Деструктивное воздействие современных песен на духовное здоровье

Тот кто, песен петь и слушать не умеет,

Тот не будет счастлив никогда

Л. Островой

Песня является самой распространенной и популярной формой выражения состояния души и духа. В песнях отражаются все телесно-душевно-духовные характеристики человека и общества – национальность, возраст, пол, профессия, социальное и семейное положение, прошлое, мечты о будущем, география, климат, история и т.д. Поэтому песня имеет сложную «матрешечную» конструкцию. В ней присутствуют много составляющих - словесно-смысловая, поэтическая, образная, информационная, содержательная; музыкальная (мелодия, аранжировка, тональность, ритм и др.), исполнительская, голосовая, мимическая, пластическая, костюмная, косметическая, цветовая, световая, сценическая и др. Их нужно уметь видеть, и научиться давать оценку их воздействия на био-психо-социальную структуру человека и общества.

«Нам песня строить и жить помогает». Это так, потому что конструкция песен конгруентна конструкции души и духа человека и общества. Но конструктивный потенциал песен можно использовать с противоположной целью. Современные авторы создают, а средства массовой информации распространяют такие песни, которые помогают разрушать и умирать.

Приведем примеры, подтверждающие это суждение. Сравним психо-социальную конструкцию и направленность песен советско-социалистического и демократически-капиталистического этапов развития нашей страны

Песни о детях

Советские песни Современные песни
Взвейтесь кострами, синие ночи Мы – пионеры – дети рабочих Близится эра светлых годов Кличь пионера – всегда будь готов! Короли ночной Вероны, Нам не писаны законы, Мы шальной удачи дети Мы легко живем на свете В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело.  

В обеих песнях дети позиционируют свое социальное происхождение и преемственность поколений. Советские дети самоидентифицируют себя как дети трудящихся, выражают идеологическое единство с отцами и готовность продолжать их дела.

Дети эпохи капитализма – имеют сомнительное происхождение. Их отцы – охотники за шальной удачей. Можно предположить, что это прихватизаторы.

В советской песне у детей обозначена цель и смысл жизни. Они будут приближать светлое будущее. Они организованы, объединены общей идеей, готовы к труду на благо общества. Их интересы соотносятся с интересами страны. Они законопослушны.

В «демократической» песне дети ориентированы на легкую жизнь. Телесные, сексуальные, потребительские потребности важнее социальных и духовных. Они не собираются соблюдать законы. Они себя чувствуют королями в ночное время. Из контекста песни ясно, что их ночное поведение деструктивно и асоциально.

В советской песне ночь и темнота отступают под действием света костров.

В современной песне ночь и темнота сохраняются как условия для реализации «королевских» потребностей

Образ молодых людей в современной песне агрессивно деструктивный.

Образ детей в советской песне соответствует здоровой био-психо-социальной конструкции человека и общества. В «демократической» песне – разрушает ее по всем составляющим.

Но самое страшное впечатление на меня произвело то, что именно эту песню включили в программу концерта, посвященного дню милиции 10 ноября 2004 г. На концерте присутствовали президент страны В.В. Путин – гарант конституции; депутаты Государственной Думы, разрабатывающие и принимающие законы; руководство российской прокуратуры, контролирующей выполнение законов; милиция, охраняющая порядок, особенно в ночное время. Концерт транслировался по телевидению на всю страну. Процитированный припев трижды лихо спела и сплясала группа молодых людей - ансамбль «Ромео и Джульета». Содержание песни было прямо противоположным идее праздника и отрицанием профессиональной деятельности высокопоставленных зрителей.

Как понимать такое совпадение? Когда взрывают здания – это терроризм. Когда с вызывающей смелостью взрывают духовные символы нации, исключают патриотические, народные, национальные, классические произведения в исполнении великих мастеров искусств, которые создают величие и единство нации, из таких тематических концертов, это… свобода и демократия.

Подростки и юноши в старых и новых песнях

Советские песни Современные песни
Мальчишки, мальчишки несутся по снежным горам… Плывут в океанах, летят высоко в небесах солидные люди с мальчишеской искрой в глазах… Мальчишки, мальчишки Вы первыми ринулись в бой… … страну заслонили собой А я маленький, ниже стремени…   А я хочу по лужам бегать, голубей гонять… Наташку дергать за косу… На самокате катиться по двору…

В советской песне образ мальчишек очень позитивный и конструктивный. Они укрепляют физическое здоровье, получают образование, выбирают мужские профессии, проявляют патриотизм и героизм. Они добились успеха, у них хорошее настроение Они не одиночки. Их много и представляются они объединенными общими идеалами и служением Родине.

В «демократической» песне мальчишки одиноки. Их настроение грустное. Их желания индивидуальны, инфантильны и примитивны. Образы мелкие. Стремления стать мужчинами, тружениками, воинами, защитниками… нет.

Девочки и девушки в старых и новых песнях

Советские песни Современные песни
Встану рано по утру, по утру… Все я в доме приберу, приберу. Я полы подмету, вымою посуду, И воды принести я не позабуду, В тесто сахара добавлю, Пироги я в печь поставлю. Все сумею, все сумею, все успею сделать… Что сказать не знаю… Клевый вечер… Делать неча… Снег идет… По щекам бьет, бьет… Снежинки ртом ловила.. как дура…Болею очень… Температура…  
Стою на полустаночке… Девчоночка фабричная К труду привычная… Скромна не по годам… Откроешь клад, какого не видал Поиграем в любовь… Девочкой моею ты меня назови, А потом обними, а потом обмани… Люби поскорей, просто так… Выпью за неудачу
  Подмосковный городок, липы желтые в рядок… Мы на фабрику вдвоем Утром рядышком идем…   Девушка Прасковья из Подмосковья, снова одна…плачет и плачет у окна…

Советские песни воспитывали у девочек и девушек трудолюбие, доброту, скромность, целомудренность, готовили их стать женами и матерями, желающими и способными жить интересами семьи и страны. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была нормальной.

В приведенных демократических песнях девочки-героини ленивы, не образованы и не воспитаны. У них отсутствует позитивный образ своего «Я» и будущего. Они готовы к самому унизительному положению в обществе, к фальши и обману в любви, к тому, что судьба окажется сломанной в ранней юности. Они также готовы к алкогольной аддикции, то есть, к уходу от проблем в алкоголизацию. По сюжету песен они одиноки и несчастны. Их телесно-душевно-духовная конструкция полностью разрушена. Песни крайне деструктивны. Они «помогают разрушаться и умирать», но именно их пропагандируют средства массовой информации.

Образы мужчин в песнях

Советские песни Современные песни
Комсомольцы, добровольцы, Надо верить, любить беззаветно Сквозь огонь мы пройдем если нужно Только так можно счастье найти… Я шоколадный заяц, Я ласковый мерзавец, Я сладкий на все сто…
…Кочегары, плотники, Монтажники, высотники… Зайка моя, я твой тазик… глазик…веник
Держись Геолог, крепись геолог, Ты солнца и ветра брат Я по жизни загулял, словно в темный лес попал  
Пока я ходить умею, Пока я глядеть умею, Во имя великой цели Я буду идти вперед В поступках не было логики…, Но не умею я жить по-другому. 100 шагов назад… Лети моя душа не оставайся. Притяженья больше нет…  
Потому что мы пилоты… Первым делом самолеты… А девушки потом…   У меня мурашки от моей Наташки…
Уйду с дороги, таков закон, Третий должен уйти   Дым сигарет с ментолом… А когда я ее обнимаю, все равно о тебе вспоминаю…
  Орел степной, казак лихой… А ты и дорог мне такой     Ах, какой был мужчина! «Настоящий полковник», но оказался, блин, уголовник…  

В советских песнях герои-мужчины были физически, душевно и духовно здоровыми. Их жизненные цели были едины с целями всей страны. В песнях преобладало самопредъявление – «мы» Они учились, трудились, совершали трудовые и ратные подвиги. Они имели цель в жизни, любили трудиться. Они уважали и любили женщин. Они защищали Родину. Это были очень позитивные, яркие и привлекательные образы. Женщины понимали и уважали мужчин, принимали их преданность службе. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была единой, отражала единство народа.

Эти песни любили и пели все. Это воспитывало детей и объединяло нацию

В современных песнях, которые транслируют радио и телевидение, мужчины в основном, проблемные, деструктивные личности. Не имеют профессии и любимой работы. В основном это одиночки, приспосабливаются к жизни, выбирая легкие пути, не связывая себя серьезными обязательствами. Они потребительски относятся к женщинам. У них нет нравственных, волевых, интеллектуальных, профессиональных и других ресурсов. Они не претендуют на подвиги. Они предпочитают идти не вперед «к великой цели…сквозь снег и ветер», а «тихо на пальцах 100 шагов назад», без логики и без притяжения людей и Родины. Герои песен склонны к алкоголизации и курению. У них сложные отношения с женщинами, в которых они не берут на себя роли защитника.

Как у героев песен, так и у исполнителей имеется дефицит мужества и маскулинности в голосах, манерах, костюмах, в содержании песен. До крайней степени доведено стремление уничтожить все физические, психические, социальные и нравственные признаки мужчин в образе «Верки-сердючки». «Ее» репертуар очень деструктивен, так как пропагандирует алкоголизацию и самые примитивные формы поведения. Будучи в Севастополе на международном семинаре по трезвости, я много раз слышал в исполнении Верки-сердючки: «Льются песни, льются вина…не (погибнет) Украина…» Название страны рифмуется с вином, а пьянство утверждается как гарант стабильности страны. Какие деструктивные процессы происходят на Украине сейчас мы знаем. Одна из причин такого отсутствия единства – «промывка мозгов» под бесшабашную музыку.

Среди современных звезд сцены мужского пола есть приятное исключение – ансамбль «Любэ» и его солист Николай Расторгуев.

Мы забыли когда слышали и видели настоящих мужчин – богатырей-героев, смелых и сильных, добрых и умных. Есть русские песни со словами: «Богатырская наша сила…» «Эй, ухнем!…» Есть басы и баритоны с мужскими фигурами, лицами, костюмами и прическами. Изредка мы их видим в передаче «Играй гармонь». Раз в год по телевидению транслируют концерты Д. Хворостовского.

Образы женщин в старых и новых песнях

Советские песни Современные песни
А ну-ка девушки, а ну красавицы, Пускай поет о Вас страна… И звонкой песнею пускай прославятся Среди героев ваши имена Ну что ты страшная такая, Ты такая страшная… И не накрашенная страшная и накрашенная…
Нас утро встречает прохладой Нас ветром встречает река… Вставай, вставай кудрявая Навстречу дня Я как бабочка порхаю над всем И все без проблем…  
Я хожу не смею, волю дать словам Милый мой хороший, догадайся сам   Муси, пуси…миленький мой Я вся во вкусе…я тебя съем…  
С любовью справлюсь я одна А вместе с нам не справиться Убей мою подругу…
Тебя я услышу за тысячи верст Мы звонкое эхо друг друга   Я не слышу тебя, ты не слышишь меня… Между нами дверь стеклянная… Мы от счастья нашего Потеряли ключи…
Если я тебя придумала, Стань таким как я хочу… Хочу я замуж, замуж хочу А ты не бойся, я все оплачу…
Ожиданием своим ты спасла меня…   А я, как видишь, не пропала… Тебя, как видишь, не ждала…
То, что есть на свете страна моя – Это самое главное… Живи спокойно страна, я у тебя одна…

В советских песнях эпохи социализма женщины были здоровыми физически и психически, целомудренными, цельными, имели высокие идеалы, стремились соответствовать самым высоким требованиям во всех сферах жизни. Они любили, мечтали о счастье, имели профессию, охотно трудились, самоутверждались и в личной жизни и в работе на благо Родины. В любви они были верными, надежными и скромными. Интересы семьи были для них выше личных. Они умели ждать. Ожидание было наполнено смыслом, соответствовало иерархии телесно-душевно-духовных потребностей.

В «демократических» песнях женщина свободна от обязательств перед кем-либо и одинока. Она озабочена тем, чтобы получить побольше наслаждений. Она прагматична, но профессия значения не имеет. Она сексуально предприимчива и агрессивна, не считает нужным ждать своего друга. Она опускается сама и снижает духовность мужчин, склонна к алкоголизации.

Герои современных песен сами страдают от их безнравственности. Упразднение духовности приводит к непониманию в отношениях, к разрыву связей между людьми к душевным и физическим страданиям. Не понимая, и не желая этого, звезды телевидения и эстрады подтверждают триединство тела-души и духа и невозможность безнаказанно разрушать их единство. Примеров таких песен очень много:

«Ты меня не понял на перроне…

Я уходила, чтобы возвратиться»…

«Немного жаль моей любви,

немного жаль твоей надежды.

Все это было, но увы…

уже не будет так как прежде…»

«…Что он в ней нашел?

У нее душа кошкина.

А я такая, растакая…, но

Мой поезд ушел…»

«Знаю, что скоро тебя потеряю,

Но сердце не хочет понять…

А мне его трудно унять…»

«Постучалась в дом боль не званная.

Вот она любовь окаянная…

Коротали мы ночи длинные

Нелюбимые с нелюбимыми…»

Что ни песня, то конфликт между телом, душой и духом и разлад между героями. Ни молодые ни пожилые персонажи жить не умеют, социально не состоятельны. А их переживания легковесны, потому что они остаются самодовольными и самовлюбленными, и не ставят обременительных для собственного эгоизма задач понять причину очередной неудачи и изменить сценарий своей жизни. Классический пример депрессивной реакции, и ее конверсии в психосоматическое расстройство заключается в словах песни про «настоящего полковника»: «Гложет сердце кручина…Давит грудь подоконник…». Героиня потерпела неудачу, фрустрирована. Полковник ею попользовался, за ее счет удовлетворил свои сексуальные и алкогольные потребности. Жениться обещал, но скрылся. Героиня страдает, но страдать и думать ей не охота. Она демонстрирует использование механизма бессознательной психологической защиты по типу идеализации. Чтобы уменьшить степень своего социального и нравственного поражения она идеализирует уголовника - «ах, какой был мужчина». Хоть как-то надо оправдать свою оплошность. Она свою ошибку не поняла и не исправила. Осталась убежденной в том, что сексуальные потребности «ближе к телу», чем нравственные.

Понять героиню песни можно. Если звездные мужчины поют: «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец…» и прославляют «…пупси, которая за бакси, продает секси…» то и уголовник, воспримется как полковник.

«Где ж ты бродишь? Настоящий мужчина…?» вопрошает суперзвезда А. Пугачева в песне о полковнике. Настоящие мужчины – пилоты, космонавты, моряки, воины, когегары, плотники, монтажники, высотники, геологи, шоферы, кузнецы и другие остались в Союзе Советских Социалистических Республик, за барьером реформ. Нормальная био-психо-социальная конструкция советского мужчины оказалась неконгруентной конструкции демократического, капиталистического общества

В книге «Почему вымирают русские» (2004 г.) И.А. Гундаровым дано объяснение феномену самой высокой смертности мужчин в регионах вокруг Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, Владимира, имеющих самые древние национальные корни. В исторической памяти русского народа мужчина был сильным, смелым и бескорыстным воином-защитником, богатырем, готовым все отдать за Родину. В мирное время это был самодостаточный хозяин, труженик, который все делал сам, и в холодном климате, затрачивая гораздо больше усилий, чем южане, производил все, что нужно его многодетной семье. Во время реформ социальная роль мужчин подверглась наибольшей деформации. Экономический и социальный статус мужчин резко опустили. Заниматься тем, что должно и нужно, им стало невозможно. Моральная отвественность за семью и Родину стала невыполнимой и невыносимой. От безысходности, от хронического стресса число самоубийств 20-29 летних мужчин выросло в 1,8 раза. Социально-экономическая политика стала выдавливать мужчин в сети алкогольного, табачного, игорного, сексуального и наркотического бизнеса. Реклама и эстрада это поддержали с величайшим энтузиазмом.

Позиционирование нас русских, советских людей всех национальностей, в песнях исполняющихся на нашем родном русском языке оскорбляет всю нашу нацию. Это глумление над народом Победителем, спасшим Европу и мир от фашизма. У нас есть замечательные песни, есть выдающиеся, истинно народные артисты – Людмила Зыкина, Елена Образцова, Тамара Синявская, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов и др., много записей Игоря Талькова. Почему наш народ в средствах массовой информации – по радио и телевидению слышит и видит только то, что разрушает его национальное самосознание, дискритирует величие его души и духа?

Наши рекомендации