Фельдшерско-акушерский пункт
Фельдшерско-акушерский пункт — лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь силами фельдшеров и акушеров (без участия врачей) населению небольшого населенного пункта. Характер оказываемой медицинской помощи ограничен доврачебными манипуляциями. В фельдшерско-акушерском пункте имеется только процедурный кабинет.
В фельдшерско-акушерский пункт следует обращаться жителям небольших населенных пунктов в случае развития любых легких форм заболеваний или обострения хронической патологии для оказания доврачебной помощи, а также получения направления на осмотр врача амбулатории или поликлиники
На ФАП предусмотрены следующие должности:
• фельдшер —1 должность при численности населения от 900 до 1300 человек; 1 должность при численности населения от 1300 до 1800 человек; 1,5 должности при численности населения от 1800 до 2400 человек и 2 должности при численности населения от 2400 до 3000 человек;
• санитарка — 0,5 должности при численности населения до 900 человек и 1 должность при численности населения свыше 900 человек.
В зависимости от местных условий ФАП может вести только амбулаторный прием или иметь родильные койки. В последнем случае на ФАП наряду с амбулаторной помощью оказывается и стационарная.
В связи с тем, что на ФАП оказывается медицинская помощь всему сельскому населению, а не только женскому, помещение, в котором он располагается, должно состоять из двух половин: фельдшерской и акушерской.
Основными задачами ФАП в соответствии с «Положением о фельдшерско-акушерском пункте», утвержденным Министерством здравоохранения РФ, являются:
• оказание доврачебной медицинской помощи населению;
• своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
• организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (животноводов, механизаторов и др.);
• проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
• осуществление мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;
• участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов;
• проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;
• извещение территориальной СЭС в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований.
Задачи и функции фельдшерского здравпункта
1. Основной задачей фельдшерского здравпункта является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
2. В соответствии с целями и задачами фельдшерский здравпункт осуществляет:
· первую доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях;
· организацию транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;
· направление больных на консультации и лечебно-профилактические учреждения;
· проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначением врача;
· разработку и проведение совместно с администрацией предприятия (учебного заведения) и по согласованию с органами санэпиднадзора профилактических и оздоровительных мероприятий.
Станция скорой помощи
Станция скорой помощи - лечебное учреждение, оказывающее экстренную и неотложную медицинскую помощью населению путем выезда машины скорой медицинской помощи с бригадой в составе врача, фельдшера, водителя.
Уровень оказания помощи. Первый.
Основные признаки. Экстренность, выезд к пациенту.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В скорую помощь следует обращаться больным, требующим экстренной или неотложной помощи с выездом медицинских работников к месту нахождения самого пациента (развитие острого заболевания, прогрессирование хронического заболевания, несчастный случай).
Фельдшеры проходят усовершенствование и специализацию в областном базовом училище повышения квалификации работников здравоохранения. На этих циклах читают лекции практикующие врачи скорой помощи.
Фельдшеры могут работать как в очаге поражения, так и за его пределами. В некоторых городах под руководством Центра медицины катастроф проводятся тактические учения персонала по медицинской помощи и взаимодействию с другими медицинскими и немедицинскими формированиями. Фельдшеры должны уметь работать с аппаратурой, находящейся на оснащении станции скорой помощи (электрокардиографы, пневмокомплексы и т. д.).
Медико-санитарная часть
Медико-санитарная часть (МСЧ) — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи исключительно или главным образом работникам промышленности, строительства и транспорта. В МСЧ оказывают специализированную амбулаторно-поликлиническую, а при наличии стационара и больничную медпомощь трудящимся предприятия и прикрепленному населению; проводят профилактические осмотры, осуществляют диспансеризацию работающих на предприятии и необходимые оздоровительные мероприятия, В задачи МСЧ входят также экспертиза временной нетрудоспособности: медицинский отбор лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в направлении на лечение в санаторий, санаторий-профилакторий, в диетическом питании, систематическая работа по гигиеническому воспитанию трудящихся и пропаганде здорового образа жизни.
МСЧ бывают закрытого и открытого типа. Закрытая МСЧ предназначена для оказания медпомощи исключительно работающим на предприятии, при котором она организована.
МСЧ открытого типа обеспечивает помощь членам семей работающих на предприятии, она может иметь в составе отделения (участки) для обслуживания населения прилегающих микрорайонов. График работы МСЧ строится с учетом режима работы предприятия, чтобы медпомощь была доступна в свободное от работы время.
Структура МСЧ зависит от мощности предприятия и характера производственного процесса. В состав МСЧ, как правило, входят поликлиника, врачебные и фельдшерские здравпункты. В крупных МСЧ имеются стационары. МСЧ могут иметь в своем составе женскую консультацию, грязелечебницу (см. Грязелечение)и водолечебницу (см.
Водолечение), кабинет психофизиологической разгрузки и др. В поликлиниках крупных МСЧ организуются отделения профилактики. Важным подразделением МСЧ является отделение восстановительного лечения. Строительство МСЧ и их реконструкция осуществляется на средства промышленных предприятий. МСЧ может быть создана и для группы смежных предприятий (организаций) с численностью работающих на каждом свыше 1 тыс. человек (в ряде случаев и при меньшей численности работающих).
Помещения МСЧ обычно находятся на балансе соответствующего промышленного предприятия, а управление ею осуществляется главным врачом, который подчиняется местным органам здравоохранения и руководствуется в своей работе действующим законодательством и другими нормативными документами.
Предусматриваются расширение практики кооперирования средств нескольких предприятий или организаций при Строительстве МСЧ, передача на их баланс построенных медико-санитарных частей, разрешение их финансирования и содержания.
Травматологический пункт
Травматологический пункт - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее экстренную помощь пациентам с травмами любого происхождения, а также осуществляющее дальнейшее их наблюдение и лечение.
Уровень оказания помощи. Второй.
Основные признаки. Амбулаторная помощь, территориальность, травматология.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В травматологический пункт следует обращаться жителям городов в случае получения легких и среднетяжелых травм любого происхождения.
Основные задачи травматологического пункта:
- Оказание квалифицированной экстренной травматологической помощи детям в возрасте от 0 до 18 лет.
- Ведение амбулаторного лечения пострадавших от травм до полного выздоровления.
- Консультативная помощь по травматологии и ортопедии.
- Диспансеризация травматологических больных.
- Проведение мероприятий по профилактике заболевания детей бешенством и столбняком.
Травматологический пункт располагает кабинетом заведующего, врача-травматолога, операционной, гипсовой, двумя перевязочными (чистая и гнойная), рентгенологическим кабинетом. В травматологическом пункте производят обезболивание перелома, репозицию костных отломков, наложение гипсовых повязок, вправление вывихов, первичные хирургические обработки ран и т. д. Если ребенок нуждается в стационарном лечении, то из травматологического пункта его направляют в ортопедическое отделение стационара. Травматологический пункт ведет электронный учет травматологических больных области, ведется электронная выписка больничных листов по уходу за больными детьми.
Женская консультация
Женская консультация — лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее профилактику и лечения гинекологических заболеваний, а также наблюдение за женщинами в период беременности.
Уровень оказания помощи. Второй.
Основные признаки. Амбулаторность, патронаж, акушерство и гинекология.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В женскую консультацию следует обращаться пациенткам с гинекологическими заболеваниями и беременным женщинам.
Основными задачами женской консультации являются:
· оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории;
· проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, послеродового периода, предупреждение гинекологических заболеваний;
· оказание женщинам социально-правовой помощи в соответствии с законодательством об охране здоровья материи ребенка;
· внедрение в практику работы современных методов профилактики, диагностики и лечения беременных и гинекологических больных;
· внедрение передовых форм и методов амбулаторной акушерско-гинекологической помощи.
В соответствии с основными задачами женская консультация должна осуществлять:
· организацию и проведение санитарно-профилактической работы среди женщин;
· профилактические осмотры женского населения;
· проведение работы по контрацепции для предупреждения не планируемой беременности;
· обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных между женской консультацией и родильным домом, детской консультацией, другими лечебно-профилактическими учреждениями (консультация “Семья и брак”, консультативно-диагностические центры, медико-генетические консультации).
Важной задачей врача женской консультации является взятие на учет беременных и осуществление лечебных мероприятий беременным, включенным в группу риска.
Деятельность консультации строится по участковому принципу. Акушерско-гинекологический участок рассчитан на 6000 женщин, проживающих на территории деятельности данной консультации. На каждом из них до 25% женщин находятся в репродуктивном возрасте (от 15 до 49 лет). Режим работы женской консультации установлен с учетом безотказного обеспечения амбулаторной акушерско-гинекологической помощью женщин в их не рабочее время. Один день в неделю выделен врачу для оказания помощи и профилактических осмотров работниц прикрепленных промышленных предприятий, территориально расположенных на участке врача или для специализированного приема.
Структура женской консультации: регистратура, кабинеты врачей акушеров-гинекологов для приема беременных, родильниц, гинекологических больных, манипуляционная комната, физиотерапевтический кабинет, где проводят лечебные процедуры, кабинеты терапевта, стоматолога, венеролога и юриста для консультаций по социально-правовым вопросам. Организованы кабинеты специализированного приема для женщин, страдающих бесплодием, невынашиванием беременности, для консультаций по вопросам контрацепции, патологии пременопаузального, климактерического и постменопаузального периодов, лаборатория, кабинет УЗД.
Регистратура женской консультации обеспечивает предварительную запись на прием к врачу на все дни недели при личном посещении или по телефону.
Врач участка, кроме приема в женской консультации оказывает помощь на дому беременным, родильницам, гинекологическим больным, которые по состоянию здоровья не могут сами явиться в женскую консультацию. Если врач находит нужным, он активно посещает больную или беременную на дому без вызова (патронаж).
Санитарно-просветительную работу проводят врачи и акушерки по плану. Основные формы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, лекции, ответы на вопросы с использованием аудио- и видеокассет, радио, кино, телевидения.
Правовую защиту женщин осуществляют юрисконсульты женской консультации, которые вместе с врачами выявляют женщин, нуждающихся в правовой защите, читают лекции, проводят беседы по основам российского законодательства о браке и семье, льготам трудового законодательства для женщин.
Одной из главных задач женской консультации является выявление предраковых заболеваний, профилактика онкологических заболеваний. Существуют три вида профилактических осмотров: комплексные, целевые, индивидуальные. Профилактические осмотры женского населения проводят с 20-летнего возраста, два раза в год с обязательным цитологическим и кольпоскопическим обследованиями.
Наблюдение беременных.
Главная задача женской консультации - диспансеризация беременных. Срок взятия на учет - до 12 недель беременности. При первом посещении заполняют “Индивидуальную карту беременной и родильницы” (форма 111у), в которой записывают все данные опроса, обследования, назначения при каждом посещении. После клинического и лабораторного обследования (до 12 недель) определяют принадлежность каждой беременной к той или иной группе риска. Для количественной оценки факторов риска следует пользоваться шкалой "Оценка пренатальных факторов риска в баллах" (приказ №430).
Гинекологическая помощь.
Выявляют гинекологические заболевания при посещении женщинами женской консультации, на профилактических осмотрах в женской консультации или предприятиях, смотровых кабинетах поликлиник. На каждую женщину, первично обратившуюся в женскую консультацию, заводят “Медицинскую карту амбулаторного больного” (форма 025у). При наличии показаний для диспансеризации, заполняют “Контрольную карту диспансерного наблюдения” (форма 030у).
Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам на промышленных предприятиях
Врачи акушеры-гинекологи женской консультации проводят на предприятиях, прикрепленных к консультации, комплекс лечебно-профилактической работы. Для проведения этой работы врачу отводят один день в неделю. В настоящее время в женской консультации выделяют акушера-гинеколога для работы с предприятиями из расчета один врач на 2000-2500 женщин.
На предприятии акушер-гинеколог проводит:
· профилактические осмотры женщин;
· углубленный анализ гинекологической заболеваемости;
· исходов беременности и родов;
· ведет прием гинекологических больных; контролирует работу комнаты личной гигиены;
· изучает условия труда женщин на предприятии;
· участвует в работе по улучшению условий труда работниц.
Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам сельской местности.
Выездная женская консультация является регулярно действующим филиалом женской консультации центральной районной больницы (ЦРБ) и создана для оказания врачебной акушерско-гинекологической помощи сельскому населению.
На сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) доврачебной помощи работа акушерки направлена в основном на раннее взятие на учет и систематическое наблюдение беременных с целью предупреждения осложнений беременности, проведения санитарно-просветительной работы. Периодическое врачебное обследование женщин на ФАП осуществляют врачи женской консультации районной больницы (РБ) или центральной районной больницы (ЦРБ), а также врачи выездной бригады ЦРБ в составе акушера-гинеколога, терапевта, стоматолога и лаборанта. Главная задача выездной женской консультации - диспансерное наблюдение беременных и оказание помощи больным с гинекологическими заболеваниями
Диспансер
Диспансер — лечебно-профилактические учреждения, осуществляющее систематическое наблюдение и лечение больных с определенным заболеванием, а также профилактику указанного заболевания. По контингенту пациентов диспансеры делятся на туберкулёзные, кожно-венерологические, онкологические, психо-неврологические, эндокринологические, наркологические и кардиологические.
Уровень оказания помощи. Третий.
Основные признаки. Амбулаторность, патронаж, узкая специализация.
Тип оплаты. Обязательное медицинское страхование (необходим паспорт и действующий полис), добровольное медицинское страхование (требуется паспорт, полис и лист согласования объема обследования и лечения со страховщиком), личные денежные средства (требуется паспорт).
В какой ситуации обращаться. В специализированный диспансер следует обращаться больным с установленным туберкулезом, кожными заболеваниями, венерологическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями, психическими заболеваниями, наркоманией, а также по направлению из многопрофильных учреждений с эндокринологическими и кардиологическими заболеваниями.
В России существуют следующие виды диспансеров:
- противотуберкулёзные,
- кожно-венерологические,
- онкологические,
- психоневрологические,
- трахоматозные,
- зобные,
- врачебно-физкультурные,
- эндокринологические,
- наркологические,
- кардиологические
В структуре диспансера, как правило, предусматриваются поликлиническое отделение, стационар, диагностические подразделения (лаборатория, рентгеновский кабинет и др.). В целях более рациональной организации медпомощи населению маломощные диспансеры, в которых работает по 2—4 врача, целесообразно преобразовывать в специализированные отделения (кабинеты) центральных районных больниц и городских поликлиник.
Задачи диспансера:
1. Оказание квалифицированной, специализированной лечебно-консультативной и диагностической помощи;
2. Осуществление диспансеризации больных и организация диспансерного наблюдения за ними в лечебных учреждениях;
3. Организационно-методическое руководство деятельностью территориальных медучреждений общелечебной сети;
4. Осуществление учета больных, анализ заболеваемости, инвалидности, смертности, ведение регистрации больных, разработка профилактических и организационных мероприятий;
5. Организация и проведение семинаров, конференций с целью повышения уровня знаний по соответствующей патологии;
6. Проведение массовых медосмотров;
7. Внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики в ЛПУ;
8. Распространение знаний среди населения, гигиеническое обучение и воспитание.
Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медицинскую
Помощь детям.
Система оказания лечебно-профилактической помощи детям, принятая в Российской Федерации, состоит из трех тесно взаимосвязанных звеньев – детской поликлиники, детской больницы, детского санатория.
Кроме того, необходимая медицинская помощь оказывается пациентам детского возраста в специализированных отделениях стационаров и поликлиник для взрослых, родильных домах, консультативно-диагностических центрах и т. д.
Определенный объем медицинской помощи, в основном профилактической, оказывается детям в медицинских кабинетах, организованных при детских садах-яслях, домах ребенка, общеобразовательных учреждениях и детских оздоровительных лагерях.
Детская больница представляет собой лечебно-профилактическое учреждение для пациентов в возрасте до 14 лет включительно, состояние здоровья которых требует постоянного контроля со стороны врача, интенсивной терапии или специализированной, например хирургической, помощи. Такие больницы делятся на многопрофильные и специализированные, а по системе общей организации они могут быть объединенными с поликлиникой и необъединенными.
Главной задачей современной детской больницы является полное восстановление здоровья заболевшего ребенка. Помощь подразумевает четыре основных этапа – диагностику заболевания, принятие неотложных терапевтических мер, основной курс лечения и реабилитацию, в том числе и необходимую социальную помощь.