Деструктивное воздействие современных песен на духовное здоровье
Тот кто, песен петь и слушать не умеет,
Тот не будет счастлив никогда
Л. Островой
Песня является самой распространенной и популярной формой выражения состояния души и духа. В песнях отражаются все телесно-душевно-духовные характеристики человека и общества – национальность, возраст, пол, профессия, социальное и семейное положение, прошлое, мечты о будущем, география, климат, история и т.д. Поэтому песня имеет сложную «матрешечную» конструкцию. В ней присутствуют много составляющих - словесно-смысловая, поэтическая, образная, информационная, содержательная; музыкальная (мелодия, аранжировка, тональность, ритм и др.), исполнительская, голосовая, мимическая, пластическая, костюмная, косметическая, цветовая, световая, сценическая и др. Их нужно уметь видеть, и научиться давать оценку их воздействия на био-психо-социальную структуру человека и общества.
«Нам песня строить и жить помогает». Это так, потому что конструкция песен конгруентна конструкции души и духа человека и общества. Но конструктивный потенциал песен можно использовать с противоположной целью. Современные авторы создают, а средства массовой информации распространяют такие песни, которые помогают разрушать и умирать.
Приведем примеры, подтверждающие это суждение. Сравним психо-социальную конструкцию и направленность песен советско-социалистического и демократически-капиталистического этапов развития нашей страны
Песни о детях
Советские песни | Современные песни |
Взвейтесь кострами, синие ночи Мы – пионеры – дети рабочих Близится эра светлых годов Кличь пионера – всегда будь готов! | Короли ночной Вероны, Нам не писаны законы, Мы шальной удачи дети Мы легко живем на свете В нашей жизни то и дело Душу побеждает тело. |
В обеих песнях дети позиционируют свое социальное происхождение и преемственность поколений. Советские дети самоидентифицируют себя как дети трудящихся, выражают идеологическое единство с отцами и готовность продолжать их дела.
Дети эпохи капитализма – имеют сомнительное происхождение. Их отцы – охотники за шальной удачей. Можно предположить, что это прихватизаторы.
В советской песне у детей обозначена цель и смысл жизни. Они будут приближать светлое будущее. Они организованы, объединены общей идеей, готовы к труду на благо общества. Их интересы соотносятся с интересами страны. Они законопослушны.
В «демократической» песне дети ориентированы на легкую жизнь. Телесные, сексуальные, потребительские потребности важнее социальных и духовных. Они не собираются соблюдать законы. Они себя чувствуют королями в ночное время. Из контекста песни ясно, что их ночное поведение деструктивно и асоциально.
В советской песне ночь и темнота отступают под действием света костров.
В современной песне ночь и темнота сохраняются как условия для реализации «королевских» потребностей
Образ молодых людей в современной песне агрессивно деструктивный.
Образ детей в советской песне соответствует здоровой био-психо-социальной конструкции человека и общества. В «демократической» песне – разрушает ее по всем составляющим.
Но самое страшное впечатление на меня произвело то, что именно эту песню включили в программу концерта, посвященного дню милиции 10 ноября 2004 г. На концерте присутствовали президент страны В.В. Путин – гарант конституции; депутаты Государственной Думы, разрабатывающие и принимающие законы; руководство российской прокуратуры, контролирующей выполнение законов; милиция, охраняющая порядок, особенно в ночное время. Концерт транслировался по телевидению на всю страну. Процитированный припев трижды лихо спела и сплясала группа молодых людей - ансамбль «Ромео и Джульета». Содержание песни было прямо противоположным идее праздника и отрицанием профессиональной деятельности высокопоставленных зрителей.
Как понимать такое совпадение? Когда взрывают здания – это терроризм. Когда с вызывающей смелостью взрывают духовные символы нации, исключают патриотические, народные, национальные, классические произведения в исполнении великих мастеров искусств, которые создают величие и единство нации, из таких тематических концертов, это… свобода и демократия.
Подростки и юноши в старых и новых песнях
Советские песни | Современные песни |
Мальчишки, мальчишки несутся по снежным горам… Плывут в океанах, летят высоко в небесах солидные люди с мальчишеской искрой в глазах… Мальчишки, мальчишки Вы первыми ринулись в бой… … страну заслонили собой | А я маленький, ниже стремени… А я хочу по лужам бегать, голубей гонять… Наташку дергать за косу… На самокате катиться по двору… |
В советской песне образ мальчишек очень позитивный и конструктивный. Они укрепляют физическое здоровье, получают образование, выбирают мужские профессии, проявляют патриотизм и героизм. Они добились успеха, у них хорошее настроение Они не одиночки. Их много и представляются они объединенными общими идеалами и служением Родине.
В «демократической» песне мальчишки одиноки. Их настроение грустное. Их желания индивидуальны, инфантильны и примитивны. Образы мелкие. Стремления стать мужчинами, тружениками, воинами, защитниками… нет.
Девочки и девушки в старых и новых песнях
Советские песни | Современные песни |
Встану рано по утру, по утру… Все я в доме приберу, приберу. Я полы подмету, вымою посуду, И воды принести я не позабуду, В тесто сахара добавлю, Пироги я в печь поставлю. Все сумею, все сумею, все успею сделать… | Что сказать не знаю… Клевый вечер… Делать неча… Снег идет… По щекам бьет, бьет… Снежинки ртом ловила.. как дура…Болею очень… Температура… |
Стою на полустаночке… Девчоночка фабричная К труду привычная… Скромна не по годам… Откроешь клад, какого не видал | Поиграем в любовь… Девочкой моею ты меня назови, А потом обними, а потом обмани… Люби поскорей, просто так… Выпью за неудачу |
Подмосковный городок, липы желтые в рядок… Мы на фабрику вдвоем Утром рядышком идем… | Девушка Прасковья из Подмосковья, снова одна…плачет и плачет у окна… |
Советские песни воспитывали у девочек и девушек трудолюбие, доброту, скромность, целомудренность, готовили их стать женами и матерями, желающими и способными жить интересами семьи и страны. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была нормальной.
В приведенных демократических песнях девочки-героини ленивы, не образованы и не воспитаны. У них отсутствует позитивный образ своего «Я» и будущего. Они готовы к самому унизительному положению в обществе, к фальши и обману в любви, к тому, что судьба окажется сломанной в ранней юности. Они также готовы к алкогольной аддикции, то есть, к уходу от проблем в алкоголизацию. По сюжету песен они одиноки и несчастны. Их телесно-душевно-духовная конструкция полностью разрушена. Песни крайне деструктивны. Они «помогают разрушаться и умирать», но именно их пропагандируют средства массовой информации.
Образы мужчин в песнях
Советские песни | Современные песни |
Комсомольцы, добровольцы, Надо верить, любить беззаветно Сквозь огонь мы пройдем если нужно Только так можно счастье найти… | Я шоколадный заяц, Я ласковый мерзавец, Я сладкий на все сто… |
…Кочегары, плотники, Монтажники, высотники… | Зайка моя, я твой тазик… глазик…веник |
Держись Геолог, крепись геолог, Ты солнца и ветра брат | Я по жизни загулял, словно в темный лес попал |
Пока я ходить умею, Пока я глядеть умею, Во имя великой цели Я буду идти вперед | В поступках не было логики…, Но не умею я жить по-другому. 100 шагов назад… Лети моя душа не оставайся. Притяженья больше нет… |
Потому что мы пилоты… Первым делом самолеты… А девушки потом… | У меня мурашки от моей Наташки… |
Уйду с дороги, таков закон, Третий должен уйти | Дым сигарет с ментолом… А когда я ее обнимаю, все равно о тебе вспоминаю… |
Орел степной, казак лихой… А ты и дорог мне такой | Ах, какой был мужчина! «Настоящий полковник», но оказался, блин, уголовник… |
В советских песнях герои-мужчины были физически, душевно и духовно здоровыми. Их жизненные цели были едины с целями всей страны. В песнях преобладало самопредъявление – «мы» Они учились, трудились, совершали трудовые и ратные подвиги. Они имели цель в жизни, любили трудиться. Они уважали и любили женщин. Они защищали Родину. Это были очень позитивные, яркие и привлекательные образы. Женщины понимали и уважали мужчин, принимали их преданность службе. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была единой, отражала единство народа.
Эти песни любили и пели все. Это воспитывало детей и объединяло нацию
В современных песнях, которые транслируют радио и телевидение, мужчины в основном, проблемные, деструктивные личности. Не имеют профессии и любимой работы. В основном это одиночки, приспосабливаются к жизни, выбирая легкие пути, не связывая себя серьезными обязательствами. Они потребительски относятся к женщинам. У них нет нравственных, волевых, интеллектуальных, профессиональных и других ресурсов. Они не претендуют на подвиги. Они предпочитают идти не вперед «к великой цели…сквозь снег и ветер», а «тихо на пальцах 100 шагов назад», без логики и без притяжения людей и Родины. Герои песен склонны к алкоголизации и курению. У них сложные отношения с женщинами, в которых они не берут на себя роли защитника.
Как у героев песен, так и у исполнителей имеется дефицит мужества и маскулинности в голосах, манерах, костюмах, в содержании песен. До крайней степени доведено стремление уничтожить все физические, психические, социальные и нравственные признаки мужчин в образе «Верки-сердючки». «Ее» репертуар очень деструктивен, так как пропагандирует алкоголизацию и самые примитивные формы поведения. Будучи в Севастополе на международном семинаре по трезвости, я много раз слышал в исполнении Верки-сердючки: «Льются песни, льются вина…не (погибнет) Украина…» Название страны рифмуется с вином, а пьянство утверждается как гарант стабильности страны. Какие деструктивные процессы происходят на Украине сейчас мы знаем. Одна из причин такого отсутствия единства – «промывка мозгов» под бесшабашную музыку.
Среди современных звезд сцены мужского пола есть приятное исключение – ансамбль «Любэ» и его солист Николай Расторгуев.
Мы забыли когда слышали и видели настоящих мужчин – богатырей-героев, смелых и сильных, добрых и умных. Есть русские песни со словами: «Богатырская наша сила…» «Эй, ухнем!…» Есть басы и баритоны с мужскими фигурами, лицами, костюмами и прическами. Изредка мы их видим в передаче «Играй гармонь». Раз в год по телевидению транслируют концерты Д. Хворостовского.
Образы женщин в старых и новых песнях
Советские песни | Современные песни |
А ну-ка девушки, а ну красавицы, Пускай поет о Вас страна… И звонкой песнею пускай прославятся Среди героев ваши имена | Ну что ты страшная такая, Ты такая страшная… И не накрашенная страшная и накрашенная… |
Нас утро встречает прохладой Нас ветром встречает река… Вставай, вставай кудрявая Навстречу дня | Я как бабочка порхаю над всем И все без проблем… |
Я хожу не смею, волю дать словам Милый мой хороший, догадайся сам | Муси, пуси…миленький мой Я вся во вкусе…я тебя съем… |
С любовью справлюсь я одна А вместе с нам не справиться | Убей мою подругу… |
Тебя я услышу за тысячи верст Мы звонкое эхо друг друга | Я не слышу тебя, ты не слышишь меня… Между нами дверь стеклянная… Мы от счастья нашего Потеряли ключи… |
Если я тебя придумала, Стань таким как я хочу… | Хочу я замуж, замуж хочу А ты не бойся, я все оплачу… |
Ожиданием своим ты спасла меня… | А я, как видишь, не пропала… Тебя, как видишь, не ждала… |
То, что есть на свете страна моя – Это самое главное… | Живи спокойно страна, я у тебя одна… |
В советских песнях эпохи социализма женщины были здоровыми физически и психически, целомудренными, цельными, имели высокие идеалы, стремились соответствовать самым высоким требованиям во всех сферах жизни. Они любили, мечтали о счастье, имели профессию, охотно трудились, самоутверждались и в личной жизни и в работе на благо Родины. В любви они были верными, надежными и скромными. Интересы семьи были для них выше личных. Они умели ждать. Ожидание было наполнено смыслом, соответствовало иерархии телесно-душевно-духовных потребностей.
В «демократических» песнях женщина свободна от обязательств перед кем-либо и одинока. Она озабочена тем, чтобы получить побольше наслаждений. Она прагматична, но профессия значения не имеет. Она сексуально предприимчива и агрессивна, не считает нужным ждать своего друга. Она опускается сама и снижает духовность мужчин, склонна к алкоголизации.
Герои современных песен сами страдают от их безнравственности. Упразднение духовности приводит к непониманию в отношениях, к разрыву связей между людьми к душевным и физическим страданиям. Не понимая, и не желая этого, звезды телевидения и эстрады подтверждают триединство тела-души и духа и невозможность безнаказанно разрушать их единство. Примеров таких песен очень много:
«Ты меня не понял на перроне…
Я уходила, чтобы возвратиться»…
«Немного жаль моей любви,
немного жаль твоей надежды.
Все это было, но увы…
уже не будет так как прежде…»
«…Что он в ней нашел?
У нее душа кошкина.
А я такая, растакая…, но
Мой поезд ушел…»
«Знаю, что скоро тебя потеряю,
Но сердце не хочет понять…
А мне его трудно унять…»
«Постучалась в дом боль не званная.
Вот она любовь окаянная…
Коротали мы ночи длинные
Нелюбимые с нелюбимыми…»
Что ни песня, то конфликт между телом, душой и духом и разлад между героями. Ни молодые ни пожилые персонажи жить не умеют, социально не состоятельны. А их переживания легковесны, потому что они остаются самодовольными и самовлюбленными, и не ставят обременительных для собственного эгоизма задач понять причину очередной неудачи и изменить сценарий своей жизни. Классический пример депрессивной реакции, и ее конверсии в психосоматическое расстройство заключается в словах песни про «настоящего полковника»: «Гложет сердце кручина…Давит грудь подоконник…». Героиня потерпела неудачу, фрустрирована. Полковник ею попользовался, за ее счет удовлетворил свои сексуальные и алкогольные потребности. Жениться обещал, но скрылся. Героиня страдает, но страдать и думать ей не охота. Она демонстрирует использование механизма бессознательной психологической защиты по типу идеализации. Чтобы уменьшить степень своего социального и нравственного поражения она идеализирует уголовника - «ах, какой был мужчина». Хоть как-то надо оправдать свою оплошность. Она свою ошибку не поняла и не исправила. Осталась убежденной в том, что сексуальные потребности «ближе к телу», чем нравственные.
Понять героиню песни можно. Если звездные мужчины поют: «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец…» и прославляют «…пупси, которая за бакси, продает секси…» то и уголовник, воспримется как полковник.
«Где ж ты бродишь? Настоящий мужчина…?» вопрошает суперзвезда А. Пугачева в песне о полковнике. Настоящие мужчины – пилоты, космонавты, моряки, воины, когегары, плотники, монтажники, высотники, геологи, шоферы, кузнецы и другие остались в Союзе Советских Социалистических Республик, за барьером реформ. Нормальная био-психо-социальная конструкция советского мужчины оказалась неконгруентной конструкции демократического, капиталистического общества
В книге «Почему вымирают русские» (2004 г.) И.А. Гундаровым дано объяснение феномену самой высокой смертности мужчин в регионах вокруг Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, Владимира, имеющих самые древние национальные корни. В исторической памяти русского народа мужчина был сильным, смелым и бескорыстным воином-защитником, богатырем, готовым все отдать за Родину. В мирное время это был самодостаточный хозяин, труженик, который все делал сам, и в холодном климате, затрачивая гораздо больше усилий, чем южане, производил все, что нужно его многодетной семье. Во время реформ социальная роль мужчин подверглась наибольшей деформации. Экономический и социальный статус мужчин резко опустили. Заниматься тем, что должно и нужно, им стало невозможно. Моральная отвественность за семью и Родину стала невыполнимой и невыносимой. От безысходности, от хронического стресса число самоубийств 20-29 летних мужчин выросло в 1,8 раза. Социально-экономическая политика стала выдавливать мужчин в сети алкогольного, табачного, игорного, сексуального и наркотического бизнеса. Реклама и эстрада это поддержали с величайшим энтузиазмом.
Позиционирование нас русских, советских людей всех национальностей, в песнях исполняющихся на нашем родном русском языке оскорбляет всю нашу нацию. Это глумление над народом Победителем, спасшим Европу и мир от фашизма. У нас есть замечательные песни, есть выдающиеся, истинно народные артисты – Людмила Зыкина, Елена Образцова, Тамара Синявская, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов и др., много записей Игоря Талькова. Почему наш народ в средствах массовой информации – по радио и телевидению слышит и видит только то, что разрушает его национальное самосознание, дискритирует величие его души и духа?