Иные источники правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности.
§ 1. Понятие и виды источников правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности
В юридической науке под источником права чаще всего понимают форму выражения правила, внешнюю форму установления и выражения правовых норм.
Источники медицинского права — это система определенных внеш- 11их форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения в сфере оказания медицинской помощи населению, охраны здоровья граждан.
Под правовой нормой принято понимать общеобязательное го-сударственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Норма права рассчитана па определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Для норм характерны следующие признаки: неоднократность при-менения; неперсонифицированность (т.е. норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком).
Источники медицинского права могут быть классифицированы по различным основаниям.
По субъектам правотворчества, т. е. деятельности по установлению, изменению и отмене норм права, различают: нормы, исходящие от го-сударства в лице его органов; нормы, исходящие от негосударственных организаций; в результате прямого выражения воли населения (путем референдума).
В силу высокой значимости общественных отношений в медицине, сфере охраны здоровья граждан, основным субъектом правотворчества здесь выступают государство и его отдельные органы (в пер- иую очередь органы исполнительной власти). Парламент принимает
в установленном порядке законы, а федеральное правительство, ми-нистерства и ведомства — подзаконные акты (постановления, приказы). В то же время в последние годы активно развиваются институты гражданского общества, такие, например, как саморегулирование и др. В связи с этим все большему числу организаций предоставляется право издания норм, обязательных для членов таких организаций.
По времени действия различают: нормы неопределенно-длительно-го действия; нормы временного действия.
Большинство норм, регулирующих медицинскую и фармацевти-ческую деятельность, рассчитаны на длительное применение. Однако государство в лице его органов в установленных законом случаях вправе принимать нормы временного действия. Такие нормы вводятся в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, за-щиты конституционного строя России.
В соответствии с ч. 1 ст. 1ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрез-вычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организа-ций независимо от организационно-правовых форм и форм собствен-ности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них до-полнительных обязанностей.
Статьей 3 этого Федерального конституционного закона к обсто-ятельствам введения чрезвычайного положения, в частности, относятся: чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.
Теперь обратим внимание на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статьей 1 этого Федерального закона введены, в частности, следующие понятия:
— инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризую-щиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
— ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах про-пуска через Государственную границу Российской Федерации, на терри-тории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы воз-никновения и распространения инфекционных заболеваний.
Источники медицинского права могут быть классифицированы по юридической силе, т. е. по их месту в иерархической системе.
Федеральные законы обладают высшей юридической силой по от-ношению к другим нормативным правовым актам. Обусловлено это особым порядком их принятия (в законодательном процессе) высшим пыборным органом страны. Подзаконные акты принимаются во ис-полнение и в соответствии с законом управомоченным органом в пре-делах его компетенции.
Например, ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федера-ции (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет: правовые, орга-низационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Феде-рации, органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
'Российская газета. 2011. 23 ноября. № 5639.
В литературе принято различать вертикальную и горизонтальную иерархию источников права. Вопрос о вертикальной иерархии обычно не вызывает сложностей: Конституция РФ; федеральные конституци-онные законы; федеральные законы; подзаконные акты (указы Пре-зидента РФ, постановления правительства РФ, приказы федеральных министерств и ведомств и т.д.).
Горизонтальная иерархия норм медицинского права дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной, главенствующей. Проблема иерархии может возникнуть в случае, когда разные федеральные законы предлагают по-разному регулировать и разрешать то или иное правоотношение.
Для определения иерархии актов, стоящих на одной ступени в гори-зонтальной иерархии (например, при определении приоритета между нормами двух кодифицированных актов, нормами федеральных законов, нормами кодекса и федерального закона и др.) выработан ряд правил.
Первое проявление горизонтальной иерархии норм связано прин-ципом: «lex specialis derogat generali» — «специальный закон вытесняет общий».
Второе из них сводится к требованию: новый закон обладает при-оритетом по отношению к ранее изданному. Речь идет об известном со времен римского права принципе: «lex posterior derogat prior» — «по-следующий акт вытесняет предшествующий».
Кроме того, при решении вопроса о горизонтальной иерархии следует учитывать базовые положения отраслевого, системообразую-щего закона. Применительно к здравоохранительным правоотношениям в первую очередь под таким базовым законом следует понимать Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В связи с рассматриваемым вопросом для нас представляет интерес Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом депутатов Государственной Думы».
В запросе группы депутатов Государственной Думы оспаривалась, в частности, конституционность ч. 1 и 2 ст. 7, устанавливающих приоритет Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и запрещающих суду, прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю применять федеральный закон, противоречащий данному Кодексу.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, который согласно ч. 1 его
П.1 устанавливает порядок уголовного судопроизводства на террито-рии Российской Федерации, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения установленной непосредственно Конституцией Российской Федерации иерархии нормативных актов. Вместе с тем федеральный шконодатель в целях реализации конституционных принципов право- иого государства, равенства и единого режима законности, обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений. Однако приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими обычными федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.
Как можно убедиться, КС РФ указал на возможность применения предметной иерархии нормативных правовых актов одного уровня (ранга), в то время как в своих более ранних постановлениях он такой иозможности не допускал.
Кроме того, следует учитывать сферу действия того или иного акта, и также наличие установленного в нем самом приоритета либо отказа от него. Например, ГК РФ применительно к одним правоотношениям ус танавливает свой приоритет, применительно к другим — отказыва- стся от него. Так, в силу п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается воз-мездным, если только «иное» не вытекает из закона, иного правового акта, из содержания или существа договора.
Полагаю, что приоритет норм кодифицированных актов (предметной иерархии) по отношению к нормам федеральных законов (исключая кодексы) возможен только при наличии следующих условий: приоритет норм кодифицированного акта прямо закреплен в самом кодексе применительно ко всем федеральным законам, а не только принятым ранее; приоритет норм кодифицированного акта может использоваться только при невозможности применения основных правил или принципов (принципа приоритета специальной нормы перед общей; приоритета более позднего акта).
Практика придания особой силы не только кодифицированным актам, но и отдельным федеральным законам, составляющим ядро определенного нормативного массива, также получила свое развитие. Гак, согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 от-ношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются на-
'СЗРФ. 2002. Ns 43. Ст. 4190.
стоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несо-стоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Источники медицинского права в соответствии с положениями, выработанными общей теорией права, могут быть классифицированы и по иным основаниям.
Основным или традиционным источником права вообще и меди-цинского права, в частности, являются нормативные правовые акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.
Под нетрадиционным источником права понимают систему норма-тивных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе право-применительной деятельности не уполномоченными на то органами, или хотя и уполномоченными органами, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативными правовыми актами, возникающими в практике правового регулирования без прямого государственного вмешательства, но при последующем государ-ственном одобрении.
Признаками таких источников права являются: субсидиарный ха-рактер применения такого источника для урегулирования общественных отношений; отсутствие четких правотворческих процедур, на-правленных на конструирование таких источников.
Традиционные и нетрадиционные источники медицинского права будут рассмотрены подробнее во втором и третьем параграфах насто-ящей главы.
В зависимости от решаемых задач правового регулирования ис-точники медицинского права могут быть классифицированы на следу-ющие группы.
— устанавливающие требования к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности;
— определяющие правовое положение субъектов медицинской и фармацевтической деятельности;
— регулирующие отдельные виды медицинской деятельности;
— обеспечивающие защиту прав и законных интересов участников общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением медицинской деятельности в ее различных проявлениях.
Например, общие нормы, устанавливающие требования к осущест-влению медицинской и фармацевтической деятельности, содержатся:
— ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья I раждан в Российской Федерации» ;
— ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицин- | ком страховании в Российской Федерации» ;
— ФЗ от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных г|)сдств» ;
— ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных ви- н он деятельности» ,
— ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ;
— ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
В качестве законов, определяющих правовое положение субъектов медицинской и фармацевтической деятельности, можно указать:
— Гражданский кодекс РФ (ч. I) ;
— ФЗот 26 декабря 1995Г.№208-ФЗ«06 акционерных обществах» ;
— ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной I) шетственностью» ;
— ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муни-ципальных унитарных предприятиях» ;
— ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ;
— ФЗ от 3 ноября 2006 г. N° 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ;
— ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .
Нормы, направленные на урегулирование отдельных видов медицин-ской деятельности, содержатся:
— Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ;
— Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации ор-ганов и (или) тканей человека» ;
— Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» ;
— ФЗ от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распростра-нения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ;
— ФЗ от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» ;
— ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче- ском благополучии населения» ;
— ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экс-пертной деятельности в Российской Федерации» ;
— ФЗ от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распростра-нения туберкулеза в Российской Федерации» .
Нормы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов участ-ников здравоохранительных правоотношений, содержатся:
— Арбитражный процессуальный кодекс РФ ;
— Гражданский процессуальный кодекс РФ ;
— ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госу-дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
— ФЗ от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Россий-ской Федерации» ;
— ФЗ от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» .
Следует указать также кодифицированные акты, предусматривающие юридическую ответственность за причинение вреда здоровью или жизни гражданина, правонарушения в сфере охраны здоровья граждан:
— Гражданский кодекс РФ (часть вторая) ;
— Кодекс об административных правонарушениях РФ ;
— Трудовой кодекс РФ ;
— Уголовный кодекс РФ .
Кроме того, отдельные нормы, представляющие для нас интерес, содержатся в следующих федеральных законах:
— ФЗ от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»^;
— ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» ;
— ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ;
— ФЗ от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» .
§ 2. Нормативные правовые акты как источники правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности
Нормативный правовой акт — это официальный документ, приня-тый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.
Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; рассчитан на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в специально установленном порядке.
Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами: наименование вида акта (закон, указ, постановление и др.); наименование органа, принявшего акт; дата принятия документа и его регистрационный индекс; заглавие акта; текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы; подпись управомоченного лица.
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наи-более значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая все-народным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде: законов РФ о поправках к Кон-ституции РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные законы начинают действовать только после офи-циального их опубликования. Неопубликованные законы не при-меняются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 ««О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1).
Официальным опубликованием федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Перечислить все нормативные акты — источники медицинского права — весьма сложно. Поэтому назовем такие, которые юри- мически наиболее значимы, являются основополагающими, ключевыми для науки и практики.
Конституция РФ1. Она является первым и наиболее важным источ-ником для любой отрасли права. Это основной закон государства, об-минающий высшей юридической силой.
В Конституции РФ закреплено положение о высшей юридической I иле и прямом действии Конституции РФ. Все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами.
В Основном законе закреплены гарантии прав и свобод человека И гражданина, а также конституционные ограничения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право мм охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь и государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего гиоджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры По развитию государственной, муниципальной, частной систем здра- моохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению щоровья человека, развитию физической культуры и спорта, эколо- I ическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 I 1.41 Конституции РФ).
Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность гудебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности.
Конституция подчеркивает, что осуществление прав и свобод че-ловека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут оыть ограничены только на основании федерального закона и только || той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци-онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов пругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасно- I I и граждан и защиты конституционного строя в соответствии с феде-ральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).
Федеральные конституционные законы РФ. Перечень конституци-онных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. К ним относятся законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д.
Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Пра-вительстве Российской Федерации»1 правительство осуществляет ис-полнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ осу-ществляет широкий круг полномочий. В частности, в сфере экономики полномочиями Правительства РФ являются: обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; про-гнозирование социально-экономического развития Российской Феде-рации, разработка и осуществление программ развития приоритетных отраслей экономики; выработка государственной структурной и инве-стиционной политики и принятие мер по ее реализации; управление федеральной собственностью; разработка и реализация государствен-ной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; общее руководство таможенным де-лом; принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирование мобилизационного плана экономики Российской Федерации, обеспечение функциони-рования оборонного производства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФКЗ от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»2 чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Статьей 3 этого Федерального конституционного закона к обстоя-тельствам введения чрезвычайного положения, в частности, относятся: чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпи-
юотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружаю-щей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ.
Федеральные законы. Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законо-дательство и регулируют различные стороны медицинской деятельности. Основной массив законодательства об охране здоровья граждан и медицинской помощи населению представлен именно федеральными законами. Выше приводились основные федеральные законы, регулирующие медицинскую деятельность (их подробный анализ будет дан в соответствующих главах и параграфах книги при освещении тем, посвященных отдельным аспектам медицинской и фармацевтической деятельности).
Особой разновидностью текущих законов являются кодифициро-ванные законы.
Важная роль в регулировании медицинской деятельности при-надлежит ГК РФ . В части 1 настоящего кодекса дано понятие пред-принимательской деятельности, организационно-правовые формы сс осуществления, определен правовой режим имущества хозяйствующих субъектов. Кроме того, кодексом закреплены виды договоров, I ражданско-правовая ответственность.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицин-ской помощи регулируются также нормами Бюджетного2, Налогового3 кодексов, Кодекса об административных правонарушениях , Уголов-ного кодекса и другими кодифицированными законами.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при Iтом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные нормативные правовые акты также играют важную роль в деле регулирования медицинской деятельности. Среди них по вертикальной иерархии сразу за законами следует назвать указы 11резидента РФ.
В качестве примеров можно упомянуть:
— Указ Президента РФ от 4 января 1992 г. № 5 «О преобразовании Академии медицинских наук СССР в Российскую академию меди-цинских наук»;
— Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»;
— Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
— Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;
— Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре феде-ральных органов исполнительной власти».
Подзаконные нормативные правовые акты наиболее широко исполь-зуются в управленческой деятельности органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами ис-полнительной власти в виде", постановлений; приказов; распоряжений; правил; инструкций; положений.
Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятый Правительством РФ в рамках установленной про-цедуры и компетенции.
В качестве примера постановлений Правительства РФ, регулирую-щих медицинскую деятельность, следует привести:
— постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»1;
— постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Скол- ково»)»;
— постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»2;
— постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосо-держащих растений»3;
— постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 59 «О предоставлении информации о ввозе лекарственных средств на тер
риторию Российской Федерации и вывозе лекарственных средств с территории Российской Федерации» .
Приказ — распорядительный документ федерального органа ис-полнительной власти.
Можно назвать:
— приказ Министерства экономического развития РФ от 1 декабря 2010 г, № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» ;
— приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» ;
— приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801 н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фарма-цевтического персонала и специалистов с высшим и средним профес-сиональным образованием учреждений здравоохранения» ;
— приказ Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 г. № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»;
— приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н •Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Распоряжение — распорядительный документ, принятый руково-дителем органа исполнительной власти по текущему вопросу управ-ленческой деятельности.
Например:
— Распоряжение Правительства РФ.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год // утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р ;
Правила — документ, определяющий порядок (процедуру) осу-ществления отдельного вида деятельности.
В качестве примера назовем:
Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н ♦Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» ;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 751н «Об утверждении Правил ведения реестра исследователей, проводящих (проводивших) клинические исследования лекарствен
ных препаратов для медицинского применения, и порядок его разме-щения на официальном сайте Министерства в сети Интернет» .
Инструкция — документ, в котором излагаются правила (порядок) определенного вида деятельности, совершения отдельных действий, принятия определенных решений.
В настоящее время действует довольно много инструкций в сфере здравоохранения. Отметим лишь некоторые инструкции:
— приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» ;
— приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» .
Положение — документ, в котором устанавливается статус органа власти, его полномочия, компетенция, функции, взаимоотношения с другими органами, порядок управленческой деятельности.
Следует указать следующие Положения:
— О Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации / утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 (в связи с п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);
— О Министерстве промышленности и торговли Российской Фе-дерации / утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 .
В систему источников медицинского права входят и акты субъектов РФ.
В качестве примера можно указать:
— Закон г. Москвы от 17 марта 2010 г. № 7 «Об охране здоровья в городе Москве» ;
— Закон Московской области от 11 ноября 2005 г. № 240 / 2005-03 (в ред. от 23 марта 2011 г.) «О здравоохранении в Московской области» .
Органы местного самоуправления действуют в соответствии с гл. 8 Конституции РФ, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, а также ч. 4 ст. 3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации», издавая отдельные акты в пределах своей компетенции.