Вспомогательные методические материалы.
· Эталоны решения ситуационных задач к практическому занятию «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов» / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 22 с.
· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач практического занятия «Оценка санитарно-эпидемиологического режима лечебно-профилактических учреждений» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2004. – 35 с.
· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач по регламентации некоторых физических факторов среды обитания человека. К практической подготовке по теме « Методы измерения и гигиеническая оценка некоторых физических факторов среды обитания человека» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2006.
Методические материалы, используемые непосредственно при усвоении материала настоящего методического пособия.
· Настоящий методический документ (полностью обеспечивает выполнение самостоятельной работы обучаемых, выдается в методическом кабинете кафедры).
· Петров В.А. Гигиенические аспекты солнечной радиации и ее искусственных аналогов: Лекция / В.А. Петров. – Владивосток, 2004. – 46 с.
· Петров В.А. Основы биоклиматологии в приложении к гигиеническим проблемам: Лекция / В.А. Петров. – Владивосток, 2004. – 45 с.
· Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 29 с.
· Эталоны решения ситуационных задач к практическому занятию «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов» / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 22 с.
· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач по регламентации некоторых физических факторов среды обитания человека. К практической подготовке по теме « Методы измерения и гигиеническая оценка некоторых физических факторов среды обитания человека» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2006.
Наглядное обеспечение практической подготовки (ниже приведены коды и названия слайдов, демонстрируемых преподавателем в помощь обучаемым при выполнении самостоятельной работы).
В качестве наглядных материалов используются:
· 105 слайдов для демонстрации с помощью оверхеда;
· слайдовая мультимедийная дорожка, содержащая 214 слайдов;
· настольные наглядные материалы в количестве 56.
Техническое обеспечение.
· термометры ртутные с различным диапазоном измеряемых температур;
· термометры спиртовые бытовые, укрепленные на деревянных стойках;
· электротермометры ПТЭМ-1;
· термографы;
· психрометры стационарные (психрометры станционные, психрометры Августа);
· психрометры аспирационные (психрометры Ассмана);
· психрометры бытовые;
· гигрометры волосяные;
· гигрографы;
· анемометры чашечные;
· анемометры крыльчатые;
· кататермометры шаровые;
· вентиляторы электрические;
· стаканы химические на 80 мл;
· марлевые салфетки;
· штативы лабораторные;
· секундомеры;
· актинометры ЛИОТ-Н;
· шаровые термометры;
· барометры-анероиды;
· барографы;
· биодозиметры;
· калькуляторы;
· оверхед;
· экран.
Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента
· Теоретические основы терморегуляции организма человека.
· Общая характеристика тепловых поражений и переохлаждения.
· Общая характеристика и гигиеническая факторов окружающей среды, определяющих тепловое состояние человека, и методы их измерения (температура воздуха, перепады температуры воздуха во времени и пространстве, различие температуры воздуха и ограждающих поверхностей, радиационная тепловая нагрузка, влажность воздуха, скорость движения воздуха).
· Общие физиолого-гигиенические аспекты и методы определения и оценки комплексного влияния метеорологических и микроклиматических факторов окружающей среды на организм человека при различных температурных условиях.
· Методы определения и оценки теплового состояния и теплообмена организма человека.
· Гигиенические аспекты, методы измерения и оценки атмосферного давления.
· Методы измерения интенсивности и спектрального состава ультрафиолетового излучения; регламенты его применения в лечебных и профилактических целях, для санации воздушной среды.
· Гигиенические аспекты аэроионизации, методы контроля и гигиенической оценки (уровень знакомства).
Содержание аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы обучаемого контингента.
· Измерение и оценка показателей микроклимата в аудитории.
· Решение ситуационных задач по различным аспектам гигиенической оценки физических факторов среды обитания человека.
Пояснения к аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе обучаемого контингента.
· Непременным условием аудиторной самостоятельной работы обучаемого контингента является внеаудиторная подготовка по настоящему учебно-методическому пособию, выдаваемому каждому обучаемому на предшествующем занятии, а также усвоение материалов лекций, библиографические данные которых представлены выше.
· При освоении учебного материала в рамках ВСР данное учебно-методическое пособие является самодостаточной при условии предварительного изучения обучаемыми лекционного материала.
· Особое внимание обучаемыми контингентами должно быть уделено усвоению терминологии в области измерения и оценки физических факторов среды обитания человека, представленной соответствующих законодательных актах и нормативных документах, в лекционном материале, а также в разделе 2 настоящего методического документа.
· При самостоятельной работе по повышению квалификации, а также при заочной и очно-заочной формах повышения квалификации специалистов Роспотребнадзора кроме настоящего методического документа используются законодательные, нормативные и методические документы, указанные выше.
· Непосредственно в процессе занятия обучаемыми измеряется температура, влажность, скорость движения воздуха в учебной аудитории и дается гигиеническая оценка полученным результатам.
· Температурные условия в аудитории определяются по методике, изложенной в настоящем пособии.
· Для усвоения порядка работы с анемометрами и актинометром ЛИОТ-Н имитируются движение воздуха с помощью вентилятора и поток инфракрасного излучения от электрической плитки, которые измеряются в процессе занятия.
· С целью усвоения материала практической подготовки обучаемыми решаются ситуационные задачи по определению и оценке различных показателей, характеризующих физические факторы среды обитания человека, а также по оценке результатов некоторых физиологических исследований для определения теплового состояния организма. Ситуационные задачи представлены ниже (обучаемые на последипломных этапах решают по одной задаче из каждой группы задач, студенты решают по одной ситуационной задач из групп, выделенных курсивом).
1) Ситуационные задачи по расчету и оценке средней радиационной температуры (СРТ) с помощью номограммы.
2) Ситуационные задачи по расчету и оценке эффективной температуры (ЭТ) или эквивалентно-эффективной температуры (ЭЭТ) с помощью номограммы.
3) Ситуационные задачи по расчету и оценке корригированной эффективной температуры (КЭТ) с помощью номограммы.
4) Ситуационные задачи по расчету и оценке результирующей температуры (РТ) с помощью номограммы.
5) Ситуационные задачи по расчету и оценке влажной шаровой температуры (ВШТ) или температурного индекса WBGT (WBGT-нндекса).
6) Ситуационные задачи по расчету и оценке индекса тепловой нагрузки среды (ТНС-индекса).
7) Ситуационные задачи по расчету и оценке индекса ветроохлаждения (ИВО) или индекса холодного ветра (ИХВ).
8) Ситуационные задачи по расчету и оценке индекса жесткости погоды (ИЖП).
9) Ситуационные задачи по определению и оценке ветрохолодового индекса (ВХИ).
10) Ситуационные задачи по расчету и оценке индекса суровости погоды (ИСП).
11) Ситуационные задачи по расчету и оценке условной температуры (УТ).
12) Ситуационные задачи по расчету и оценке теплового самочувствия (ТС).
13) Ситуационные задачи по расчету и оценке средневзвешенной температуры кожи (СВТК).
14) Ситуационные задачи по определению интенсивности потоотделения и характера теплоотдачи испарением методом точного взвешивания.
15) Ситуационные задачи по оценке результатов определения латентного периода двигательной реакции на контактное и лучистое тепло.
16) Ситуационные задачи по расчету прогноза состояния здоровья людей в зависимости от температуры наружного воздуха.
17) Ситуационные задачи по расчету количества ламп – источников ультрафиолетового излучения для дезинфекции воздуха.
18) Ситуационные задачи определению лечебной и профилактической доз ультрафиолетового облучения с помощью биодозиметра.
19). Ситуационные задачи определению количества эритемных ламп – источников ультрафиолетового излучения для облучательных установок.
20). Ситуационные задачи по определению регламентов облучения ультрафиолетовым излучением в фотариях.
· Ситуационные задачи по 15 первым пунктам представленного выше перечня изложены в методической разработке «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003», выдаваемой каждому обучаемому.
· Проверка решения ситуационных задач по 15 первым пунктам проводится преподавателем или при заочной и очно-заочной формах обучения в плане самоконтроля самими обучаемыми по методическому документу «Эталоны решения ситуационных задач к практическому занятию «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов» / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 22 с.».
· Ситуационные задачи по пунктам 16-20 представлены в настоящем учебно-методическом пособии; проверка решения этих задач проводится также преподавателем или при заочной и очно-заочной формах обучения в плане самоконтроля самими обучаемыми по отдельному методическому документу «Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач по регламентации некоторых физических факторов среды обитания человека. К практической подготовке по теме « Методы измерения и гигиеническая оценка некоторых физических факторов среды обитания человека» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2006».
· Для обучаемых на всех видах последипломной подготовки организуется занятие на базе лаборатории физических методов исследований Центра гигиены и эпидемиологии в Приморском крае с целью знакомства с современной аппаратурой и приборами и организацией работы лаборатории.
2. Некоторые термины, понятия, определения
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Абсолютная влажность | Упругость водяных паров (парциальное давление их) в момент исследования, выраженная в мм. рт. ст., Па, мб, или масса водяных паров, находящихся в 1 м3 воздуха в момент исследования, выраженная в г; определяется с помощью психрометров различной конструкции. |
Агенты риска | 1. Событие или события, которые создают возможность возникновения опасности. 2. Физический фактор (шум, радиация, электромагнитные поля, вибрация, инфразвук), химическое вещество, биологический организм, потенциально вредные факторы окружающей среды. При соответствующих условиях агенты риска становятся причиной вреда для человеческого здоровья и окружающей среды. |
Адаптационный синдром | Совокупность неспецифических изменений, возникающих в организме животного или человека при действии любого патогенного раздражителя. Термин предложен Селье в 1936 г., по которому А.с. является клиническим проявлением стресс-реакции, всегда возникающей при любых неблагоприятных для организма условиях, в том числе при воздействии неблагоприятных факторов среды обитания человека. Стадии адаптационного синдрома: -I стадия – тревоги (фаза мобилизации); -II стадия – резистентности; -III стадия – истощения. Наиболее существенные изменения организма при общем А.с.: гипертрофия коры надпочечников, атрофия тимико-лимфатической системы, кровоточащие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. |
Адаптация | Приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды: климатическим и температурным, к гипоксии, невесомости, воздействию на организм инфекционных агентов и т. д. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма человека и животных, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма, такие константы крови, как кислотно-щелочное равновесие, осмотическое давление и др. В условиях чрезмерных или длительных воздействий неблагоприятных для организма факторов могут наступать значительные отклонения констант за пределы допустимых границ, что приводит к нарушению нормального течения физиологических функций и развитию патологического процесса. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам. При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни. В отличие от адаптации, в широком смысле термин «адаптация» употребляют для обозначения процесса изменения уровня чувствительности того или иного анализатора под воздействием адекватного раздражителя – так называемая физиологическая адаптация. |
Адаптация к высоте | Физиологический процесс приспособления организма человека и животных к условиям существования и активной деятельности при пониженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе. |
Акклиматизация | Приспособление растений, животных и человека к новым для них климатическим условиям; акклиматизация является частным случаем адаптации к комплексу внешних природно-климатических факторов. Акклиматизация может быть естественной и искусственной, организованной человеком |
Акклиматизация человека | 1. Сложный социально-биологический процесс, зависящий от природно-климатических, гигиенических и психологических факторов. Выделяют 3 фазы акклиматизации: · I – начальная (ориентировочная) фаза; · II – фаза перестройки динамического стереотипа: - 1-й вариант – уравновешивание на новом функциональном уровне; - 2-й вариант – патофизиологическая реактивность (различные патологические состояния; · III – фаза выравнивания. 2. Сложный социально-биологический процесс активного приспособления к новым климатическим условиям. |
Продолжение
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Актинометрия | Совокупность методов измерения лучистой (тепловой) энергии (энергии инфракрасного излучения). Приборы, применяемые при актинометрии называются актинометрами. Различают следующие устройства для актинометрии: · пиргелиометры - для измерения интенсивности прямой солнечной радиации; · пиргеометры - для измерения земного (ночного) излучения; · альбедометры - для измерения отраженной от земной поверхности солнечной радиации; · актинометры - для измерения радиации искусственных источников теплового излучения, которые также употребляются и для измерения солнечной радиации. В санитарно-гигиенических исследованиях для измерения интенсивности лучистой энергии в перегреваемых помещениях от нагреваемых поверхностей в основном применяется инспекторский актинометр ЛИОТ-Н, в котором в качестве воспринимающего тепловую энергию устройства используют попеременно зачерненные и блестящие полоски алюминиевой фольги (термобатарея) к которым прикреплены спаи из полосок меди и константана, соединенных последовательно. Вследствие различной лучепоглощающей способности черных и блестящих спаев образуется термоэлектрический ток, регистрируемый с помощью гальванометра. Шкала гальванометра разбита на деления от 0 до 20 каждое деление соответствует 0,5 |
Альбедо излучения | Отношение числа частиц (фотонов), отражающихся от границ раздела двух сред, к числу частиц (фотонов), падающих на поверхность раздела. |
Амплификация | Увеличение за счёт внутренних ресурсов способностей организма нейтрализовать негативное воздействие, оказываемое на него окружающей средой. |
Ангидремия | Уменьшение содержания воды в жидкой части крови, возникающее при некоторых формах нарушения водно-солевого обмена и характеризующееся общей внеклеточной дегидратацией. При синдроме ангидремии имеет место уменьшение массы циркулирующей крови за счет объема плазмы и одновременное ее сгущение. Последнее наступает вторично и проявляется увеличением концентрации гемоглобина, показателя гематокрита, концентрации белков и вязкости крови, а также повышением удельного сопротивления плазмы и в случаях гипосмии – снижением точки замерзания. Общая внеклеточная дегидратация с ангидремией наступает при значительных потерях организма воды и солей. Синдром ангидремии наиболее выражен, если потери хлорида натрия преобладают над потерями воды, т. к. возникающая при этом гипосмия внеклеточной жидкости обусловливает перемещение воды внутрь клеток, где осмотическое давление более высокое. Ангидремия вследствие гипоосмиотического обезвоживания может развиваться при потере пищеварительных соков (рвота, понос, фистулы отдельных участков пищеварительного тракта), т. к. концентрация электролитов в составе пищеварительных секретов больше, чем в плазме. К ангидремии могут привести также отсутствие поступления воды извне, испарение воды при одышке или при длительных операциях на органах брюшной и грудной полости. |
Антициклон | Область повышенного давления в атмосфере, при котором устанавливается малооблачная погода продолжительностью от нескольких суток до нескольких недель. |
Атмосфера | Газовая оболочка, окружающая Землю и другие планеты; гигиеническое значение имеют газовый состав, температура, давление, влажность, скорость движения воздуха, атмосферные осадки и электрическое состояние атмосферы. |
Атмосферный воздух | Жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. |
Аттестация рабочих мест по условиям труда | Система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. |
Аэроионы | Легкие ионы, носителями заряда которых являются атомы, молекулы или комплексы молекул газов воздуха. |
Бактерицидная лампа | Искусственный источник излучения, в спектре которого имеется преимущественно ультрафиолетовое бактерицидное излучение. |
Бактерицидная облученность | Поверхностная плотность падающего бактерицидного потока излучения (отношение бактерицидного потока к площади облучаемой поверхности). Обозначение: Ебк = Фбк/S. Единица измерения: ватт на квадратный метр (Вт/м2). |
Продолжение
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Бактерицидная отдача лампы | Коэффициент, характеризующий бактерицидную эффективность источника излучения (отношение мощности бактерицидного излучения к мощности лампы). Обозначение: hл = Ф6к/Рл. Единица измерения: бактерицидный ватт на энергетический (Вт6к/Втл). |
Бактерицидная эффективность | Оценка уровня снижения микробной обсемененности воздушной среды или поверхностей в результате воздействия ультрафиолетового излучения, выраженная в процентах, как отношение числа погибших микроорганизмов (Nn) к их начальному числу до облучения (Nн). Обозначение: Jбк = (Nn/Nн)×100%. |
Бактерицидное (антимикробное) действия ультрафиолетового излучения | Потеря жизнеспособности микроорганизмов под воздействием ультрафиолетового излучения. |
Бактерицидный облучатель | Устройство, состоящее из бактерицидной лампы или ламп, ПРА, отражательной арматуры, деталей для крепления ламп и присоединения к питающей сети, а также элементов для подавления электромагнитных помех в радиочастотном диапазоне. |
Бактерицидный поток | Мощность бактерицидною излучения. Обозначение: Фбк. Единица измерения: ватт (Вт). |
Безопасность | Отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. |
Безопасность санитарно-эпидемиологическая | Стабилизированная на уровне стандартов качества окружающей среды ситуация, без явных патологических экообусловленных изменений в состоянии здоровья населения, с приемлемым уровнем риска развития неблагоприятных изменений в состоянии среды обитания и здоровья населения. |
Безопасность труда | Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. |
Безопасные условия для человека | Состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия её факторов на человека. |
Безопасные условия труда | 1. Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов, соответствует оптимальному и допустимому классам условий труда по степени вредности и опасности. 2. Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. |
Благоприятная экологическая обстановка | Отсутствие антропогенных источников неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека и естественных, но аномальных для данной области (региона) природно-климатических, биогеохимических и других явлений. |
Ведущий фактор производственной среды | Фактор, специфическое действие которого проявляется в наибольшей мере при комбинированном или сочетанном воздействии ряда факторов на организм |
Внешняя среда | Часть окружающей среды, непосредственно контактирующая с эпидермисом кожи и эпителием слизистых оболочек органов дыхания, пищеварения, зрения, а также воздействующая на все виды рецепторов, воспринимающих окружающий мир с его социальными условиями каждым человеком индивидуально, в силу своих особенностей. |
Возбудимость | Способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения. |
Возбуждение | Активный физиологический процесс, которым некоторые живые клетки (нервные, мышечные, железистые) отвечают на внешнее воздействие. |
Вредное влияние | Биохимическое изменение, функциональное поражение или патологическое повреждение, которое отрицательно действует на организм или уменьшает его способность реагировать на дополнительные осложнения в окружающей среде и справляться с ними. |
Вредное воздействие на человека | Воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. |
Вредные факторы труда | Факторы, оказывающие отрицательное влияние на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия. |
Продолжение
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух | Вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. |
Вредные условия труда (3 класс условий труда по степени вредности и опасности) | Условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство; вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности: · 1 степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболеваний; · 2 степень 3-го класса (3.2) – условия труда с такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с ВУТ (см.), повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии; · 3 степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в лёгких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с ВУТ; · 4 степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с ВУТ. |
Вредный производственный фактор | 1. Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. 2. Фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Вредными производственными факторами могут быть: -физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещённость (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещённость, повышенная ультрафиолетовая радиация); - химические факторы: химические вещества, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); - биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты; - факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве; - факторы трудового процесса, характеризующие напряжённость труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы. |
Время риска | Период действия факторов, определяющих формирование эпидемического варианта возбудителя и следующий за ним период повышенных показателей заболеваемости, определяемый действием факторов распространения эпидемического варианта возбудителя. |
Высотная болезнь | Заболевание, возникающее в результате значительного и быстрого снижения парциального давления кислорода в окружающей газовой среде. |
Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) | Уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. |
Продолжение
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Примечания. · Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. · Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с органами и организациями госсанэпиднадзора. | |
Гигиенический норматив | Установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека. |
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы | Нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. |
Государственный контроль (надзор) | Проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных Федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. |
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор | Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения в целях охраны здоровья населения и средыобитаниячеловека. |
Группы повышенного риска | Контингенты населения, среди которых, в силу воздействия генетических и средовых факторов, опасность возникновения и развития заболеваний выше, чем в популяции в целом. Формирование групп риска должно осуществляться на основе комплексного подхода, основанного на понятии об эпидемиологической диагностике неинфекционных заболеваний. |
Дефицит насыщения | Разница между абсолютной и максимальной влажностью; определяется путём вычитания из значений максимальной влажности значения абсолютной влажности. |
Гигиеническая оценка условий труда | Определение соответствия условий труда существующим гигиеническим нормативам. |
Гигиенические нормативы (ГН) | Нормативные акты государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья. |
Гигиенические нормативы условий труда | Уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующих поколений; соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц. |
Гигиеническая оценка условий труда | Определение соответствия условий труда существующим гигиеническим нормативам. |
Гигиенические нормативы (ГН) | Нормативные акты государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья. |
Гигиенические нормативы условий труда | Уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующих поколений; соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц. |
Деионизация | Процесс лишения носителя своего заряда, посредством присоединения аэроионов к аэрозолям или рекомбинации аэроионов различной полярности друг с другом, либо осаждения аэроионов на предметах (материалах), генерирующих (способных накапливать) электрический заряд (оргтехника, видеодисплейные терминалы, воздушные фильтры, воздуховоды, системы кондиционирования воздуха и т. д.). |
Продолжение
Понятия, термины | Расшифровка понятий, терминов |
Декомпрессионная болезнь | Патологическое состояние, развивающееся вследствие образования в крови и тканях живых организмов пузырьков газа при снижении внешнего давления (у человека при выходе из кессона, всплытии с глубины на поверхность, при подъёме на высоту). |
Детерминированный эффект | Заболевание, в качестве причины которого выступает фактор окружающей среды. |
Длительность облучения | Время, в течение которого происходит процесс облучения объекта и достигается заданный уровень бактерицидной эффективности. Обозначение: t. Единица измерения: секунда, минута, час (с, мин, ч). |
Допустимое тепловое состояние организма (в приложении к военной и военно-морской гигиене) | Тепловое состояние организма, сопряженное с умеренным напряжением физиологических механизмов терморегуляции, появлением дискомфортных теплоощущений, возможным снижением работоспособности, отсутствием нарушений состояния здоровья. |
Допустимые микроклиматические условия | Сочетания количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения теплового состояния организма, сопровождающиеся напряжением механизмов терморегуляции, не выходящим за пределы физиологических приспособительных возможностей; при этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, то могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувств |