Тема 1. Восстановительное обучение в острый период
Задача занятия: закрепить знания студентов о процессе растормаживания речи в острый период.
Подготовка к занятию:
Изучение речевых карт.
План проведения занятия:
1. Наблюдение за занятиями логопеда по растормаживанию речи в острый период с лицами, страдающими афазией.
2. Обсуждение занятий, анализ работы логопеда.
Выводы по занятию (специфика логопедической работы, учет характера нарушения, специфики личности обучающихся).
Литература: 1, 3, 8, 19, 20, 21, 22, 24.
Тема 2. Восстановительное обучение лиц, страдающих различными формами афазии, в резидуальный период
Задача занятия: закрепить знания студентов о процессе восстановительного обучения лиц с афазией в резидуальный период.
Подготовка к занятию:
Изучение речевых карт.
План проведения занятия:
1. Наблюдение за занятиями логопеда по коррекционной работе с лицами, страдающими афазией.
2. Обсуждение занятий, анализ работы логопеда.
Выводы по занятию (специфика логопедической работы при разных формах афазии, учет специфики личности обучающихся).
Литература: 1, 3, 5, 19, 20, 21, 22, 24.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АГНОЗИЯ – нарушение различных видов восприятия, возникающих при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.
АГРАММАТИЗМ – стойкое нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Имеет место билатеральное поражение, то есть не какой-то определенной, а нескольких зон коры больших полушарий головного мозга.
АЛЕКСИЯ – невозможность процесса чтения.
АНАЛИЗАТОР – относительно самостоятельная органическая, анатомо-физиологическая система, ответственная за восприятие и переработку информации, порождающей у человека ощущения.
АПРАКСИЯ – нарушение целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (параличей, парезов и др.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
АСТЕРЕОГНОЗ – неузнавание знакомых предметов при ощупывании их с закрытыми глазами.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – метод практической психологии и психотерапии, включающий систему последовательно выполняемых упражнений, рассчитанных на выработку разнообразных умений и навыков, связанных с физической и психической саморегуляцией.
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – внутренняя, не сопровождаемая звуками.
ЛОГОРРЕЯ – бессвязный речевой поток как проявление речевой активности.
ЛОГОФОБИЯ – навязчивый страх порождения речевого высказывания.
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ – неравенство больших полушарий головного мозга в обеспечении нервно-психической деятельности человека, при котором в одних случаях главенствует левое, а других – правое полушарие.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
ПАРАФАЗИЯ – нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова.
ПРАКСИС – организованное, координированное сознательное действие.
ПРЕДИКАТИВНОСТЬ – свойство внутренней речи, выражающееся в отсутствии в ней слов, представляющих собой субъект высказывания, то есть то, о чем говорится в данном высказывании, или то, что представлено подлежащим в грамматической структуре предложения.
ПРЕМОРБИДНЫЙ – имевший место до возникновения нарушения.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих выбрать профессию с учетом потребностей общества и собственных возможностей.
ПРОФДИАГНОСТИКА – психологическая оценка личности человека с позиции его профессиональных способностей и социальных условий деятельности.
ПСИХОТЕРАПИЯ – область медицины, включающая психологические методы диагностики и лечения (терапии) разного рода заболеваний.
СЕНСО-МОТОРНЫЙ – единство чувствующего и двигательного.
СИМПТОМ – признак.
СИНДРОМ – сочетание симптомов (признаков).
СИНТАГМА – синтаксическая интонационно-смысловая единица.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ – нарушение нормальных отношений человека с обществом, окружающими.
ЭВОЛЮЦИЯ – закономерное, постепенное и упорядоченное развитие, процесс возникновения нового.
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – внешняя, звучащая и осознаваемая.
ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л.С.Цветковой, Ж.М.Глозман. М., 1983.
2. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964.
3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.
4. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998.
5. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций. М., 2005.
6. Винарская Е.Н. Дизартрия. М., 2005, с. 95–104.
7. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.
8. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: Мет. рек. Ч. 1. М., 1985.
9. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2003.
10. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн.3.
11. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
12. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.
13. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1947.
14. Оппель В.В.Восстановление речи после инсульта. Л., 1972.
15. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С.Цветковой. М., 1979.
16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190.
17. Столярова Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. М.: Мед., 1973.
18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. М., 1997. – Т.2.
19. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
20. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972,
21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
22. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
23. Шкловский В.М., Визель Т.Г., Насоновская Г.М. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992.
24. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.