Способ самозащиты психического здоровья
В норме тело, душа и дух не могут отрываться друг от друга и существовать раздельно. Триединство человека проявляется еще и в том, что соотношение телесно-душевно-духовных потребностей по масштабам и формам не может быть другим кроме названного. Попытки людей или общества не подчиниться этому объективному принципу устройства мира приводят к разрушению людей и общества. Приведем примеры, подтверждающие это суждение.
1. При увеличении масштабов телесных (материальных) потребностей, выходе их за границы социальных и духовных потребностей возникает конфликт между ними. Человеку, желающему иметь много материальных ценностей, в то же время хочется быть уважаемым человеком, считаться культурным, образованным, социально-нормативным, не «уголовником», быть «на виду», занимать престижную должность, избираться во властные структуры. «Не хлебом единым жив человек».
За доходами, операциями с недвижимостью следят соответствующие службы – ревизоры, прокуроры, счетная палата, а также сослуживцы, которые сравнивают свои и чужие трудозатраты и зарплаты. Когда субъекты, увлекшиеся удовлетворением материальных потребностей, выходят за «рамки приличия», их наказывают разными способами. Часто очень жестокими. Тогда теряется смысл в собственности. На деньги можно купить только медицинские услуги, но не здоровье.
Аналогичным крахом здоровья и всех жизненных планов заканчивается увеличение масштабов всех популярных телесных потребностей – в алкоголе, в табачном дыме, в наркотиках, в сексе, в еде и т.д. В удовлетворении «телесных» потребностей мы свободны только в пределах культурных, правовых и нравственных норм. Они определяют границы безопасности нашей жизни. Их надо соблюдать для своего же блага. Другим от этого также будет лучше.
2. Если масштабы социальных (душевных) потребностей утрачивают соразмерность, сопряженность и конгруентность с материальными или духовными, то также разрушается вся био-психо-социальная конструкция человека и общества. В качестве примера можно привести зависимости от игр, интернет, казино, «трудоголизм», от групп и группировок людей по интересам, от друзей, сексуальных партнеров, созависимость родственников больными алкоголизмом и наркоманией и др.
Один из моих пациентов, зависимых от казино, был безупречным человеком, имевшим нормальную иерархию био-психо-социальных потребностей. Он жил в семье, любил жену и детей, стремился заработать побольше для нужд семьи, воспитания и образования детей. Казино были вне сферы его интересов, и он никогда в них не заходил. Семья жила спокойно и счастливо. Но «нашелся» соблазнитель, зависимый от казино, желающий приобщить к этому, «престижному», по его мнению, увлечению своего сотрудника. Зависимости «заразны». Известно, что каждый наркоман за год приобщает к наркотизации 5-7 человек. Аналогичным образом ведут себя зависимые от игр.
Наш пациент отказывался, предполагал, что это опасно для него и его семьи, но «сломался», когда соблазнитель сказал: «Ты что, не мужик, что ли? Что, у тебя денег нет?
Социальная потребность считаться «мужиком», умеющим зарабатывать и тратить деньги, свободным в выборе своих развлечений резко увеличилась в масштабах. Она утратила связи с нижележащими материальными и вышележащими духовными потребностями. Био-психо-социальная конструкция нашего героя не выдержала испытания. Он вошел в казино с намерением только один раз сыграть, познать, что это такое и больше никогда не заходить.
С первой ставки он выиграл, со второй и третьей тоже выиграл. От внезапного выигрыша появилась эйфория. Чувство опасности притупилось. Понял, что ему сегодня «везет». Надо воспользоваться моментом удачи. На четвертую ставку проиграл все, что выиграл. Попробовал еще раз сыграть и выложил тысячу, которая была при нем. Проиграл и ее. Остановился. Но пережитое волнение, концентрация чувств, сладкий яд чувства риска, испытания судьбы, «пощекотало» нервы. Понял, что его это «встряхнуло». Это искушение, разовая измена своим био-психо-социальным принципам привели к тому, что появилась неодолимое влечение к казино, проигрыш всех своих денег, проигрыш кредитов, взятых в 2 банках, денег, одолженных у друзей и родственников. Семья из разряда спокойных и счастливых резко перешла в разряд проблемных и несчастных. Наш пациент пострадал сам и заставил страдать всех близких ему людей на много лет вперед. Самозапрет на посещение мест деструктивных удовольствий должен быть абсолютным.
3. Духовные потребности тоже могут утрачивать соразмерность и конгруентность с нижележащими социальными и материальными. Примерами могут быть зависимости от деструктивных, тоталитарных, псевдорелигиозных сект. Людей вовлекают в секты, актуализируя у них самые высокие духовные потребности – служить Богу. Но оказывается, что это не традиционная, мировая религия, а какое-то новое направление с новыми идеями, обрядами, нормами поведения и т.д. Усиление духовных потребностей сопровождается постепенным их противопоставлением социальным и материальным. Слабеют связи с родителями и друзьями, меняются интересы и стереотипы поведения. Формируется чувство долга перед новыми «отцами». За облагодетельствование нужно заплатить деньгами или трудом. Зависимые начинают подвергаться финансовой, трудовой, а часто и сексуальной эксплуатации, становятся рабами. В итоге, вся телесно-душевно-духовная конструкция человека разрушается.
Из анализа приведенных примеров человек разумный и свободный сделает свой собственный вывод и выбор стиля своей жизни.