Рок-н-ролл как разрушитель генетического кода
В течение последних четырех десятков лет в мире незримо, но все более ощутимо происходит разрушение сознания, а через него и нравственности как высшей и самой ответственной функции интеллекта. Может быть, впервые в истории человечества для этой диверсии выбрана музыка, песни и звезды рок-н-ролла.
Вначале эта музыка никем не принималась всерьез. Считалось, что это еще одна мода, которая скоро пройдет, как это было с чарльстоном, буги-вуги и твистом. Но, как пишет Жан Поль Режимбаль, «Социально-культурный феномен рок-н-ролла, появившийся в начале пятидесятых годов, обрушил на мир такую волну грязи, шлаков и человеческих жертв, что тридцать лет спустя превратился в наиболее мощную разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада». Пат Бун писал: «Никто не может сказать, что влияние рок-н-ролла было здоровым и положительным. Он является как бы извращенным, чарующим флейтистом, приводящим целое поколение к саморазрушению» (автор имеет в виду легенду конца XIII века о флейтисте из немецкого города Гамельна. После того, как тот избавил город от наводнивших его крыс и не получил причитающегося ему вознаграждения, он решил отомстить за себя. Играя магическую мелодию на своей флейте, он привлек к себе всех детей города. Они пошли за ним в открытую расщелину горы, из которой больше уже никогда не вышли).
Существенная разница между чарующей музыкой флейтиста и рок-н-роллом та, что первая действует на высшие функции мозга, а вторая — на самые низшие, пробуждая животные инстинкты агрессии и разрушения.
Музыка может быть музыкой, то есть одной из высших форм искусства, только тогда, когда она идет в ногу с прогрессом и даже указывает ему правильный путь. Между тем прогресс обязательно направлен по пути добра, гуманизма, человеческих отношений друг к другу, дружбы и взаимопонимания. Прогресс — это создание лучшего, благородного, доступного всем людям. Именно поэтому музыке придают большое значение в воспитании лучших свойств души человека.
Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Конечно, музыку больше понимает и любит тот человек, который более подготовлен к ней, то есть тот, кто имеет музыкальное образование или природные данные и интерес к музыке. Ее влияние на психику и настроение людей огромно. Достаточно указать на боевую музыку, которая поднимает людей в бой сильнее устного приказа. Соответствующая музыка применяется как лечебный фактор в целом ряде медицинских учреждений.
Однако музыка, построенная на частоте и силе звука, выходящих за пределы легко усвояемых и благотворно действующих на человека, может и действительно оказывает резко отрицательное влияние на психику, интеллект и поведение человека. И в то время как музыкальное образование или врожденные способности человека воспринимают эти звуки как раздражающие и даже вызывающие болезненное состояние, у людей малокультурных, с грубыми чертами характера, склонных к различным аномалиям, эти звуки вызывают возбуждение, доходящее до экстаза.
На этом и основано влияние рок-музыки на некоторую часть нашей молодежи. Этому же способствуют повышенные интерес и внимание к такого рода музыке со стороны средств массовой информации.
К сожалению, выступившие по телевидению и в печати композиторы Щедрин и Петров не пошли дальше примитивных суждений об этой музыке и, подыгрывая настроениям некоторых оголтелых любителей рока, фактически подлили масла в огонь. Композиторы, правильно оценивающие ненормальное положение с музыкой в нашем обществе, почему-то молчат — или их не печатают.
Ввиду того, что рок-музыка оказывает резко отрицательное влияние не только на интеллект, психику, морально-этическое состояние молодежи, но и на физическое здоровье человека, я позволю себе высказать по данному вопросу свое мнение, основанное не только на собственном восприятии и понимании этой музыки, но и на изучении научной литературы, посвященной этой проблеме.
Прежде всего надо сказать, что далеко не всех молодых людей, как об этом нередко говорят, привлекает и захватывает эта музыка. Как я уже говорил, люди (в том числе и молодежь), воспитанные на классической и народной музыке, воспринимают рок и даже джазовую музыку отрицательно. Мне рассказывала одна молодая женщина, врач, с хорошими музыкальными данными, что она, будучи студенткой провинциального вуза, приехала в Москву во время очередного бума джаза и рок-музыки. Она решила послушать эту музыку в различных исполнениях. Купив билеты на все проходившие тогда в Москве такого рода концерты, она все их прослушала, хотя после первого же вечера ей ходить туда уже не хотелось. Тем не менее она аккуратно прослушала все выступления — и ничего, кроме отрицательного отношения к такой музыке! Ей каждый раз было странно и непонятно, отчего некоторая часть молодежи приходит в экстаз от тех элементов концерта, которые вызывали у нее наиболее отрицательные эмоции.
Следовательно, суждение о том, что вся молодежь «с ума сходит» от этой музыки, а только пожилые люди ее не понимают, в корне неверно. Дело не в возрасте, а в интеллекте и воспитании.
Что же такое рок-н-ролл, которому уделяют так много внимания телевидение и те газеты, которые долгое время (а некоторые и поныне) и по отношению к алкоголю занимают позицию поощрения «культурного потребления»?
Развитие рок-н-ролла началось на Западе, в США путем аранжировки бит-ритмов и блюзов негритянского населения Юга. Сам термин «рок-н-ролл» означает два движения человеческого тела во время сексуальных забав и заимствован из арго американских гетто. Основной акцент делается на бите (бит — это непрерывное повторение регулярных пульсаций в сочетании с укороченными ритмами, которые обычно обеспечиваются ударником и воспроизводятся бас-гитарой. Именно бит характеризует ритм рок-музыки). Различают жесткий, тяжелый, дурной и едкий; затем сатанинский и, наконец, панк-рок, который также считается не концом этого восхождения к сумасшествию.
Уже при жестком роке бит воспринимается таким образом, что он сильно возбуждает половые инстинкты и, как правило, привлекает лиц с сексуальной патологией. Вот почему Элвис Пресли призывал молодежь отбросить сексуальные табу и находил удовольствие в возбуждении публики не только своей музыкой и словами, но, главным образом, теми непристойными и провокационными местами резко сексуальной направленности, которыми он сопровождал свои выступления. Вызванные им эмоции приводили в целом ряде случаев к изменению жизненных привычек, одежды, возникновению моды на длинные волосы и т. д. Под влиянием таких музыкантов возникали возмущения, неистовства, массовая истерия, сексуальные эксцессы, особенно среди девушек.
Жесткий рок характеризуется прежде всего усовершенствованием ритма (бита), громкостью и неистовством ударов. Интенсивность звука доходит до 120 децибел, что превышает предел возможностей человеческого слуха, который настроен на среднюю интенсивность 55 децибел, громкий звук соответствует 70 децибелам. К возбуждающим эротику пульсациям бита добавляется эффект раздражающего шума, который по своей природе приводит к нервному перенапряжению, появлению неконтролируемого чувства неудовлетворения и желанию во что бы то ни стало его удовлетворить. Цель этой музыки — создать океан бешеных звуков: барабанный бой, цимбалы, трубы, пронзительные крики, электронные синтезаторы — все это объединяется для решительного натиска на бьющуюся в горячке толпу. Как пишут специалисты, жесткий рок не слушают, в него погружаются в соответствии с ритуалом секса, совращения и бунта.
90-е годы увидели рождение панк-рока (в Англии словом «панк» обозначают проституток обоих полов, американцы переводят это слово как «подонок»), цель и философия которого заключаются в том, чтобы привести аудиторию непосредственно к самоубийству, коллективному насилию и систематическим преступлениям. Предел панка в сфере человеческого и музыкального опыта заключается в возможности нанести кровавую рану партнеру лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку, и избиение его, уже раненого, покрытым шипами и гвоздями браслетом — то есть доводит до крайней степени полового извращения, до садизма.
Кто же поддерживает, финансирует развитие рок-музыки и способствует ее дальнейшему распространению? Считается, что рок-музыка призвана к развитию социально-культурной, политической, экономической, нравственной и духовной революции. И эта революция является частью значительно более обширного проекта, задуманного и финансируемого иллюминатами. Иллюминаты — это старый мистический орден, основанный 1 мая 1776 г. несколькими отступниками, в частности, каноником Рокка, английским епископом Альбертом Пайком. Это посвященное Сатане общество ставит своей целью всемирный захват всех экономических, политических, военных, религиозных и других сил с целью основания одного единственного мирового правительства. Для полного обладания молодежью, безразличной к политике и обществу, иллюминаты в массовом масштабе стали распространять рок-продукцию с тем, чтобы обеспечить всемирное распространение наиболее агрессивных групп. Это составная часть задуманного иллюминатами мирового заговора, явная цель которого воспитать молодежь в духе космополитизма, соответствующем приходу к власти одного единственного мирового правительства.
Последовательный разрыв связей с семьей, национальностью, культурой и этикой приводит к тому, что молодые теряют чувство своей принадлежности к обществу, к стране, но чувствуют себя гражданами мира без веры и закона, без каких-либо обязанностей по отношению к кому бы то ни было, кроме иллюминатов и сатаны, хотя последствия зависимости и не являются осознанными.
Это состояние духа проявляется в растущем числе разводов, разрушенных семей, а также в распространении произведений и социальных движений, сосредоточенных на индивидуализации и самоудовлетворении. Эта философия слишком узкая, чтобы оставить место для любви, то есть одного из самых красивых и благородных чувств.
О степени влияния рок-музыки и распространения дискотек говорят следующие данные: по результатам анкетирования, проведенного в 1981 г. в США, 87% всех подростков проводят от 3-х до 5 часов в день, слушая рок-музыку. Позднее распространение этой музыки еще усилилось. С появлением более совершенной аппаратуры они проводят за этим занятием 7 или 8 часов. Из продаваемых ежегодно во всем мире пластинок 90% — записи рок-музыки (130 млн в год). К этому надо добавить еще 100 млн рок-альбомов.
Возможно ли, чтобы этот наплыв музыкального неистовства не возымел никакого эффекта в физическом, психологическом, умственном, нравственном и духовном планах как на индивидуумы, так и на массы? Какие данные позволяют оценить серьезность и глубину действия рок-н-ролла на молодежь?
I. С медицинской точки зрения
а) Физические эффекты. Проведены многочисленные исследования для оценки влияния рок-музыки, вызывающей тяжелое травмирование слуха, зрения, позвоночника, эндокринной и нервной систем у лиц, пристрастившихся к этому жанру музыки. Боб Ларсен из Кливленда выявил существенные изменения в организме у более чем 200 пациентов. Он отметил, что эта музыка вызывала изменение пульса, дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, в частности желез, регулирующих жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается — гортань сжимается, когда мелодия опускается — гортань расслабляется.
Основной метаболизм и содержание сахара в крови претерпевают изменения в процессе слушания. Эти эффекты усиливаются с усилением интенсивности звука. При уровне свыше 80 децибел действие музыки вызывает неприятные ощущения, при уровне 90 децибел она становится вредной. Во время рок-концертов измерение показывает 106-108 децибел в центре зала и почти 120 децибел вблизи оркестра. Поэтому у молодых людей, слушающих эту музыку, изменение слуха наблюдается в такой степени, которая обычно характерна для людей старше 50 лет.
Кроме того, резко возрастает число лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями и расстройством равновесия в организме.
Интенсивность специального освещения и использование лазерных лучей вызывают необратимое разрушение зрения, так как в случае проникновения луча в глаз он может вызвать ожог сетчатки с образованием слепого пятна. Кроме того, короткие вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, вызывают головокружение, тошноту, галлюцинаторные явления.
Адам Книст пишет: «Основное действие рок-музыки вытекает из уровня ее шума, который вызывает неприязненность, истощение, нарциссизм (самовлюбленность), панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние. Рок не является безобидным времяпровождением. Рок — это наркотик, более смертоносный, чем героин, который отравляет жизнь нашей молодежи.
Что касается сексуального плана, то здесь, согласно данным Ларсена, происходят следующие изменения: низкочастотные колебания, созданные усилиями бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на железы, регулирующие секрецию гормонов. В результате нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, происходит изменение уровня инсулина в крови. Вследствие этого функции контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
б) Психологическое действие. Как бы ни были губительны физиологические последствия рока, его психологические последствия еще более страшны, поскольку рок-музыка наносит своим слушателям глубокие психо-эмоциональные травмы. Вот некоторые последствия этих травм:
1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.
2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению.
3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.
4. Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.
5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.
6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.
7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании рок-музыки и наркотика.
8. Тенденция к самоубийству и убийству усиливается при продолжительном прослушивании рок-музыки.
9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших собраниях.
10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу после концертов и фестивалей рока.
II. Изменение нравственности
Последствия рок-музыки связаны с главными темами рок-н-ролла: мышление, сила воли, свобода воли и нравственное сознание подвергаются столь сильному воздействию со стороны всех органов чувств, что их способность к здравому суждению и сопротивлению оказываются сильно притупленными, а иногда вообще не контролируются. В этом состоянии нравственного и умственного угнетения дает зеленый свет разгулу наиболее диких, до того сдерживаемых импульсов — ненависти, гневу, ревности, мстительности, вплоть до убийства и самоубийства.
Самое лучшее нравственное и духовное воспитание не может долго устоять перед эрозией сознания, сердца и духа, которая вызывается длительным прослушиванием рок-музыки.
III. Социальные последствия рока
Концерты и фестивали рока вызывают такую массовую истерию, что бунты и драки вспыхивают в самый разгар сенсационных событий, спонтанно возникающих во время концерта или публичной демонстрации. Вот несколько примеров. В Ванкувере (Канада) хватило 30 минут на то, чтобы 100 человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. В Цинцинати (США) в Колизее Ривер в декабре 1975 г. 11 молодых людей были затоптаны до смерти 10 тысячами зрителей, которые снесли барьеры, чтобы попасть на фестиваль. В Мельбурне (Австралия) более тысячи человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. 650 молодых людей нашли свою смерть во время одного из уик-эндов в Лос-Анжелесе. Репортаж об этом сделан калифорнийской телестудией.
В своем научном труде «Большой бит» Ф. Гарлок писал: «Участники хаоса и беспорядка не могли бы найти более совершенный двигатель для передачи и вдалбливания своих идей и философии в молодое поколение различных стран мира. Так, в двух странах, где рок-н-ролл наиболее популярен, в США и Англии, не только наблюдается высокий уровень упадка среди молодежи, но также и быстрый рост числа преступлений, совершенных молодежью, рождение внебрачных детей, различного рода насилий, убийств, самоубийств.
Ученые полагают, что рок-н-ролл на протяжении последних 30 лет вызвал такое глубокое разложение молодежи, которое до сих пор не отмечалось в истории. В то время как на борьбу с загрязнением воздуха и воды, на борьбу с шумом тратятся миллиарды, не находится ни ресурсов, ни средств, ни твердой воли для преодоления нравственного и духовного загрязнения молодежи, являющейся жертвой этого обширного заговора.
Вызывает удивление, что власти оказываются беспомощными перед всякого рода бедами, порождаемыми этой смертоносной сатанинской музыкальной волной. Старая истина: «Разложите молодежь — и вы победите нацию».
Из этого беглого обзора научных данных мы видим, что рок-н-ролл является не разновидностью, не еще одним из жанров музыки: это есть антимузыка, ибо он не только не несет в себе всего того духовного богатства, что связано с этим видом искусства, он не только не воспитывает добро, любовь, дружбу — все те высокие чувства, которые поднимают человека и ведут общество к прогрессу, но рок-н-ролл наоборот, культивирует самые низменные, самые отрицательные чувства в человеке, разлагает его нравственность и отбрасывает его интеллектуальное развитие далеко назад. Более того, развивая злобу и патологическую сексуальность, рок-музыка губит людей, ведет к деградации общества.
Сила рок-музыки направлена на нравственное разложение молодежи, в самой программе ее, в оформлении и даже в деталях содержатся самые совершенные формы и методы для доведения слушателей до нравственного разложения и воспитания в человеке всего самого отрицательного и злобного. Достаточно привести хотя бы содержание тех песен, которые исполняются под звуки рок-музыки. Вот отрывок из песни «Бог грома»:
Я был воспитан демоном,
Подготовлен к тому, чтобы править, как он.
Я господин пустыни, современный железный человек.
Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие.
Я приказываю тебе: встань на колени перед богом грома, Богом рок-н-ролла».
Или песня «Я убиваю детей»:
Бог сказал, чтобы я скальпировал тебя живым.
Я убиваю детей.
Я люблю видеть их умирающими.
Я убиваю детей.
Я заставляю рыдать их матерей. Давлю их автомобилем.
Я хочу слышать их крики, кормлю их отравленными леденцами.
Я порчу им канун 1-го ноября.
Чтобы подчинить себе слушателей, заставить их воспринять то, что противоречит самой человеческой сущности, рок-музыканты, помимо неистового, бешеного шума и грома, подавляющих психику, используют световые эффекты в виде стробоскопа, который является не бутафорией, а частью сатанинского оружия против молодежи. С помощью стробоскопа оказывается возможным чередование света и темноты, что приводит к значительному ослаблению ориентации, способности к суждению. В том случае, когда чередование свет—тьма происходит с частотой 6— 8 Гц, это вызывает потерю глубины восприятия. Если частота чередования достигает 25 Гц, теряется способность концентрации внимания. При дальнейшем увеличении частоты происходит потеря всякой способности к контролю.
Сочетание рок-музыки с игрой света стробоскопа приводит к нарушению всех барьеров нравственного суждения. Личность утрачивает свои рефлексы, механизмы естественной защиты.
При применении исключительно специализированных технических средств человеческое существо испытывает насилие над своими защитными средствами и свободой суждений. Отсюда — умственный, нравственный и духовный ущерб, который испытывает аудитория, слушающая рок-музыку.
Учитывая, что бит вызывает ускорение сердечного ритма и увеличение содержания адреналина в крови, он может не только вызывать соответствующую реакцию со стороны сексуальной сферы, но и сильное возбуждение, доходящее до опьянения, чем рок-музыканты и оказывают влияние на молодежь и чем приводят к резкому снижению общего нравственного уровня.
Таким образом, надо признать, что повышенное внимание средств массовой информации к рок-музыке нельзя оценить иначе, как путь к нравственному разложению юношества. Это опасность очень большая и она постоянно возрастает. Многие, так или иначе насаждающие или способствующие насаждению этой разлагающей музыки, упорно твердят, что запрет может только повысить интерес молодежи, но дело ведь не только в запрете. Надо прежде всего прекратить пропаганду этой музыки. А главное — надо противопоставить ей настоящую музыку. Заполнить телевизионное время и радио музыкой классической, народной, фольклорной, тематической и т. д. в самом лучшем исполнении. И давать ее не по утрам, когда все на работе, не после полуночи, а в то время, когда у нас транслируются выступления ансамблей рок-н-ролла, то есть с 18 до 22 часов. А рок-н-ролл вообще исключить из теле- и радиопрограмм.
Нужна активная борьба с рок-музыкой, еще более наступательная, чем агрессия иллюминатов. Если мы хотим, чтобы наши дети и внуки вообще дожили до старости.
Режим труда и отдыха
Для безопасной и длительной работы важнейших органов человека, определяющих его активную, полноценную жизнь, большое значение имеет определенный режим, последовательность труда и отдыха.
Сердце — орган, работающий всю жизнь, казалось бы, без передышки, имеет на самом деле строгую последовательность труда и отдыха. Если распределить работу сердца на ее составные части, то окажется, что из 24 часов сердце работает только 8, а 16 — отдыхает.
Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы всех органов. Нарушение ритма, вызванное теми или иными факторами, быстро выравнивается благодаря действию регулирующих центров, заложенных в головном мозге.
При длительном изменении установленного ритма работы включаются все сложные компенсаторные системы организма, вызывающие анатомические изменения, которые приспосабливают организм к новому режиму. Так, например, при длительном увеличении физической нагрузки происходит не только гипертрофия мышц, участвующих в работе, но и так называемая рабочая гипертрофия сердца.
Однако у всех компенсаторных механизмов имеются пределы, за которыми наступает перенапряжение, а вслед за ним — патологические изменения в организме, то есть болезненный процесс. При восстановлении режима болезнь может пройти, и здоровье полностью восстанавливается. Если же нарушение ритма продолжается — наступают глубокие изменения, которые очень трудно или даже невозможно ликвидировать. Вот почему нельзя допускать частых или длительных нарушений режима. Эти нарушения могут привести к необратимым изменениям в организме.
Если труд не сменяется вовремя отдыхом, он приводит к переутомлению организма, которое, однако, быстро проходит как только организму предоставляется отдых. Если переутомленному организму не предоставить отдыха, могут наступить болезненные изменения: вначале — обратимые, а затем — и необратимые.
Изменения в организме наступают не сразу. Обычно проходят многие месяцы, а иногда и годы нарушений режима, прежде чем наступят необратимые изменения. Поэтому многие не понимают, что болезнь наступила в результате нарушений режима, которые происходили в течение многих лет и длительное время никак не сказывались, потому что компенсировались организмом. Иногда срыв происходит вслед за очередным нарушением, но подготовили его все предыдущие нарушения режима.
Так, например, частые нарушения режима могут расшатать нервную систему и нарушить сон, но при возвращении к нормальному режиму сон восстанавливается. Это может продолжаться достаточно длительное время, но в конце концов при очередном нарушении режима возвращение к нормальному режиму не возвращает нормальный сон. Возникает стойкая бессонница. Конечно, она появилась не в результате этого последнего нарушения, а была подготовлена всеми предшествующими нарушениями. Только сверхмощное раздражение и перенапряжение нервной системы может привести к стойкому нарушению сна без предшествующей «подготовки почвы».
В связи с этим мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по организации труда и отдыха, которые, может быть, помогут сохранить работоспособность и продлить активную жизнь.
Режим труда и отдыха имеет особенно большое значение при умственной работе. Мы нередко наблюдаем, как большая умственная работа производится за счет отдыха или сна. Между тем то и другое при работе, продолжающейся в таком ритме очень длительное время, может сказаться переутомлением нервной системы. Поэтому чем более напряженная работа и чем дольше она продолжается, тем важнее соблюдение режима.
При необходимости выполнять большую умственную работу, которая требует времени больше, чем обычный рабочий день, очень важно так ее организовать, чтобы она не приводила к быстрому переутомлению, а тем самым к снижению усвояемости и трудоспособности.
Для нормальной нервной системы более ценным является активный отдых, для чего важнее иметь смену работы и смену впечатлений, чем полное бездействие.
Так, например, после напряженной работы лучшим отдыхом будет посещение кино или театра, чем просто ничегонеделание. Это объясняется тем, что при так называемом безделье человек продолжает обдумывание своей работы — тем самым его мозговые клетки не отдыхают. Полное отвлечение от объекта работы может дать только полноценный отдых. Как теоретические рассуждения, так и практический опыт показывают правильность этой точки зрения. Многие крупные ученые, сохранявшие работоспособность до весьма преклонных лет, отличались именно тем, что умели не только соблюдать режим труда, но и отдыхать активно.
При организации ежедневного и, в особенности, еженедельного отдыха необходимо подумать о том, чтобы этот отдых сочетался с пребыванием на свежем воздухе и обогащением наших клеток кислородом. Изучение вопроса о кислородном голодании показало, что некоторые наши органы — особенно мозг и сердце — чрезвычайно чувствительны к недостатку кислорода. При этом, как показали более тонкие исследования тканевого обмена, даже когда недостаток кислорода еще не находит отражения в субъективных ощущениях человека, объективно он сказывается на внутритканевом кислородном балансе. При этом длительное пребывание не только в состоянии кислородного голодания, но даже просто в состоянии некоторого недостатка кислорода отражается на сердце, приводя к значительным мышечным изменениям. Вот почему забота о свежем воздухе как во время труда, так и — особенно — во время отдыха должна быть постоянно в центре внимания человека. Те, кто проводит свой выходной день в атмосфере спертого воздуха, наполненного табачным дымом (например, за игрой в домино или в преферанс), оказывают своему сердцу и мозгу очень плохую услугу. Наоборот, использовать свой выходной день для максимального пребывания на свежем воздухе (летом — поездки за ягодами и за грибами, зимой — лыжи и коньки) — это не только лучший активный отдых, отвлекающий нервную систему от основной работы, но и лучшее обеспечение кислородом всего организма.
Длительное кислородное голодание приводит к тяжелым мышечным изменениям сердца — и тем самым к сокращению продолжительности активной жизни. Как показали наблюдения над сердечными больными, у которых имелись мышечные изменения на почве кислородного голодания, исправление дефекта и обеспечение нормального кислородного обмена либо не приводит полностью к ликвидации уже возникших изменений в мышце сердца, либо изменения в лучшую сторону происходят крайне медленно. Даже в хорошо вентилируемом помещении человек, занятый своим трудом, находясь в каком-то фиксированном, иногда на слишком удобном положении, не может производить глубокие вдохи и тем самым проводить периодическую более полную вентиляцию легких. Тем важнее для него во время перерыва или в период отдыха расправить плечи и грудь и сделать несколько глубоких вдохов. Но, конечно, эти глубокие вдохи надо проводить на чистом воздухе, а не в накуренном помещении.
С точки зрения охраны воздуха, которым мы дышим, поведение курильщиков, которые отравляют воздух, не считаясь ни с желанием, ни со здоровьем окружающих, выглядит особенно неприглядно. Всем вреден табачный дым. Но есть люди, у которых один его запах вызывает спазм сосудов.
Огромное значение для поддержания длительной активной жизни имеет сон как самый ценный и необходимый отдых. Продолжительность сна у человека колеблется в зависимости от возраста, а также в некоторой степени от индивидуальных особенностей человека. Можно воспитать в себе привычку спать больше или меньше — в каких-то пределах, — но в среднем для взрослого человека продолжительность сна составляет 6—8 часов в сутки.
Для правильной, активной жизни имеет значение не только продолжительность сна человека, но и его время. Более физиологичным является ночной сон. Но если в силу своей профессии человек вынужден работать ночью, дневной сон может также полностью восстановить его силы. Важен определенный режим сна. При нарушении режима человек не получает нормального отдыха. Так, например, если человек, занятый умственным трудом, сегодня ляжет в 0 часов, завтра — в 3, а послезавтра — только под утро, — такое нарушение режима в первую очередь скажется понижением трудоспособности, понижением усвояемости, а следовательно, и расходованием большего количества энергии для выполнения той же работы.
При систематическом нарушении режима происходит переутомление нервной системы, которое нередко вызывает расстройство сна. Последнее, в свою очередь, отражаясь на отдыхе, усугубляет болезненное состояние нервной системы. Восстановить нарушенный сон часто бывает очень трудно. Поэтому важно сохранить его, соблюдая определенный режим.
Вопрос о режиме сна имеет особенно большое значение в сохранении работоспособности человека. Поэтому при его расстройстве очень важно восстановить сон, то есть вылечить бессонницу.
В этом отношении бессистемный прием снотворных вряд ли может привести к положительному результату — скорее наоборот — он часто закрепляет бессонницу. Чтобы привести в норму сон, снотворные надо принимать так, чтобы не только вызвать сон после приема лекарства, но и выработать условный рефлекс. Лучше всего делать это таким образом: за 15—20 минут до сна принять снотворное, запить его теплой водой и лечь в постель. При этом обычно быстро наступает сон. В последующие 5—7 дней повторять прием лекарства в то же самое время. По прошествии этого срока надо ложиться в это же время, но лекарства не принимать, а только выпить теплой воды. Обычно, если рефлекс уже образовался, сон наступает даже от приема воды. Если этого не случилось — прием лекарства надо продолжить.
Большую пользу в борьбе с бессонницей приносит теплая ванна, принимаемая перед сном. Однако для того чтобы она оказала необходимое действие, ее надо принимать систематически и длительное время. При этом большое значение имеет температура воды. Вода должна быть 35—36°.
В организации труда и отдыха много места должны занимать физическая культура и физический труд.
Физическая культура включает в себя не просто какой-то комплекс упражнений в виде производственной гимнастики или утренней зарядки. Еще большее значение имеют физические упражнения в виде прогулок, участия в каких-то играх и т. д. При этом прогулки будут более полезны, если они целенаправленны. Физическая культура, как это видно из самого названия, требует соблюдения культурного отношения к организму. Между тем нередко можно видеть лыжника или конькобежца с сигаретой во рту. Совершенно ясно, что таких людей нельзя считать физкультурниками, так как культурного отношения к своему телу, к своему организму у них, конечно, нет.
Я хотел бы обратить внимание молодежи на важность соблюдения режима уже с молодых лет. В связи с тем что в юном возрасте компенсаторные механизмы более активны и действенны, они легче выравнивают те нарушения в функционировании организма, которые наступают при нарушениях режима. Поэтому у молодых людей создается впечатление, что любые нарушения режима не дают никаких последствий. Это неверно. Частое и длительное нарушение режима рано истощает компенсаторные механизмы, и к зрелому возрасту, когда необходимы наиболее серьезные затраты сил и энергии, такой человек придет уже с очень изношенным организмом. Он может не справиться с нагрузками и выйти из строя, тогда как другой, более разумно расходовавший свои силы в молодости, сохранит полную работоспособность.
Я совсем не проповедую молодежи образ жизни «человека в футляре». И в мыслях не имею советовать молодым полное воздержание, жизнь по рецепту, регламенту. Молодой человек, следуя своим, часто благородным и возвышенным порывам, должен и работать в полную силу и развиваться без оглядки на свое здоровье. Но нарушения режима должны быть кратковременными и компенсироваться сном и отдыхом, чтобы истощение компенсаторных механизмов не привело к раннему старению.
Физические упражнения, физическая культура полезны во всех возрастах — как при совершенно здоровом, так и при больном организме. Даже у тяжелых сердечных больных, которым требуется полный покой в течение многих месяцев, мы сочетаем этот покой с лечебной физкультурой, которая не только не затрудняет, а, наоборот, облегчает работу сердца. Поэтому человек, чувствующий себя не вполне здоровым, должен посоветоваться с врачом или методистом физкультуры и производить те физические упражнения, которые полезны при его заболевании.
Если человек не болен, то в любом возрасте физическая зарядка без утомления, прогулки, пребывание на свежем воздухе и просто физический труд, безусловно, полезны и укрепляют его здоровье.
Некоторые в возрасте за 50 лет на вопрос: «Ходите ли вы на лыжах?» — снисходительно улыбаются, как будто их спрашивают о баловстве. Между тем это отнюдь не баловство. Люди, которые и в 70 продолжают каждый выходной летом гулять по лесу, а зимой кататься на лыжах, могут подтвердить, сколько сил, энергии и творческого энтузиазма появляется после такого выходного дня.
Чрезвычайно полезны ежедневные занятия утренней гимнастикой с последующим обтиранием или душем.
Летний отпуск, если нет противопоказаний, лучше проводить за городом или совершить поездку на юг, к морю. Купание и воздушные ванны полезны практически всем. Солнечные ванны следует принимать только по совету врача, и ни в коем случае не злоупотреблять ими. Злоупотребление солнцем ведет к переутомлению <