствий укуса (Рязанская обл.).
Но необычайно целебными свойствами наделена ключевая и родниковая вода. В некоторых местах она пользуется таким почетом, что считается святой и почитается наравне с крещенской. Святые ключи существуют чуть не повсюду. По преданиям, многие из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся в лесу, окружены елями и соснами, иногда обсажены вербой. На ветвях деревьев можно нередко заметить тряпочки и ленточки, пояски, иконки и крестики, а на дне ключа – мелкие монеты: это дань больных целительному ключу. Некоторые из ключей обладают удивительными свойствами, подмеченными народом и маловразумительно объясненными наукой. Таков, например, ключ близ Белозерска (Вологодская обл.). После окачивания водой из этого ключа больной или скоро выздоравливает, или так же скоро умирает.
Понятно, что желающих испытать судьбу там немного, только безнадежно больные. Пользование водой из этого необыкновенного источника обставлено известного рода условиями.
– Когда идешь на ключ, – говорят местные старухи, – не надо ни с кем разговаривать. Кто навстречу попадет – надо ничего не спрашивать и не сказывать. Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны и задумаешь на живое или на мертвое (то есть к выздоровлению или к смерти). Как на живое – водыча стоит, как стеклышко, светлая; как на мертвое – ключи забьют, завыскакивают оттуда с песком. А когда черпают воду, говорят: «Чарь водяной, чарь земляной, чарица водяная, чарица земляная, дай мне водычи на доброе здоровье» – и зачерпывают воды в ведерочко.
Большой славой пользуется родник недалеко от Троицка (Пензенская обл.). О происхождении его существует такая легенда. Одной богомолке во сне трижды являлась Божья Матерь и велела в указанном месте рыть землю и отыскать там икону. Но богомолка не исполняла указания Богоматери до тех пор, пока не захворала. Во время болезни ей опять было видение, чтобы она всенародно покаялась и, после того как выздоровеет, исполнила возложенное на нее поручение. Богомолка так и сделала. Рыть ей было велено только в полночь и в полдень. Рыла она одна три недели и наконец нашла образ Божьей Матери, который поставили в часовенке около родника. Приходящие зажигают свечу перед иконой, молятся и купаются, пьют воду и берут ее с собой. Более усердные обмазываются илом со дна родника и лежат в грязи часа полтора, смывая грязь родниковой же водой [33] . Подобных ключей, святых колодцев и целебных озер в России так много, что один их реестр составил бы многотомное издание.
Иногда вода обретает целебные свойства только в некоторые известные дни. Таков Иван Купала: от купаний в этот день проходит решительно всякая болезнь, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах обычай этот столь сильно распространен, что существует даже поверье: кто не полезет в воду на Ивана Купалу, тот наверняка колдун (Медынь, Калужской обл.) . Смелый обычай крещенского купания ради здоровья в проруби, после освящения воды, общераспространен и общеизвестен, хотя до наших дней дожил, как правило, в культе моржей. Впрочем, в Саранске и Пензе купание в праздник Святого Крещения еще лет десять назад было массовым. При этом медицинская статистика Мордовии и Пензенской области ни разу не фиксировала всплеска простудных заболеваний.
Некоторые орловцы, чтобы избавиться от чесотки или лишаев, используют Чистый четверг. В этот день они трижды окунаются в реку до свету и без свидетелей, приговаривая: «Чистый четверг, очисти мое тело от болезни, а ты, быстрая речка, неси мою болезнь в синее море».
А в Вологде в этот день умываются водой, в которую предварительно была опущена серебряная монета. Костромичи же предпочитают умываться прямо из лужи (их можно понять: сейчас любая лужа чище Волги).
Интересен обычай, сохранившийся в некоторых местах Тверской и Ярославской областей, испрашивать прощения у воды. Больной (или вместо него знахарь) приходит в то место, где, по его мнению, была оскорблена вода, пускает в нее кусок хлеба и с поклоном говорит:
«На море-на окияне, на острове на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, матушка-вода, с повислой головой да с повинной. Прости меня, матушка-вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери ваши и малые детушки, чем я кого прогневил».
Потом дважды, отступая по одному шагу, повторяет тот же поклон и присказку. Необходимым условием прощения считается, чтобы больной, идя к воде, ни с кем не говорил, не оборачивался назад и отправлялся в путь, не крестясь. Иногда целебные свойства сообщаются воде тем, что этой водой обмывают косяки у дверей и окон, затем ее дают пить и спрыскивают больных «испугом» и простудой.
В других местах такое же значение имеет вода, спущенная с девяти веретен или двенадцати перекаленных в печи камешков. Необыкновенные свойства и у воды, взятой из семи разных колодцев: она как будто помогает при цинге.