Чансаматунь. 2 7 октября 1904 г.
Кажется, я уже писал тебе, что едва я приехал в Харбин, как был отозван сюда заменить при Главнокомандующем Александровского, который вскоре после моего отъезда был тоже вынужден выехать в Харбин.
После Ляояна общее настроение было самое угнетенное; слухи об отсутствии у нас снарядов окончательно отняли всякую надежду на успех, и многие, казалось, готовы были без боя отходить к Тьелину. Тяжелое это было время.
Помню обедню 29-го августа: на площади перед поездом Командующего разбит шатер, и в нем устроена церковь; с левой стороны от молящихся тянется косой линией ряд серых кирпичных домиков; перед церковью стоят «покоем» солдаты в серых, грязных, истрепанных рубашках, с серыми исхудалыми, измученными и заголодавшимися лицами. Небо серое и унылое. Только торжественна служба, полная веры и молитвы, в которой всегда есть надежда, — вместо картины отчаяния придавала всему зрелищу вид тихой, покорной грусти, — такой же серой, как все окружающее. Пришел Командующий, которого я увидел здесь в первый раз после Ляояна. Он сильно похудел и страшно постарел, бледный и вдвое более седой, чем был... Но дни текли, солнце каждый день всходило и отогревало слабые человеческие души, люди отдыхали и отъедались, их обмундировывали и подбадривали, японцы не наступали, укоренилось убеждение, что мы должны были отдать Ляоян, и все понемногу стали снова верить и надеяться.
Помню уже всенощную в той же походной церкви- палатке на той же площади: были сумерки, в серых домиках засветились огоньки, молящиеся представляли только общие пятна, подробности в людях не замечались, и было что-то оперное во всей картине.
Помню, наконец, и молебен по случаю наступления. Командующий — снова бодрый, хотя и озабоченный, цвет лица его лучше; солдаты одеты и сыты, выражение лиц их торжественное и решительное, у всех чувство удовлетворения; солнце озаряет все своим живительным блеском и ярко горит на кресте, высоко поднятом в руках священника... ,
Вначале наступление шло очень успешно, план Куропаткиным был задуман прекрасный, — это все признают, — но... Только взятие Путиловской сопки вернуло нам ключ наших позиций и временно закончило наше наступательное движение некоторым успехом.
Дорого обошлось нам это движение: 29 000 ранеными и около 10 000 убитыми!
10 000 могил! А сколько еще умерло потом от ран?!..
Умереть — это еще самое легкое. Мне кажется, что художники навязали миру совершенно неверное изображение смерти, в виде страшного скелета. Мне представляется смерть доброй, любящей женщиной в белом, с материнской нежностью и сверхъестественной силой подымающей умирающего на руки. Он чувствует в это время необычайную легкость, ему кажется, что он подымается на воздух и испытывает истинное блаженство... Так засыпают маленькие дети на коленях нежной матери... Какое счастье это должно быть!..
Несомненно, нам очень вредит наша привычка и постоянная готовность отступать.
— Ваше благородие, а куда втекать будем? — спросил солдатик, придя на позицию.
И это не трусость, а именно привычка.
— Куца едете? — спрашиваем как-то встречный обоз (это было 2-го октября).
— Отступа-аем, — равнодушно отвечает солдат, совершенно также, как он бы сказал: «Вестимо, чай пьем».
Говорят, что и в последнюю нашу кампанию (турецкую, конечно) бывали случаи бегства отдельных полков и даже целых отрядов. Между тем, и сейчас стойкость наших солдат превышает теоретически допускаемую: выбывает 75 и 80%, а солдаты наши все бьются! Почему же они не те, что были?
Солдат очень двинулся за последние двадцать пять лет: он уже очень и очень рассуждает; ему мало исполнять приказания, ему нужно и понимать, для чего он должен делать то или другое. Видимо, он задается даже вопросом, можно ли воевать вообще. Так, мне пришлось услышать конец разговора, не един солдат наставительно возражал другому или другим:
— Никакого греха тут нет: так Богом положено, чтобы бывать войнам.
Когда мы дрались с турками, мы проливали кровь за веру и за угнетаемых единоверцев и братьев. А из-за чего деремся мы теперь?
— Это господская война, — говорят, будто, солдаты.
Различные сектантские и политические агитаторы тоже посеяли свое семя. Наконец, и огромный процент запасных в войсках является большим злом. Все это люди, отставшие от своего дела, часто уже пожилые и болезненные, окончательно осевшие на землю или занимающиеся каким-нибудь промыслом. Привыкшие к покойной семейной жизни и постоянно, разумеется, о ней мечтающие. Как не подумать, «куда втекать?»! Немало, может быть, среди них и недовольных, и обиженных. Постоянные голодовки последних лет и обеднение мужика не могли не отразиться и на силе, и на здоровьи, и на выносливости солдата. Рядом с этим малая образованность делает его часто прямо вредным, например, в разведочном деле.
ХХIII. О пленных японцах