Пищеварение в тонкой и толстой кишке. всасывание. моторная функция пищеварительного тракта

1. Функция тонкой кишки. Состав и свойства кишечного сока, его роль в переваривании химуса. Виды пищеварения в тонкой кишке (полостное и пристеночное).

2. Нервно-гуморальная регуляция кишечного сокоотделения.

3. Физиологическая роль толстой кишки.

4. Всасывание. Роль различных отделов пищеварительного тракта во всасывании продуктов питательных веществ, воды и солей.

5. Механизмы всасывания. Факторы, влияющие на скорость всасывания.

6. Приемы изучения моторной функции пищеварительного тракта у животных и человека.

7. Механическая обработка пищи в ротовой полости: жевание, глотание. Движение пищевого комка по пищеводу. Акт сосания у детей.

8. Моторная деятельность желудка: пищеварительная перистальтика, периодическая голодная моторика. Виды сокращений желудка: тонические и перистальтические. Тормозящее действие пищи на периодическую деятельность желудка и кишечника.

9. Нервно-гуморальные механизмы регуляции моторной функции желудка. Значение местных нервных сплетений.

10. Переход содержимого желудка в 12-перстную кишку:

а) пилорический сфинктер и влияние на него вегетативной нервной системы;

б) запирательный рефлекс с 12-перстной кишки и его значение для постепенного перехода содержимого желудка в кишечник;

в) значение препилорического сфинктера при переваривании жиров.

11. Моторика тонкой кишки, виды сокращений: тонические, перистальтические, маятникообразные, ритмическая сегментация. Илеоцекальный сфинктер и его значение для перехода содержимого тонкой кишки в толстую.

12. Моторика толстой кишки. Акт дефекации.

13. Механизмы нервно-гуморальной регуляции моторной функции кишечника.

14. Особенности моторики кишечника у детей.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 863 – 885.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 393 – 397, 402 – 404, 408 – 411, 420 – 443.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 27, 29 – 30, 32 – 35.

Контрольные вопросы к занятию №29 на тему:

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

1. Общее понятие об обмене веществ (анаболизм и катаболизм). Сопряженность обмена веществ и энергии. Значение обмена веществ.

2. Принципы изучения обмена веществ. Учет поступающих в организм и выделяемых им веществ.

3. Обмен белков, их значение для организма. Полноценные и неполноценные белки. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс как показатель белкового обмена, его виды. Особенности белкового обмена у детей.

4. Физиологические нормы белка в питании для взрослых и детей. Калорийная ценность белка.

5. Обмен жиров и углеводов, их значение, нормы в питании, калорийная ценность. Особенности обмена жиров и углеводов у детей.

6. Понятие об энергетическом балансе организма.

7. Методы исследования энергетического обмена: прямая и непрямая калориметрия.

8. Метод непрямой калориметрии (изучения энергетических трат организма по количеству поглощённого О2 и выделенного СО2).

9. Дыхательный коэффициент, его зависимость от вида окисляемых питательных веществ. Потребление О2 как показатель интенсивности обмена веществ. Калорический эквивалент кислорода.

10. Основной обмен. Факторы, влияющие на величину основного обмена (пол, возраст, состояние нервной и эндокринной систем, климатические условия и др.). Величина основного обмена у взрослых и детей.

11. Специфически-динамическое действие пищи на обмен веществ, его особенности у детей.

12. Энерготраты, связанные с трудовой деятельностью (5 групп). Расходы энергии на самообслуживание. Энерготраты на мышечную деятельность у детей.

13. Общий обмен как сумма всех энерготрат организма за сутки.

14. Физиологические принципы составления пищевого рациона (калорическая ценность пищи, качественный ее состав, витаминная ценность, усвояемость). Закон изодинамии Рубнера.

Особенности питания ребенка.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 929 –963, 971 – 998.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 451 – 477.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 35 – 42.

Занятие № 17

Наши рекомендации